Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Алексия на очередной сессии ПАСЕ

Выступление Святейшего Патриарха Алексия на очередной сессии ПАСЕ
Версия для печати
2 октября 2007 г. 14:48

Во вторник 2 октября в Страсбурге Предстоятель Русской Церкви выступил на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Многоуважаемый господин председатель!

Уважаемые члены Парламентской ассамблеи!

Благодарю за приглашение обратиться к столь высокому собранию, переданное мне от вашего имени председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы господином Рене ван дер Линденом. С большой радостью пользуюсь сегодня возможностью донести до парламентариев стран-членов Совета Европы наше видение прошлого, настоящего и будущего Европейского континента — нашего общего дома.

В последнее время Совет Европы предпринял новые, беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействия с религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны религиозных лидеров.

Одной из важных тем такого диалога могла бы быть тема человека, ибо вокруг проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом.

Европейский континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас. Но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации. Христианство научило все европейские народы, что человек создан по образу и подобию Божию. Но одновременно оно всегда подчеркивало, что только если человек будет следовать путем нравственной жизни, то станет другом Божиим (Ин. 15:15) и обретет свободу (Ин. 8:32).

Это послание не только ставит человека на большую ценностную высоту, но и говорит об условиях пребывания на этой высоте. Человек легко склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств. Как раз направление этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни.

Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека — важнейшая политическая идея Европы, — возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем.

Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав человека.

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой — потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в истории.

Одновременно я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.

Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или, по крайней мере, с опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.

Отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы — не только на Востоке, но и на Западе — растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной и экономической сферах.

Впрочем, даже самая совершенная правовая и социальная система не может в полной мере ограничить жажду обогащения одних в ущерб другим. Милосердие не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно — результат воспитания, в том числе и в духе традиционной христианской нравственности.

Традиционные моральные принципы — это еще и основа для интеграции многокультурного общества, коим является современная Европа. Это хорошо показал в частности, Всемирный саммит религиозных деятелей, прошедший в Москве в июле прошлого года. Участники форума — представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма, индуизма из 49 стран мира — выразили свою общую обеспокоенность деградацией морального состояния человечества.

Именно на основе традиционной нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные традиции в России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России, так и других стран СНГ.

Как все мы знаем, сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни.

Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком — не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.

Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая и секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений, и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира. Полагаю, что одной из площадок такого диалога может быть Совет Европы, имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях.

Благодарю за внимание.

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по тюремному служению принял участие в международной конференции в Страсбурге

Глава Татарстанской митрополии выступил на заседании ЮНЕСКО, посвященном управлению объектами Всемирного наследия религиозного значения

В Страсбурге прошло заседание Комитета ПАСЕ, посвященное развитию платформы постоянного диалога между Советом Европы и религиозными общинами

В Представительстве Российской Федерации при ООН в Женеве был дан торжественный обед в честь Святейшего Патриарха Кирилла

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Стефановском кафедральном соборе г. Сыктывкара

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Сыктывкар

Святейший Патриарх Кирилл посетит Республику Коми

Архимандрит Алексий (Поликарпов): Пантелеимонов монастырь на Афоне — русская монашеская свеча пред Богом [Интервью]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию с 45-летием служения в священном сане

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла генеральному директору «Софрино» Е.А. Пархаеву с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту Российской академии образования Л.А. Вербицкой с днем рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Элладской Православной Церкви с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Астраханскому Ионе с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви с днем тезоименитства

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам XV Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна в Михаило-Архангельском храме Троицкого монастыря г. Бирска

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел Российской Федерации

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к читателям юбилейного издания «Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского»