Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово архимандрита Сергия (Булатникова) при наречении во епископа Клинцовского и Трубчевского

Слово архимандрита Сергия (Булатникова) при наречении во епископа Клинцовского и Трубчевского
Версия для печати
11 июня 2013 г. 19:49

11 июня 2013 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова), клирика Брянской епархии, во епископа Клинцовского и Трубчевского.

При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Преосвященные владыки и пастыри Церкви Христовой!

Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне суждено быть епископом Церкви Христовой в ставшем для меня родным Брянском крае, где я пребываю уже около 20 лет. В юности я возжелал монашеского жития, стремясь поступать по послушанию. Благословение Святейшего Патриарха я воспринял как послушание Церкви.

Ныне, предстоя перед вами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея» (молитва на сон грядущим 7-я, св. Иоанна Златоуста).

Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании.

Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинградской духовной академии. Однако подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути.

Господь судил мне в моей жизни видеть и Церковь гонимую и молчащую, и Церковь, обретшую свободу и в силе благовествующую слово Божие.

По окончании Ленинградской духовной академии, Господь меня призвал к служению в родной город Санкт-Петербург. Это было время возрождения, когда Церковь восставала из руин. Во Всехсвятской церкви города Приозерска, а затем Свято-Троицком Зеленецком монастыре сподобил и меня Господь потрудиться на восстановлении церковных святынь. Но возрождение поруганных храмов душ человеческих виделось мне более насущной задачей. По приглашению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека я прибыл во вновь образованную Брянскую епархию для устроения монашеской жизни.

В течение почти 20 лет, неся послушание на Брянской земле в должности настоятеля Казанской Площанской пустыни и духовника монашествующих Брянской епархии, я видел, как возрастает и крепнет живая церковь человеческих душ. Мне приходилось по послушанию ездить на вновь открываемые приходы, готовить ставленников для священнослужения и принимать в монастырь для исправления оступившихся священников, совершать постриги в мужских и женских монастырях.

И вот теперь, когда Священноначалие призывает меня к высшему служению в епископском достоинстве, разумею, что это служение основано прежде всего не на власти и силе, а на делах благих, труде и подвиге. Действительно, легко ли «для всех сделаться всем» (1 Кор. 9:22)? Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Легко ли суметь одного обличить, другому запретить, третьего умолить со всяким долготерпением (2 Тим. 4:2)? Легко ли нести ответственность и за себя, и за паству, и за пастырей? И истинная жизнь епископа есть постоянный труд в заботе и попечении о вверенной ему Богом пастве. Епископ должен хранить веру православную, соблюдать каноны Церкви и установления Священноначалия, быть образцом благочестия. Первейшей заботой епископа является воспитание молодежи — будущего нашей Церкви, с тем чтобы помочь молодым людям найти верный путь в жизни, показать непреходящие моральные ценности, преподать знания о вере в церковноприходских школах и православных гимназиях. Церковь должна позаботиться и о тех, кто забыт, кто не имеет крова над головой и пропитания, кто оставлен на произвол судьбы. Социальное служение есть неотъемлемая часть деятельности нашей Церкви и каждой епархии. Епископ должен воспитать достойных ревностных служителей алтаря, которых немало и теперь, но далеко не столько, сколько нужно было бы для блага и процветания Церкви. Архипастырь должен не отдаляться от своей паствы, быть ближе к народу Божиему. В нем должны видеть не столько церковного администратора, сколько отца, всегда готового помочь, выслушать, дать добрый совет. Взирая на просторы епархий нашей Русской Православной Церкви, это кажется трудновыполнимым. Как прежде, так и ныне актуальны слова Спасителя: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк. 10:2).

В решении об образовании новой епархии на Брянской земле я, как и большинство духовенства Брянской епархии, вижу большой шаг к качественному изменению епархиальной жизни. Ожидая новых святителей Церкви, я не мог полагать, что Господь призовет именно меня, грешного, в их ряды подобно тому, как призвал трудиться в Свой виноградник работников «во единонадесятый час» (Мф. 20:6). Посему смиренно прошу Вас, святители Божии, вознести о мне Ваши святые молитвы, дабы Господь Своей всесильной десницей и благодатью Святого Духа укрепил меня в предстоящем мне великом служении на благо Церкви и Отечества нашего.

В Вашем лице, Святейший Владыка, я вижу добрый образ архипастыря, вдохновляющего клириков и народ Божий смелым словом, неутомимыми трудами на ниве Христовой, назидающего нас к хранению канонов и установлений Церкви, от которой Вы приняли полноту архипастырской власти.

В завершение своего слова склоняю колена в сокрушении сердца моего пред вами, святители Божии, и с упованием на всеукрепляющую благодать Господню отвечаю: «Благословение сие приемлю, благодарю и ничесоже вопреки глаголю».

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие приветствия и обращения

Слово архимандрита Феодора (Малаханова) при наречении во епископа Вилючинского

Слово архимандрита Евгения (Кульберга) при наречении во епископа Среднеуральского

Слово архимандрита Арсения (Перевалова) при наречении во епископа Юрьевского, викария Новгородской епархии

Слово архимандрита Иоанна (Руденко) при наречении во епископа Воркутинского и Усинского

Слово архимандрита Иоанна (Сичевского) при наречении во епископа Елгавского, викария Рижской епархии

Слово архимандрита Павла (Григорьева) при наречении во епископа Колыванского, викария Новосибирской епархии

Слово архимандрита Антония (Простихина) при наречении во епископа Сарапульского и Можгинского

Слово архимандрита Феодора (Казанова) при наречении во епископа Переславского и Угличского

Слово архимандрита Матфея (Копылова) при наречении во епископа Анадырского и Чукотского

Слово архимандрита Сергия (Копылова) при наречении во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии