Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам»

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам»
Версия для печати
7 июля 2013 г. 18:45

В первые дни Петрова поста в доме наместника Киево-Печерской лавры состоялась беседа с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, викарием Московской епархии архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом. Владыка Феогност рассказал о том, как впервые посетил Лавру, что для него значит Печерская обитель, а также поделился своим мнением о ситуации в русском монашестве.

— Ваше Высокопреосвященство, когда Вы впервые посетили Киево-Печерскую лавру?

— Впервые я побывал в Лавре в 1986 году. В то время монастырь был еще закрыт, но благодать, которая пребывает на этих древних Киевских холмах, сразу коснулась моего сердца. Я благодарю Бога за это. Здесь источник, здесь начало и основание монашеской жизни на Руси, а воды Днепра являются общей крещальной купелью для всех православных: украинцев, белорусов и россиян.

— Владыка, расскажите о Вашем желании посвятить себя служению Богу.

— Есть замечательная русская пословица: «Божие невольники счастливы». Я не могу похвалиться тем, что сам пришел к Богу. Господь меня призвал, хотя я делал определенные попытки уйти от того предназначения, которое было. Сегодня я благодарю Господа за Его милость и щедрость ко мне. Благодарю, что Он, несмотря на мое сопротивление, не лишил меня великой радости священства. Служу Господу и буду служить дондеже есмь.

— Как Вы оказались в Свято-Троицкой Сергиевой лавре?

— В Лавру меня таинственным образом привел преподобный Сергий. Так сразу и не расскажешь. Монашеский постриг у меня был в городе Владимире. Но 27 марта 1984 года, в день памяти святителя Феогноста, моего духовного отца архимандрита Алексия, нынешнего митрополита Тульского, назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Я тогда сразу понял, что преподобный Сергий заберет меня к себе. Так и случилось. Через полтора месяца я оказался в Лавре и вот уже 29 лет нахожусь в этой святая святых. С каждым годом все больше и больше осознаю, с одной стороны свое недостоинство, а с другой стороны — милость Божию и тайну преподобного Сергия.

— Чем сейчас живет Сергиева обитель? Сколько на сегодняшний день в монастыре монахов, иноков, послушников, и как обычно приходят в монастырь?

— Матушка Рафаила, игумения Корецкого монастыря, дала мне посмотреть замечательный фильм. В нем рассказывается об истории обители. Вспоминаю слова, сказанные в этом фильме: «В монастырь люди приходят по разным причинам, но остаются только те, кого Господь Сам призвал и привел».

На сегодняшний день, милостью Божией, братия Лавры насчитывает 300 человек. 200 из них живет в самой Лавре, а 100 — в скитах и подворьях.

— Владыка, Вы возглавляете Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Как Вы оцениваете состояние современного монашества?

— До своего служения в Синодальном отделе у меня было более грустное представление о том положении, которое сегодня есть в монастырях. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вот уже четыре года я несу послушание. Сначала трудился в комиссии, а затем возглавил отдел. Могу с уверенностью сказать, что у нас замечательные монастыри, у нас замечательные игумены и игуменьи, братия, сестры. С каждым годом в монастырях все больше и больше становится явных и тайных рабов Божиих. А то, что сегодня выхватывают какие-то негативы, так есть крылатое выражение «в семье не без урода», бывают и проблемы. Если на 100 человек 1-2 неудавшихся, то я не считаю, что это проблема. Хотя стремиться надо к лучшему.

— Вы являетесь также генеральным директором Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Расскажите о взаимодействии монастыря и музея.

— Поскольку я являюсь наместником Троице-Сергиевой лавры, а также директором музея, то разделения нет. Монастырь и музей единое целое. Все в руках Божиих. Так и управляю Его милостью.

— Владыка, наша жизнь невозможна без заступничества святых угодников. Как часто в своих молитвах обращаетесь к Печерским отцам?

— Живу этим обращением! Ибо ощущение их близости к нам проверено уже на опыте. Это ощущение дает понимание того, что Господь Сам знает, что нам надо. Есть такая грустная ироническая мысль: «Бойтесь мечтать, мечты сбываются!» Так я сегодня боюсь чего-либо просить. Просто всегда благодарю Бога. Благодарю и угодников Печерских. Пребывая у мощей преподобных, прикасаясь к благодати, ощущаешь единство Церкви, единство прошлого, настоящего и будущего. У Бога все уже есть, Он — Альфа и Омега. И когда мы живем в Боге, то все едино. И эта тайна дает нам силу жить и ничего не бояться, кроме одного — бояться быть неугодными Богу.

— В Киево-Печерской лавре есть что-либо общего с Троице-Сергиевой? Чем они различны?

— Я считаю, что глубинно вижу братию, паломников, и могу сказать, что Церковь Христова — едина, и Дух, Который сошел на апостолов в Пятидесятницу, Он один. В Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, в Москве — Дух Божий. И те, кто живет в этом Духе, — едины. У каждого спящего свой собственный мир, но проснувшись, они живут в общем мире.

— Изменилась ли Киево-Печерская лавра со времени Вашего первого визита?

— Конечно! Обитель преобразилась. От благолепия и красоты монастыря становится радостно на душе. Видны заботы Блаженнейшего митрополита Владимира, видны труды наместника Лавры митрополита Павла. Меняется и украшается Лавра. Но меняется лишь внешний ее облик, а внутренняя благодать живет своей жизнью. И мы живем этой благодатью.

Человеку свойственно стремиться к своим истокам. Киев — это наши истоки. Это город, с которого христианская вера распространилась по всей Руси. Киево-Печерская лавра — это колыбель русского монашества. И для того, чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам. Каждый хотя бы раз в жизни обязательно должен побывать здесь. Но сердце человека, однажды побывавшего у этих святынь, вновь будет стремиться посетить и прикоснуться к этому вечному и таинственному началу, которое преображает нас.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Успенском монастыре Перми состоялось прославление мощей священномученика Петра Вяткина

Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске [Статья]

В Курской епархии состоялся выпуск первого набора слушателей курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих

Предстоятель Русской Церкви освятил Смоленский собор Новодевичьего монастыря г. Москвы

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил престольный праздник в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном монастыре

Утвержден итоговый документ Собрания игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Казанской Амвросиевской ставропигиальной пустыни

Рядом с Новодевичьим монастырем в Москве освящен памятный знак на месте строительства экспозиционно-выставочного центра Государственного исторического музея

Другие интервью

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»