Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Об истории создания чинопоследования праздника Крещения Руси и издании соединенной «Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру»

Об истории создания чинопоследования праздника Крещения Руси и издании соединенной «Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру»
Версия для печати
9 июля 2013 г. 14:34

Издательство Московской Патриархии, исполняя благословение Святейшего Патриарха, к 1025-летию Крещения Руси выпустило в свет соединенную «Службу Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру». Публикация, подготовленная Издательством Московской Патриархии, знакомит читателя с историей этого издания.

25 лет назад, к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году была создана замечательная книга «Чинопоследования праздника Крещения Руси», которая включала в себя тексты малой вечерни, молебного пения с каноном Русским святым (подобен «Многими содержимь напастьми...»), великой вечерни, утрени, Литургии (праздничные антифоны), благодарственного молебна и панихиды «по предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия Земли Русской и всем благочестивым предкам нашим». Песнопения служб были написаны епископом Афанасием (Сахаровым) (ныне священноисповедником) и посвящены памяти Крещения Руси и всем Русским святым.

Святейший Патриарх Пимен благословил совершить эту службу 12 июня 1988 года и «на последующее время» совершать ее ежегодно в неделю 2-ю по Пятидесятнице.

Вот как рассказывает об этом игумен Андроник (Трубачев): «Вопрос о дне празднования Крещения Руси обсуждался на Богослужебной комиссии в декабре 1987 года — январе 1988 года. Предлагались две даты: 1 августа, день, в который согласно историческим исследованиям было принято Крещение Руси; 15 июля (или 16 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (или следующий за ним день), что подчеркивало бы идейную связь праздника с крестителем. В связи с тем, что день праздника Крещения Руси был определен Священным Синодом на день празднования Всех святых, в земле Российской просиявших (2-я неделя по Пятидесятнице), даты 1 августа и 15 июля отпали, и Служба Праздника Крещения Руси была издана в соединении со службой Всех святых, в земле Российской просиявших. Однако, учитывая пожелание владыки Афанасия о возможности совершения Службы в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, не во 2-ю неделю по Пятидесятнице, а во ин день, был составлен соответствующий Устав совершения Службы Крещения Руси и всех святых в земле Российской просиявших во ин день (см. изд. Службы, с. 76-80)».

К сожалению, эту книгу не успели тогда подготовить заранее, и реально она получила малое распространение. Вскоре издание и вовсе стало библиографической редкостью. В «зеленые» минеи была почему-то помещена только служба Русским святым без текстов Крещения Руси. Таким образом, тексты собственно воспоминания Крещения Руси были в большинстве храмов забыты, а в новых храмах они и вовсе неизвестны. Лишь немногие свято хранили благословение Святейшего Патриарха Пимена ежегодно совершать соединенную службу. Так, например, по свидетельству о. Андроника (Трубачева), в Троице-Сергиевой лавре, благодаря тщанию главного уставщика и регента архимандрита Матфея (Мормыля) († 2009), служба Крещения Руси совершалась ежегодно после 1988 года согласно указанию устава (с. 73-76 изд. Службы) в неделю 2-ю по Пятидесятнице совместно со службой Всех святых, в Земле Русской просиявших.

В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в параграфе 11 («О единстве Церкви») определил совершать 15/28 июля службу князю Владимиру по уставу великого праздника в память о Крещении Руси: «В память о величайшем событии нашей общей истории — Крещении Руси — Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси. Собор обращается к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

В ответ на обращение Архиерейского Собора, в Федеральный закон была внесена памятная дата — 28 июля, которая получила название «День Крещения Руси». Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"»:

«Внести в статью 1/1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 11, ст. 943; 2005, № 30, ст. 3109; 2007, № 10, ст. 1149, № 44, ст. 5279; 2009, № 15, ст. 1781) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 1/1. Памятные даты России. В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России: <...> 28 июля — День Крещения Руси;<...>».

Таким образом, День Крещения Руси стал не только церковным, но и государственным праздником. Но простое повышение уставного статуса службы равноапостольному князю Владимиру до великого праздника не дает того, что закономерно ожидается от торжественного богослужения в память Крещения Руси. Все песнопения обращены к князю Владимиру, а само Крещение Руси воспринимается опосредованно. По мысли же владыки Афанасия (Сахарова), в этот день "достойно и праведно" благодарно воспевать, в первую очередь, Господа Бога нашего, в Троице славимого, за богатую милость и неизреченный дар нашему Отечеству. Особую актуальность вопросу тематических песнопений в память Крещения Руси придала возникшая недавно традиция празднично и торжественно отмечать более дробные юбилейные даты Крещения Руси.

В связи с этим и возникла идея вернуть в богослужебное употребление тексты владыки Афанасия из издания 1988 года, соединив их со службой святому равноапостольному великому князю Владимиру (что как раз и позволяет устав совершения службы во ин день). Идея была поддержана Синодальной богослужебной комиссией. Ей же было одобрено соединение служб, представленное Издательством.

Издательство Московской Патриархии подготовило отдельное издание с соединенной службой и, в преддверии празднования 1025-летия Крещения Руси, оно было благословлено к выпуску Святейшим Патриархом Кириллом.

Теперь мы имеем праздничную службу, которая содержит, помимо владимировых песнопений, песнопения именно Крещения Руси. А наличие новозаветных паремийных чтений, величаний, праздничных антифонов, «Елицы во Христа крестистеся...» вместо Трисвятого, прокимна и входного стиха придает празднику совершенно особое звучание. Также в тексте службы сохранены стихиры всем святым Церкви Русской, которые могут петься на стиховне, аще изволит настоятель.

Издательство Московской Патриархии/Патриархия.ru

Материалы по теме

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к читателям книги «Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. Летопись» [Патриарх : Приветствия и обращения]

В Издательстве Московской Патриархии вышла Псалтирь следованная

Православной прозе нужен новый герой. О проблемах книгоиздания и распространения православной литературы [Интервью]

Вышел в свет Православный календарь малого формата на 2017 год

Митрополит Киевский Владимир принял участие в торжествах в Днепропетровской епархии, посвященных 1025-летию Крещения Руси

В Риме открылась выставка, посвященная 1025-летию Крещения Руси

Митрополит Киевский Владимир совершил освящение кафедрального собора Горловской епархии

Предстоятель Александрийской Церкви поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за гостеприимство во время торжеств по случаю 1025-летия Крещения Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на межхристианских собеседованиях между представителями Русской Православной Церкви, Сербской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Словении

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Главная задача — познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана

Игумен Дамаскин (Орловский): Вопрос о популяризации подвига новомучеников — существенный и значимый

В.Р. Легойда. Почему мы не едем на Крит

Защитить нерожденных детей

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на торжественном акте в честь 70-летия Отдела внешних церковных связей

Теология в светском образовательном пространстве

Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Московской духовной академии 20 апреля 2016 года

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания»