Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Единый учебно-методический комплект для воскресных школ. Интервью с митрополитом Екатеринбургским Кириллом и митрополитом Тамбовским Феодосием

Версия для печати
10 сентября 2013 г. 14:23

В марте 2013 года стартовал конкурс по разработке Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил Синодальному отделу религиозного образования и катехизации разработать комплекты для начальной и основной ступеней воскресной школы.

Работа над комплектами идет чуть больше полугода. За это время были получены и проанализированы авторские заявки на участие в конкурсе, выработан и утвержден план реализации, согласованы технические задания, достигнуты предварительные договоренности с издательствами. Главным успехом стала подготовка учебника по «Основам христианской нравственности» (авторы — священник Андрей Мекрюков и Е.О. Момот), который в настоящее время проходит экспертную оценку в Синодальном отделе. Работа предстоит трудоемкая, однако уже сейчас очевиден масштаб — ЕУМК включает 13 комплектов, которые в свою очередь состоят из 5 частей (учебник, методическое руководство учителя, рабочая тетрадь, наглядное пособие и медиа-приложение).

О том, каким должен быть учебно-методический комплект, по которому в ближайшие годы будут вестись занятия в воскресных школах Русской Православной Церкви, рассказали митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.

Митрополит Екатеринбургский Кирилл

— Ваше Высокопреосвященство, начиная разговор о новшестве, которое предлагается церковному педагогическому сообществу под названием Единый учебно-методический комплект, прежде всего, хотелось бы узнать, что подразумевается под этим понятием?

— Учебно-методический комплект — это достаточно традиционное явление в системе общего и профессионального образования. Как правило, учебно-методический комплект должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины. Каждый учебно-методический ком­плект имеет свою авторскую концепцию.

Принципиальное отличие Единого УМК заключается в понятиях «единый», «единство», применяемых к данному явлению. Сохранение единства Церкви — это Божие требование: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23). Вслед за Спасителем и святые апостолы призывают нас не к разделениям, но к единству: «Будьте единомысленны между собою», — говорит св. ап. Павел (Рим. 12:16). Именно выражением нашего единства в главном и будет служить ЕУМК, который в настоящей момент готовится Синодальным отделом.

— Насколько необходим сегодня ЕУМК воскресным школам?

— Сегодня духовное образование вступило в фазу реформирования и, если можно так выразиться, глобализации. В свете этих процессов становится востребованным методический опыт, наработанный и на епархиальных уровнях.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей речи на Епархиальном собрании г. Москвы 28 декабря 2012 года подчеркнул, что «нужно избегать механического копирования учебников прошлого, следует искать новые способы подачи информации, выражения мысли, сохраняя при этом неизменной суть Божественного Откровения». В течение последних десяти лет осуществлялись различные попытки переработать и дополнить хрестоматию прот. Серафима Слободского, однако, создать на ее основе полноценный учебник так и не получилось. Пятитомник «Закона Божия» также не стал универсальным программным пособием. Что касается опыта Екатеринбургской епархии, то именно наши учебно-методические комплекты наиболее близки к структуре будущего ЕУМК, в течение длительного периода имеющиеся в нашем распоряжении учебно-методические комплекты для школ первой и второй ступени были небывалым до сих пор практическим подспорьем для церковных педагогов митрополии.

Церковное сообщество сегодня вступает на путь стандартизации церковного образования, можно даже сказать, что оно «выходит из тени» для того, что явить миру свет образованности и единения во Христе.

— Как отразится создание ЕУМК на качестве образования выпускников воскресных школ?

— Как уже говорилось ранее, в ЕУМК будут воплощены те направления, которые заданы Стандартом, где четко прописаны требования к выпускнику на каждой из трех ступеней обучения: дошкольной, начальной, основной. По такому же принципу будет создаваться и ЕУМК, при этом учитывая все важнейшие психолого-педагогические принципы работы на каждой возрастной стадии. Именно такое соответствие будет способствовать повышению качества образования, достижению преемственности в подаче материала и реализации важнейших дидактических принципов работы: доступности, учета индивидуальных и возрастных особенностей, единства обучения и воспитания.

— Какие трудности могут возникнуть у педагогов при работе с ЕУМК?

— ЕУМК как раз и призван снять те трудности, которые мы имеем до сих пор. Он в значительной степени облегчит труд педагога, так как в нем, как уже отмечалось, будут учтены все дидактические, методические и психолого-педагогические принципы работы. Что касается вероучительной части, то ее содержание в полной мере будет соответствовать Божественному Откровению. Это позволит избежать трудностей и разночтений в подаче материала ученикам, а также будет стимулировать педагогов на повышение общего богословского образования, а также богословской квалификации по той дисциплине Закона Божиего, которая ему в наибольшей степени близка, будь то литургика, либо история Священного Писания Ветхого Завета.

Митрополит Тамбовский Феодосий

— До сих пор основным пособием для обучения детей основам православной веры в воскресных школах является учебник «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, а также труды протоиерея Бориса Балашова, З.И. Зинченко, Л.А. Захаровой. При этом новые Стандарты предполагают более современный подход к преподаванию вероучительных дисциплин. Как обстоят дела в Тамбовской митрополии? Сказывается ли недостаток подобных пособий на учебном процессе?

— Несомненно, обеспеченность воскресных школ соответствующими учебниками и учебно-методическими комплектами является важным фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса с учетом современных тенденций по активизации познавательных способностей обучаемых. Педагоги наших воскресных школ в настоящее время испытывают недостаток, а вернее отсутствие согласованных с требованиями нового Стандарта основных учебников, дополнительной литературы и пособий по вероучительным дисциплинам.

Отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии, с учетом рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации, в прошлом году среди воскресных школ епархии был сформирован и распространен учебно-методический комплект, включающий восемь книг и учебных пособий. Однако, как по содержанию, так и по дидактическим возможностям этот комплект годится только для переходного периода и не может претендовать на использование его в качестве учебно-методического обеспечения для воскресных школ, стремящихся работать в условиях введения Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

— Единый универсальный комплект пособий и учебников для воскресных школ появится в ближайшие годы. Как воспримут это нововведение, а подобный проект реализуется впервые в истории, директора и педагоги воскресных школ, которые используют в своей практике либо указанные пособия, либо свои наработки?

— Опросы, проведенные среди директоров и педагогов воскресных школ Тамбовской епархии на курсах повышения квалификации в начале 2013 года и на семинаре по подведению итогов учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Тамбовской и Мичуринской епархий Тамбовской митрополии, прошедшем 7 июня 2013 года, показали, что наши педагоги с нетерпением ждут появления Единого универсального комплекта пособий и учебников для воскресных школ.

Ввиду того, что Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил Стандарт учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ, то обращение к практике использования Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ, как мне представляется, является совершенно логичным.

— В системе образования нередки случаи, когда по тому или иному предмету не удается написать качественного учебника. К примеру, ситуация с учебником по истории России. Так какими, по Вашему мнению, должны быть учебники и пособия, претендующие на включение в Единый учебно-методический комплект для воскресных школ?

— Учебники и пособия, претендующие на включение в Единый учебно-методический комплект для воскресных школ должны аккумулировать положительный опыт преподавания вероучительных дисциплин, накопленный как за последние 20 лет, так и в дореволюционный период с учетом достижений православной педагогики и психологии, а также современной светской педагогической науки и практики. Они должны соответствовать требованиям Стандарта и учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей, стремление современного ребенка в интересной и увлекательной (интерактивной) форме познавать православную культуру и духовные традиции своей страны, воспитывать в детях интерес к познанию Бога и желание служить Ему.

Беседовал В. Матвеев

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось заседание образовательной секции XXVI Всемирного русского народного собора

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Представители высших духовных учебных заведений и центров подготовки церковных специалистов обсудили реализацию проекта «Память Церкви»

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 20-летия основания Института теологии БГУ

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» откроется в Государственном архиве РФ

Состоялось общее собрание сотрудников Синодального миссионерского отдела и Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги