Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления

Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления
Версия для печати
26 ноября 2007 г. 19:46

14 ноября (27 ноября по новому стилю) Православная Церковь празднует память свт. Григория Паламы. В настоящее время учеными принята датировка смерти святителя — 1357 г. (см.: Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1993 [1994]. Vol. 30 (N. S.). P. 159. Not. 9); прежняя общепринятая дата — 1359. Новая дата была внесена также в официальный календарь РПЦ 2008 г. Таким образом, 14/27 ноября 2007 исполняется 650 лет со дня преставления свт. Григория.

В ознаменование этой даты портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии», автором которой является М.М. Бернацкий. Статья публикуется с сильно сокращенным справочным аппаратом. См. также раздел «Гимнография», написанный диаконом Михаилом Желтовым и опубликованный на нашем портале. 

Жизнь. Детство и учеба. Свт. Григорий Палама (далее — Г. П.) был первым ребенком в семье сенатора Константина Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставленияПаламы. Семья принадлежала к аристократическому роду, который эмигрировал в кон. XII в. из М. Азии в Константинополь. Имп. Андроник II Палеолог доверил Константину Паламе, который входил в ближайшее окружение императора, воспитание своего внука, буд. имп. Андроника III Палеолога. После кончины Константина (1301), принявшего на смертном одре постриг ( PG. 151. Col. 558), имп. Андроник II взял Г. П. под покровительство. Тогда же будущий святитель сблизился с юным Андроником III, который впоследствии, став императором, оказывал ему содействие. Г. П. получил классическое образование, закончив общеобразовательную программу в императорском университете, где изучал грамматику, физику, риторику и логику. Свт. Филофей (Коккин) сообщает о его глубоком знании сочинений Аристотеля (Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 558–560). О том же свидетельствует рассказ Г. П. в ответ на адресованное ему Никифором Григорой обвинение в «неграмотности» и оставлении учебы в 15 лет (Против Григоры // ΓΠΣ. T. 4. Σ. 242), как он еще в 17-летнем возрасте привел в восторг придворных мудрецов своим природным дарованием, произнеся в императорском дворце речь о логике Аристотеля. И позже, в соч. «150 глав», Г. П. демонстрировал знакомство с естественнонаучными сочинениями Аристотеля, ссылался на его «Метафизику», упоминал о теореме Евклида). В то же время изучение сочинений Платона не входило в общеобразовательную программу, а т. к. Г. П. не продолжил обучения (против воли Андроника II, который готовил ему светскую карьеру), то, вероятно, на тот момент не был знаком с ними.

О духовной жизни Г. П. в период обучения известно немногое. Согласно Филофею, он общался с приезжавшими в Константинополь афонскими монахами, по совету которых «изменил свои прежние привычки», отказавшись от аристократического образа жизни и ревностно предавшись «воздержанию, посту и бодрствованию» (Encomium // PG. 151. Col. 561). Однако утверждение биографа о том, что в то время учителем и наставником Г. П. был Феолипт, митр. Филадельфийский, скорее всего является анахронизмом.

Начало монашеской жизни. Филофей указывает на то, что Г. П. принял решение о постриге и отбытии на Афон, «уже выйдя из юношеского возраста» (Encomium // PG. 151. Col. 562), т. е. после 18 лет. Протопр. И. Мейендорф (Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959 [далее  Meyendorff. Introduction]. P. 50) принимает уточнение автора Синаксаря во 2-ю Неделю Великого поста, согласно которому Г. П. тогда было «примерно 20 лет», следовательно, он окончательно решил покинуть мир ок. 1316 г.

Чтобы разрешить трудности с наследством, он, как наследник всего имущества, побуждает членов семьи, а также «умных рабов своих» отречься от мира, в результате чего его мать Кали (в монашестве Каллони), сестры Епихарида и Феодотия, а также некоторые рабы поступают в константинопольские монастыри. Сам Г. П., несмотря на попытки Андроника II его удержать, с 2 младшими братьями Макарием и Феодосием отправляется на Афон. По пути им пришлось остановиться на неск. месяцев на горе Папикион, вблизи которой «издавна, во многих поколениях» жили богомилы. Согласно рассказу Филофея, Г. П. вступил с ними в спор о молитве и едва не был отравлен (Encomium // PG. 151. Col. 562–565).

Прибыв на Афон, Г. П. поступил под начало прп. Никодима Ватопедского, чья келья была недалеко от Ватопедского монастыря. Г. П. провел под его руководством «в посте, бдении и в непрестанной молитве» 2 с лишним года и принял от него монашеский постриг. В это время умер его младший брат Феодосий. После смерти прп. Никодима (ок. 1319; исследователь Р. Синкевич утверждает, что Г. П. было примерно 18 лет, когда он покинул Константинополь, и соответственно датирует смерть прп. Никодима 1316) Г. П. переселился в Лавру св. Афанасия, где игумен назначил его певчим. В Лавре он оставался 3 года. Затем (ок. 1323) он удалился в пуст. Глоссия (о ее местопо ложении см.: Meyendorff. Introduction. P. 52. Not. 47), где поступил под начало некоего Григория Дримиса, «великого и знаменитого в то время подвижника».

Спустя 2 года, т. е. ок. 1325 г., спасаясь от очередного турецкого набега, Г. П. вместе с 11 монахами прибыл в Фессалонику, откуда они должны были отправиться в Иерусалим, но явление вмч. Димитрия, «покровителя великой Фессалоники», удержало его в городе. Здесь по просьбе своих спутников Г. П. принял священнический сан. Вскоре, ок. 1326 г., он переселился на гору близ Веррии, где предался суровой аскезе, выходя к монахам-пустынникам только по субботам и воскресеньям (Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 567, 571; Cantacus. Hist. 2. 39).

Его пребывание в пустыни было прервано смертью матери. В 1330 г. он отправился в Константинополь и привез оттуда в Веррию своих сестер, монахинь, старшая, Епихарида, вскоре умерла. Еще до отъезда в Константинополь в Веррии Г. П. познакомился со своим будущим противником Григорием Акиндином, прибывшим туда преподавать грамматику. Заключение об этом делается на основании письма Акиндина (Greg. Acind. Ep. 1), в котором он сообщает, что Г. П., вернувшись из столицы, передал ему некий астрономический трактат Никифора Григоры, предназна чавшийся внезапно скончавшемуся к тому времени философу Иосифу Ракендиту. Возможно, тогда же Акиндин избрал будущего святителя своим духовным наставником (Против Акиндина. 2. 17; 7. 16 // ΓΠΣ. T. 3. Σ. 143; 505) и под его влиянием принял решение стать монахом. В 1-м Антирритике (Опровержении) против Паламы Акиндин свидетельствует о том, что был духовным сыном Г. П. (см.: Meyendorff. Introduction. P. 62. Not. 94). Еще в нескольких местах Акиндин называет Г. П. своим лучшим другом и братом.

В 1331 г. из-за частых набегов сербов на Веррию Г. П. возвратился на Афон и удалился в пуст. св. Саввы близ Лавры, где продолжал вести тот же образ жизни, что и в Веррии. В пустыни его посетил Акиндин, возможно прибывший на Афон вместе с ним из Веррии. Акиндин надеялся с помощью протекции Г. П. быть принятым в Лавру, но, несмотря на поддержку Г. П. и его ученика, буд. патриарха Константинопольского Каллиста I, получил отказ не только в Лавре, но и в монастырях Иверском, Филофея и Симонопетра.

В 7-м Антирритике против Акиндина (ΓΠΣ. T. 3. Σ. 505) Г. П. рассказывает, как уже через неск. дней практики в чистой молитве Акиндин сообщил ему, что удостоился видения света, изнутри которого виднелось некое человеческое лицо. Г. П. расценил этот духовный опыт ученика как «страшную прелесть и забаву сатанинскую» и решил взять Акиндина под опеку, дабы спасти его. Но какое-то время спустя, когда Акиндин уже жил в Лавре, некоторые монахи, узнав об этом эпизоде, не позволили игумену принять его окончательно.

Ок. 1332 г. Г. П. начал писать. Первым его сочинением стало «Житие прп. Петра Афонского» (ок. 1332), затем он написал полемическую гомилию «О введении во храм Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» против тех, кто отрицали историчность этого события (Гомилия 53; ок. 1333). В 1335/36 г. (Meyendorff. Introduction. P. 63; в 1333/34, по Синкевичу) афонскими властями Г. П. был назначен игуменом монастыря Эсфигмен, это служение продолжалось короткое время.

Полемика с Варлаамом Калабрийским. В развитии спора Г. П. с Варлаамом Калабрийским, продолжавшегося 6 лет, с 1335 по 1341 г., выделяются 2 этапа: 1335–1337 гг.— вероучительный конфликт и 1337–1341 гг.— полемика об исихазме. Синкевич следующим образом реконструирует последовательность событий, связанных с началом полемики (Sinkewicz R. E. A new interpretation for the first episode in the controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas // The Journal of Theological Studies. 1980. Vol. 31:2. P. 489–500). В 1334–1335 гг. возобновились дискуссии с латинскими богословами о церковной унии. Весной 1335 г., вскоре после переговоров с папскими легатами, Варлаам составляет свои, т. н. «греческие», речи — «О согласии» (De concordia) и «К Собору» (Ad Synodum) (именно на передатировке составления этих речей вслед за Даррузесом основана реконструкция Синкевича; аргументы в пользу более ранней датировки см.: Fyrigos A. Considerazioni per la datazione delle discussioni theologiche di Constantinopoli des 1334(–35) (Niceph. Greg., Hist. Byz., X 8) // BollGrot. 1993. Vol. 47. P. 103–112). Речь «О согласии» была произнесена Варлаамом перед 2 латинскими епископами и императрицой Анной Савойской в имп. дворце. Некий Иосиф, один из друзей Г. П. (возможно, это был Иосиф Калофет), прибыв на Афон, пересказал ему содержание этой речи.

Затем, по всей видимости во 2-й половине 1335 г., Г. П. написал 2 аподиктических трактата «Против латинян», в к-рых отвергал всякую возможность богословского компромисса с латинянами (такую же позицию в самом начале дискуссий занял Григора) и защищал православное учение об исхождении Св. Духа, считая его вполне доказуемым. Кроме того, в 1-м аподиктическом трактате Г. П. обсуждал использование выражения свт. Григория Богослова «начало из начала» (Or. 45. 9), которое, по мнению Варлаама, как его передает Г. П., позволяет утверждать, что и из Сына исходит Св. Дух, не нарушая при этом догмата о монархии, т. к. эти два начала не противопоставляются друг другу. Подобное мнение он имплицитно приписывал Варлааму, не называя последнего по имени. Это место и последующие 3 параграфа цитируются затем Г. П. в 1-м письме «К Акиндину». Тем не менее, подобное утверждение нельзя найти ни в одном из антилатинском трактатов Варлаама. Согласно предположению Синкевича, изложение Варлаамом позиции латинян (вероятно, в 1-й греческой речи) было неверно понято Иосифом и передано как мнение самого Варлаама.

Примерно в то же время, когда Г. П. работал над аподиктическими трактатами, Варлаам написал целый ряд полемических антилатинских сочинений, узнав о к-рых, Г. П. пожелал получить копию. 12 мая 1336 г., в праздник Пятидесятницы, ему был прислан один из полемических трактатов Варлаама, а именно 16-е «Слово против латинян», посвященное проблеме силлогизмов в богословии. Получив его, Г. П. написал письмо к Акиндину, выступавшему в ходе полемики в роли примирителя и имевшему возможность личной встречи с Варлаамом (точно неизвестно, где именно: в Фессалонике или в Константинополе), в к-ром выразил недоумение по поводу доказательного «агностицизма» калабрийского философа. Варлаам отвергал возможность использования аподиктических силлогизмов в догматических спорах, поскольку суждения о Боге не являются доказуемыми . Г. П. же исходил из допустимости аподиктических силлогизмов в богословии, если в качестве посылок используются писания св. отцов.

В ответном письме Акиндин передал Г. П. ответ Варлаама, что можно выделить несколько смыслов слова «доказательство». В своем трактате Варлаам употребляет его в логическом значении, поскольку логический метод использует латинская схоластика для получения знания о Боге. Постулируя непостижимость божественного, Варлаам тем самым соглашался с апофатической традицией восточных богословов. По мнению Акиндина, такое объяснение должно быть достаточным для прекращения недостойного спора между 2 «философами». В то же время в др. письме он советует Варлааму быть сдержаннее. В свою очередь Варлаам в письме к Г. П., как и Акиндин, выделил неск. смыслов слова «доказательство» и признал непререкаемым авторитет языческих философов наравне с отцами Церкви в отношении «диалектических» рассуждений. В ответ Г. П. написал 2-е письмо к Акиндину и 1-е письмо непосредственно к Варлааму, а затем, не дожидаясь ответа Варлаама, и 2-е письмо к нему.

Т. о., полемика на 1-м этапе затрагивала 2 основных вопроса: о природе человеческого знания о Боге и об использовании языческой философии в богословии. 2-й этап полемики связан с обвинениями в мессалианстве, выдвинутыми Варлаамом в адрес монахов-исихастов. Уже в нач. 1337 г. Варлаам находился в тесных контактах с монахами-исихастами в Фессалонике, через к-рых он, в частности, познакомился с нек-рыми сочинениями исихастских авторов о молитве, а именно: «О хранении сердца» Никифора Исихаста († после 1282), трактатом XIII в. «Три способа молитвы», приписываемым прп. Симеону Новому Богослову, сочинениями прп. Григория Синаита. На основании этих сочинений он составил несколько трактатов, в которых обвинил монахов в мессалианстве, назвав их при этом «пуподушниками».

В том же году он отправился в Константинополь, где донес о них синоду. Акиндин в то время находился в Константинополе и имел доступ к К-польскому патриарху Иоанну XIV Калеке. В «Речи к Иоанну Калеке» он писал, что лично протестовал против обвинений Варлаама перед патриархом. Синод нашел необоснованными выдвинутые Варлаамом обвинения, а патриарх приказал ему оставить монахов в покое. В кон. 1337 г. Г. П. прибыл в Фессалонику, где, согласно Филофею, много раз встречался с Варлаамом, пытаясь примирить его с монахами посредством увещеваний. Весной 1338 г. Г. П. написал 1-ю из 3 «Триад в защиту священнобезмолвствующих», в к-рой святитель, не будучи знаком к тому времени с антиисихастскими трактатами Варлаама, не упоминал последнего по имени. Но Варлаам, даже несмотря на письма Акиндина, вставшего на защиту монахов, остался непреклонен и в том же году обнародовал свои первые трактаты против исихастов.

В 1-й пол. 1339 г., пока калабрийский философ находился в Западной Европе, где в Авиньоне перед папой Римским Бенедиктом XII он выступал с политическими речами по поводу объединения Церквей (это была секретная миссия, порученная ему императором без официального мандата), Г. П. ответил на его трактаты 2-й «Триадой», построенной по тому же плану, что и 1-я (опровержение языческой философии; изложение сути исихастской молитвы и того, каково есть истинное и спасительное знание Бога, получаемое посредством благодати), но содержащей публичное опровержение писаний Варлаама. По возвращении, зимой 1339/40 г., Варлаам обнародовал новое, отредактированное собрание антиисихастских трактатов под заглавием «Против мессалиан», «чтобы,— как замечает Филофей,— этим самым обмануть многих, по невежеству наиболее доверчивых».

Вскоре после этого Г. П. возвратился на Афон, где добился подписания наиболее авторитетными монахами Святогорского томоса — документа, осуждавшего все основные идеи Варлаама, хотя и не упоминавшего его имени. Примерно в то же время (Филофей говорит о написании 3-й «Триады» еще до отъезда Г. П. из Фессалоники — см.: Encomium // PG. 151. Col. 593) он написал в ответ на «Против мессалиан» 3-ю «Триаду», в к-рой изложил учение об обожении, о Фаворском свете как нетварной энергии Божества, а также свое понимание различия между божественной сущностью и энергиями. Окончательное разрешение конфликта произошло на Соборе 1341 г. (несмотря на попытки патриарха Иоанна Калеки решить дело патриаршим судом), на к-ром Варлаам выступил обвинителем. Филофей сообщает, что по прибытии Г. П. в Константинополь на суд епископов были представлены его сочинения и речи против Варлаама, к-рые убедили большинство в соответствии этих сочинений Православию. Собору предшествовали предсоборные заседания, на одном из к-рых вернувшийся в Константинополь император Андроник III пытался примирить обе стороны, в частности посредством запрета Варлааму обвинять Г. П. в ереси.

Заседание Собора состоялось 10 июня 1341 г. Варлаам выдвинул обвинения против учения исихастов о способе молитвы и о Фаворском свете, к-рый Варлаам считал тварным. Г. П. получил право на защиту, и было рассмотрено собрание трактатов Варлаама «Против мессалиан» (зачитывались отрывки из текстов, к-рые монахи опровергали цитатами из св. отцов), после чего обвинитель превратился в обвиняемого. Итогом Собора явилась полная победа Г. П.: Варлаам был осужден (хотя и не предан анафеме) в возведении хулы на священнобезмолвствующих и по совету великого доместика Иоанна Кантакузина просил прощения у святителя.

Собор запретил все дальнейшие как письменные, так и устные обсуждения рассмотренных вопросов (текст соборного томоса, составленного в июле, см.: PG. 152. Col. 1241–1253). В июне—июле 1341 г. (после 10 июня) патриарх Иоанн Калека издал окружное послание о сборе и об уничтожении писаний Варлаама, через неск. дней после заседания Собора уехавшего в Италию.

Полемика с Григорием Акиндином. В июле (ранее считалось, что в авг.— напр., Meyendorff. Introduction) 1341 г. в храме Св. Софии в присутствии Иоанна Кантакузина состоялся 2-й Собор. На этот раз в качестве обвиняемого патриархом был вызван Григорий Акиндин, до сих пор занимавший примирительную позицию в полемике между Варлаамом и Г. П. Однако еще в 1340–1341 гг. Акиндин в письмах к калабрийцу высказывал сомнения в православности учения Г. П. о божественной благодати, допуская, однако, возможность его неверной интерпретации Варлаамом (Greg. Acind. Ep. 8–10). Но после получения 3-го письма от Г. П., в к-ром святитель использовал выражение «низшее божество» для энергии, Акиндин согласился с интерпретацией Варлаама, считая, что тем самым Г. П. сделал себя уязвимым для обвинения в двоебожии. В связи с этим Акиндин написал письмо (Greg. Acind. Ep. 12) к мон. Давиду Дисипату, близкому другу Г. П., находившемуся в то время в Парории, с тем чтобы тот убедил Г. П. убрать из своих сочинений все сомнительные места.

В «Речи к Иоанну Калеке» Акиндин утверждал, что прибывший на Собор в Константинополь Г. П. еще до начала заседаний убедил его оказать ему содействие в борьбе с Варлаамом, пообещав убрать сомнительные выражения из своих сочинений. Поэтому Акиндин поддержал Г. П. перед патриархом и епископами по всем вопросам еще до Собора. Г. П. отмечает, что на заседаниях июньского Собора Акиндин не присутствовал.

Тот факт, что после осуждения Варлаама Акиндин стал выступать с обвинениями против Г. П., Акиндин объяснял тем, что Г. П. нарушил обещание, данное ему до Собора, и игнорировал его просьбы и протесты. В свою очередь Г. П. в 1344 г. выражал недоумение в связи с «безумным обращением» Акиндина, к-рый сначала поддерживал его в борьбе с Варлаамом, а затем обвинил в том же самом, в чем обвинял Варлаам. После июньского Собора Г. П. несколько раз публично спорил с Акиндином в монастыре свт. Афанасия I, патриарха Константинопольского, на холме Ксеролоф в Константинополе (Иосиф Калофет в «Письме к Калеке» подробно описал эти события и, по всей видимости, одержал верх, так что Акиндин тогда был вынужден признать в собственноручной записке, что свидетельства отцов Церкви, к-рые приводил он и Г. П. и в отношении к-рых у них были разногласия, «согласны друг с другом и со святыми». В паламитских источниках это было проинтерпретировано как согласие с позицией Г. П. (напр., Антирритики против Акиндина. 6. 2. 5 // ΓΠΣ. T. 3. Σ. 382. 31–32; Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 600). Но вскоре Акиндин отрекся от этой записки.

Июльский Собор 1341 г. осудил Акиндина. Решение было поддержано всеми присутствовавшими, хотя сам он и говорил о насилии, к-рому подверглись его сторонники. Что касается заявления, к-рое Акиндин был вынужден подписать и выдержка из к-рого содержится у Г. П. в 6-м Антирритике против Акиндина (ΓΠΣ. T. 3. Σ. 381–382; в нем Акиндин «принимал и приветствовал» решение Собора, осудившее учение Варлаама о Фаворском свете), то его нужно, по всей видимости, датировать кон. 1344 г. согласно исследователю А. Хиро, а не июлем 1341 г.. Т. о., подписание этого заявления не может быть объяснением неупоминания осуждения Акиндина в томосе 1341 г., к-рого придерживались исследователи П. К. Христу, В. Фанургакис  и К. Пицакис. Можно только предполагать, почему осуждение Акиндина на июльском Соборе не было зафиксировано письменно. С тех пор Акиндина и его сторонников стали именовать «варлаамитами», чтобы подвести под осуждение июньского Собора.

По окончании Собора Г. П. остался в Константинополе, где ему предстояло сыграть важную роль в разгоревшейся после смерти имп. Андроника III (15 июня 1341) борьбе за регентство при легитимном наследнике Иоанне V Палеологе. Во главе враждующих партий стояли вел. доместик Иоанн Кантакузин и патриарх Иоанн Калека, к-рого поддерживали великий дука Алексей Апокавк и вдовствующая императрица Анна Савойская.

Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставленияПоначалу Г. П. занимал нейтральную позицию и проповедовал мир. Однако в окт. 1341 г. патриарх Иоанн Калека и Апокавк, несмотря на клятву в верности, воспользовавшись отсутствием Иоанна Кантакузина, совершили государственный переворот и полностью отстранили доместика от дел, что побудило Г. П. встать на защиту Иоанна Кантакузина и в присутствии константинопольской знати, а также имп. Анны не раз обличать патриарха в неразумности его действий, ведущих к усугублению вражды.

В кон. 1341 г. Г. П. после безуспешных попыток повлиять на сложившуюся политическую ситуацию удалился в монастырь св. Михаила Сосфенийского, «монастырь небесных Архистратигов» (Письмо к Филофею // ΓΠΣ. T. 2. Σ. 531), где предался «обычному безмолвию, оплакивая преслушание народа и совершенную его погибель» (Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 602). В 1341 и 1342 гг. святитель написал 6 трактатов: «О единении и различении», «О божественных энергиях», «О божественной и обоживающей причаствуемости», «Диалог православного с варлаамитом», диалог «Феофан», трактат «[О том,] что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое божество на два неравные божества»,— в к-рых развил учение о сущности и энергиях как традиционное святоотеческое, опровергая основные положения и обвинения Акиндина. Эти сочинения послужили основанием для новых обвинений в его адрес, на этот раз — в рассмотрении и обсуждении спорных богословских вопросов, что было запрещено соборным томосом 1341 г.

Для патриарха Иоанна Калеки, не сумевшего склонить Г. П. на свою сторону, но боявшегося значительно возросшего после Соборов 1341 г. авторитета святителя, это стало формальным поводом к тому, чтобы позволить Акиндину устно критиковать богословие Г. П. По словам свт. Филофея, патриарх стал возвышать Акиндина вначале исподволь, без шума, а потом совершенно открыто (Encomium // PG. 151. Col. 603).

В середине Великого поста 1342 г. патриарх направил в монастырь к Г. П. посла с предложением поддержать его в обмен на молчание Акиндина. Г. П. ответил отказом, заметив, что в отношении уже осужденного Акиндина патриарх должен исполнить свой долг.

В Вербное воскресенье, 24 марта 1342 г., Г. П. отправился в Константинополь в связи с прибытием туда афонской делегации во главе с протом Исааком, посланной о просьбе Иоанна Кантакузина для урегулирования конфликта. Частная аудиенция у императрицы в присутствии патриарха и сановников, состоявшаяся на Светлой седмице, не имела никаких результатов, и после 12 мая Г. П. вернулся в одну из пустыней монастыря св. Михаила. В столицу он снова отправился после того, как узнал, что между 19 и 26 мая некий церковный чиновник приезжал в монастырь и, не найдя там Г. П., вернулся в Константинополь.

По приезде сообщили Г. П. о состоявшемся Соборе с целью его осуждения. На Соборе присутствовали созванные Калекой архиереи, гос. чиновники, родственные Ирине Хумнене, вдове деспота Иоанна Палеолога, и Акиндин со множеством своих сторонников, «учеников Варлаама». Но Собор не принял никакого решения. Однако политическая причина преследований Г. П. открылась при встрече патриарха с афонскими монахами, возглавляемыми протом Исааком. В ответ на недоумение монахов, в чем причина предполагаемого созыва нового Собора, если патриарх сам поддерживал святителя на Соборах 1341 г., когда сочинения Варлаама были осуждены, а сочинения Г. П. одобрены и утверждены томосом, патриарх ответил, что перехвачены 4 письма Г. П. к Иоанну Кантакузину и его соратникам, но доказательств предоставить не смог.

После этого Г. П. по совету монахов удалился в Ираклию, что дало патриарху повод обвинить его в бегстве от Собора (Истолкование томоса 1341 г. // PG. 150. Col. 901–902). В свое оправдание Г. П. указывал, что догматические разногласия были только предлогом. В июне 1342 г. в отсутствие Г. П. патриарх созвал синод, на к-ром было принято решение об уничтожении всех сочинений святителя, написанных после июля 1341 г., что, по всей видимости, не имело никаких практических последствий.

Через 4 месяца к Г. П. в Ираклию прибыл имп. чиновник Скутариот и, обыскав келью святителя на предмет писем от Иоанна Кантакузина, доставил его самого в Константинополь. Рассмотрев дело, совет признал Г. П. невиновным, но патриарх заключил его в монатстырь под стражу. По жалобе Г. П. дуке Алексею Апокавку стража была снята (Письмо к честнейшим старцам // ΓΠΣ. T. 2. Σ. 514), но патриарх перевел Г. П. в др. монастырь (одним из этих монастырей был мон-рь Христа Непостижимого.

Спустя некоторое время Г. П. удалось покинуть монастырь и добраться до храма Св. Софии, где он более чем с 16 учениками провел 2 месяца, пользуясь правом убежища и требуя созыва Собора. Однако в конце концов ему пришлось покинуть храм (поскольку, по словам Г. П., патриарх пошел на нарушение правил храма Св. Софии, после чего он вместе со своим учеником Дорофеем был арестован и заключен в дворцовую тюрьму.

В заключении Г. П. продолжал писать. Тогда же патриарх дал Акиндину разрешение на публикацию сочинений против святителя. И в сент. 1342 — нач. 1343 г. Акиндин написал «Большое» и «Малое» опровержения (систематическое в 4 ч. и подстрочное, к-рое сохр. не полностью) «Диалога православного с варлаамитом». Г. П. ответил Антирритиками (Опровержениями) против Акиндина (1342–1344 гг.). В письмах к разным лицам с 1342 по 1344 г. святитель значительно уточнил свою богословскую терминологию и более подробно обосновал главные положения своего учения.

4 нояб. 1344 г. (или незадолго до этого), после неудавшихся переговоров с Иоанном Кантакузином, состоявшихся в сентябре того же года (Cantacus. Hist. 3. 72), и ужесточения политики в отношении сторонников великого доместика, патриарх Иоанн Калека созвал синод, к-рый отлучил Г. П. от Церкви (текст осуждения утерян). Кроме того, синод низложил друга и соратника Г. П. Исидора, нареченного митр. Монемвасийского, к-рого патриарх намечал поставить на эту кафедру после Соборов 1341 г., благоволя в то время к Г. П.

Присутствовавшие на заседании синода патриархи Антиохийский Игнатий, прибывший летом 1344 г. в К_поль для подтверждения своего избрания, и Иерусалимский Герасим, поставленный Иоанном Калекой, подтвердили решение синода (Greg. Acind. Ep. 50). Кроме того, Игнатий написал послание против Г. П., к-рое Иоанн Калека некоторое время не предавал огласке. Позднее Г. П., познакомившись тайно с этим посланием, написал его опровержение (1345/46; ΓΠΣ. T. 2. Σ. 625–647). Иоанн Калека также добился от имп. Анны, чтобы решение синода было подтверждено императрским указом (prоstagma).

Афонские монахи, обратившиеся к патриарху, императрице и высоким сановникам с письмами в защиту Г. П., потерпели неудачу. В нояб.—дек. 1344 г. патриарх рукоположил Акиндина во диакона, что вызвало возмущение у константинопольского двора и имп. Анны, поскольку осуждение Акиндина, состоявшееся в июле 1341 г., не было с него снято. Разгневанная на патриарха императрица отказалась признать эту хиротонию, а сам Акиндин, по словам Г. П., был арестован.

Ходили слухи и о низложении патриарха, к-рые Акиндину пришлось опровергать (Greg. Acind. Ep. 50). Но патриарху удалось рукоположить Акиндина во иерея, после чего тот стал активно участвовать в назначении епископов-антипаламитов и наказании сторонников Г. П. Более того, патриарх намеревался поставить Акиндина епископом. В нач. 1345 г. в оправдание отлучения Г. П. и рукоположения Акиндина патриарх составил «Окружную грамоту» (PG. 150. Col. 891–894) и ответное письмо к афонским монахам, а также «Истолкование томоса 1341 г.» (PG. 150. Col. 900–903), в к-ром обвинил Г. П. в продолжении обсуждения богословских вопросов вопреки запрету томоса. Томос 1341 г., по мнению патриарха, не содержал ничего, кроме осуждения учения Варлаама о Фаворском свете и его нападок на метод молитвы исихастов (PG. 150. Col. 902), а отсутствие в томосе упоминаний об Акиндине оправдывало его рукоположение. На это Г. П. ответил «Опровержением грамоты Калеки». Несмотря на все усилия, патриарху не удалось восстановить к себе доверие императрицы Анны, а после того как он помимо ее воли возвел на Фессалоникийскую кафедру Иакинфа, ученика Акиндина, их отношения еще более ухудшились.

В связи с усилением позиции Иоанна Кантакузина и смертью дуки Апокавка (11 июня 1345) Анна стала понимать ошибочность поддержки патриарха в его антипаламитской деятельности и пожелала получить более полное представление о содержании полемики. Для этого помимо 2 «Догматических трактатов» Филофея Коккина (не изданы), «Истории вкратце...» Дисипата и «книги материалов» (biblion) Иоанна Калеки (Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 612; отрывки из нее в томосе 1347 г.) она обратилась к написанным по ее просьбе посланию Г. П. «Державнейшей и благочестивейшей владычице Палеологине» (янв. 1346) и «Исповеданию к владычице» Акиндина.

После коронации Иоанна Кантакузина 21 мая 1346 г. патриархом Иерусалимским Лазарем, так и не получившим утверждения от императора после избрания еще при Андронике III и оставшимся после смерти последнего верным Кантакузину, состоялся Собор в Адрианополе, к-рый низложил Иоанна Калеку за хиротонию Акиндина и его соратников. В сент. 1346 г. в Константинополе императрице было подано прошение за подписью 6 митрополитов и архиепископа, в к-ром содержалось требование суда над патриархом (текст: PG. 151. Col. 767–770).

Патриарх, пытаясь оправдаться в глазах императрицы, разорвал общение с Акиндином. Но 2 февр. 1347 г., когда Иоанн Кантакузин был уже рядом с Константинополем, Анна созвала Собор, к-рый, рассмотрев «книгу материалов» Иоанна Калеки против Г. П., низложил патриарха, осудил всех противников Г. П. и их писания, а Г. П. реабилитировал (события этого Собора изложены в томосе, обнародованном 8 февр. 1347).

Вечером того же дня Иоанн Кантакузин вошел в столицу. После длительных собеседований с императрицей Г. П. и Андроник Асень были посланы к Иоанну Кантакузину для переговоров, результатом которых явилось восстановление мира: Иоанн VI Кантакузин встал во главе государства, а Иоанн V Палеолог стал его соправителем. В результате состоявшегося 8 февр. 1347 г. под председательством императора Иоанна Кантакузина и императрицы Анны Собора был обнародован новый томос, подтверждавший соборный томос 1341 г. и подводивший Иоанна Калеку под осуждение, которому подвергся в июне 1341 г. Варлаам. В отношении Акиндина подтверждался приговор июльского Собора 1341 г.

17 мая 1347 г. на пустующий патриарший престол был возведен Исидор Вухир после отказа других кандидатов — Г. П. и прп. Саввы Ватопедского. Вновь поставленный патриарх Исидор I рукоположил 32 новых епископа, сочувствовавших богословским идеям Г. П. и подписавших томос 1347 г. 21 мая Исидор короновал Кантакузина во 2-й раз, после чего император утвердил патриарха Иерусалимского Лазаря. Той же весной патриарх Исидор поставил Г. П. митрополитом Фессалоникийским вместо низложенного Иакинфа.

Однако святитель не мог войти в город вплоть до 1350 г., когда Иоанн Кантакузин вернул себе контроль над Фессалоникой и одержал победу над «зилотами», к-рые подняли восстание еще в 1342 ги упорно отказывались признавать Иоанна Кантакузина императором. Кроме того, среди населения Фессалоники, по всей видимости, было много сторонников Акиндина.

Не имея возможности попасть в Фессалонику, Г. П. посетил Афон, где встретился с серб. кор. Стефаном Душаном, привлекшим к тому времени на свою сторону посредством богатых даров многих афонских монахов и установившим в 1345 г. над Афоном серб. власть. Король Стефан несколько раз беседовал с Г. П., пытаясь заручиться его поддержкой и обещая пожаловать ему «целые города и области для получения доходов», но Г. П. сохранил верность императору и, более того, встал на защиту прота Нифонта, к-рого обвиняли в мессалианстве сербские монахи, стремившиеся поставить сербского прота. Тогда Стефан с целью избавиться от Г. П. послал его в Константинополь в качестве посредника между ним и византийским двором. После кратковременного пребывания в столице святитель выехал в Фессалонику, но, вновь не получив возможности занять кафедру, отправился «по поручению Великой Церкви» на Лемнос, где посредством проповеди «исправлял грубые варварские нравы тамошнего народа» (Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 616).

Полемика с Никифором Григорой. Весной 1347 г. немногим более 20 епископов выступили против поставления Исидора патриархом. Отмежевавшись от осужденного Акиндина, они обнародовали томос, в к-ром низлагали Исидора (поставленного, по их мнению, незаконно с помощью светской власти и совершившего после назначения ряд незаконных низложений) и Г. П., обвиняя их в слежке за оппозиционерами и преследовании их, неблагочестивости, отлучении детей от их родителей под предлогом аскезы (обвинение против проповеднической деятельности Исидора в Фессалонике еще в бытность его мирянином), «иконоборчестве», отказе от священных предметов. В этом документе также осуждались воззрения и Г. П. и Варлаама с Акиндином (без указания имен) относительно различия божественной сущности и энергий и попытки ввести лжеучение о множестве богов (PG. 150. Col. 877–885). В авг. 1347 г., после безуспешных попыток Исидора привести оппозиционных епископов к повиновению, они были формально низложены патриархом и его синодом (синодальный томос был подписан также Иерусалимским патриархом Лазарем), но не лишены сана: исполнение решения синода было отложено в надежде на их покаяние.

Интеллектуальным лидером оппозиционеров был Никифор Григора, объявивший себя противником Г. П. еще в 1346 г. в ответ на обращение имп. Анны (Niceph. Greg. Hist. 15. 7), но державшийся в стороне от полемики между Акиндином и Г. П. Зимой 1348 г. Григора публично полемизировал с Г. П. в присутствии императора (Niceph. Greg. Hist. 5), а в 1350 г. опубликовал свои «Первые антирритики» против святителя — «одно из самых значительных опровержений паламитского богословия за время жизни Паламы», по выражению Р. Синкевича.

Г. П. в 1349–1350 гг., после первых диспутов с Григорой, написал «150 глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и аскетическим, предназначенным к очищению от варлаамитской пагубы».

В 1351 г. была осознана необходимость нового Собора, и 27 мая он был созван под председательством императора Иоанна Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставленияVI Кантакузина во Влахернском дворце. В мае—июне состоялись 4 заседания, на к-рых антипаламиты поначалу выступали в роли обвинителей. Они продолжали полемику, содержащуюся в антипаламитском томосе 1347 г., о богословской терминологии Г. П., о прибавлении к исповеданию веры при епископской хиротонии, содержавшем элементы богословия свт. Григория (Niceph. Greg. Hist. 20. 1, 6). На 2-м заседании, в ходе к-рого антипаламиты нападали на Г. П. по поводу терминологии, утверждая, что слова theos (Бог) и theotes (Божество) должны относиться только к сущности Божией, но не к энергии (Niceph. Greg. Hist. 20. 6), было зачитано и снискало всеобщее одобрение «Исповедание веры» святителя (ΓΠΣ. T. 2. S. 494–499).

Решающим оказалось 4-е заседание, на к-ром были зачитаны томос 1341 г. и отрывки из сочинений св. отцов. Г. П. доказал, что писания его противников не согласуются с прочитанным томосом, после чего обвинители оказались в роли обвиняемых. Состоялось чтение Деяний VI Вселенского Собора и августовского томоса 1347 г. Затем все присутствующие исповедали единство Божества и различие между сущностью и нетварными энергиями Божиими. Нераскаявшиеся епископы, в т. ч. Иосиф Ганский и Матфей Эфесский, были низложены и изгнаны с Собора (PG. 151. Col. 726–731).

В июле состоялся еще один Собор, на к-ром были рассмотрены 6 догматических вопросов и обнародован соборный томос 1351 г. Собор принял 6 догматических формулировок: 1) в Боге существует различие между сущностью и энергией; 2) энергия нетварна; 3) это различие не привносит сложности в Боге, поскольку речь идет не о 2 сущностных реальностях, но сущность и энергия принадлежат единому Богу; 4) св. отцы использовали термины «Бог» и «Божество» для обозначения энергий; 5) св. отцы также говорили о сущности, что она превосходит энергию; 6) св. отцы ясно учили о непричаствуемости божественной сущности, но в то же время говорили о реальном участии в божественной жизни или энергии Бога (PG. 151. Col. 732–754). Соответствующие 6 анафем, входящих и в настоящее время в состав греческой Постной Триоди, по всей видимости, сразу же после Собора, в июле 1351 г., были внесены в Синодик Православия.

Осенью 1351 г., после 3-месячного ожидания на Афоне, Г. П. занял наконец кафедру в Фессалонике. Однако вскоре вследствии возобновления императором Иоанном V Палеологом гражданской войны с Иоанном Кантакузином Г. П. был вынужден вновь оставить Фессалонику и принять участие в политических событиях. В 1354 г. Иоанн V обратился к святителю с просьбой отправиться в качестве посла в Константинополь и примирить его с Иоанном Кантакузином.

По пути из Тенедоса в столицу Г. П. со всей свитой был захвачен в плен турками (К своей Церкви // ΓΠΣ. T. 4. Σ. 131; Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 626, 627). Плен продолжался ок. года (1354–1355), пока сербы не доставили необходимый выкуп. В нояб. 1354 г., во время пребывания святителя в плену, император Иоанн V вошел в Константинополь и принудил Иоанна Кантакузина отречься от престола.

В то же время осужденный Собором 1351 г. Никифор Григора был допущен ко двору и получил разрешение продолжить полемику против Г. П. В 1355 г. Иоанн V устроил во дворце публичную дискуссию между Г. П. и Григорой в присутствии папского легата Павла Смирнского. Сохранились 2 сообщения об этом диспуте: пересказ Григоры (Niceph. Greg. Hist. 30) и офиц. отчет протостратора Георгия Факраса. По словам Григоры, имп. Иоанн V, подписавший томос 1351 г. под давлением, пожелал его пересмотреть (Niceph. Greg. Hist. 30. 3). Согласно Факрасу, император лишь выразил желание лучше познакомиться с содержанием полемики. Диспут, по всей видимости, ничего в полемику не привнес.

После диспута и отбытия Г. П. в Фессалонику летом 1355 г. Григора продолжил свою деятельность в Константинополе и опубликовал (1355–1356) «Вторые антирритики» против святителя. В то же время Г. П. написал 2 трактата, опровергающие изложение событий дебатов 1355 г. Григорой, и 2 собственных опровержения (1356–1357) на заключительные Антирритики Григоры.

Последние годы жизни. В 1355–1357 гг. Г. П. активно участвует в жизни своей епархии, возглавляя многочисленные праздничные богослужения и церемонии, произнося проповеди практически на каждое событие церковного года и совершая множество исцелений (Philotheus. Encomium // PG. 151. Col. 627–630). В 1357 г. его давняя болезнь усилилась, и 14 нояб. он умер). Его тело было положено в кафедральном соборе Св. Софии в Фессалонике. В кон. февр.— марте 1368 г. он был канонизирован и синодальным декретом празднование его памяти было установлено в Великой церкви.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Идентичность в камне. В.Р. Легойда о храмостроительстве — к 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

Имейте добрую память

Митрополит Никодим глазами младших поколений

Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества

Родом угреня. Житие преподобного Ефрема Новоторжского: новый взгляд

Сосуд благодати полный и преизливающийся. К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Шуйское дело: от приговора до канонизации. К столетию первого протеста верующих против антицерковной политики советского государства

Митрополит Волоколамский Иларион: «Содействовать умножению добра и богозаповеданной правды» (к 75-летию Отдела внешних церковных связей)

Александр Невский вернулся на Чудское озеро

Зарубежное Высшее церковное управление в Константинополе. К 100-летию Русского исхода и образования Русской Зарубежной Церкви