Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда
Версия для печати
17 ноября 2013 г. 22:18

17 ноября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Серафим! Уважаемый Александр Дмитриевич, депутат от Калининградской области, первый заместитель председателя Государственной Думы! Уважаемые Николай Николаевич, наш губернатор, Александр Георгиевич, мэр города Калининграда! Дорогие отцы, братия и сестры!

Хотел бы сердечно всех поздравить с этим воскресным днем и выразить искреннюю радость в связи с тем, что я вновь с вами в этом близком моему сердцу храме, вместе с людьми, с большинством из которых связаны десятилетия моего пребывания здесь, на этой земле. Это действительно родная для меня земля — Калининградская область, с которой связаны особые страницы моей жизни.

Господь послал меня сюда тогда, когда здесь не было ни одного храма, когда была горсточка православных людей, когда власти гордились тем, что это самый атеистический регион Советского Союза и люди в глаза не видели священника в рясе, с крестом, когда все приходилось делать с самого нуля. Я благодарю Бога за те испытания и скорби, но и за те радости, с которыми связано мое служение на Калининградской земле.

Сегодня мы слышали замечательные слова апостола Павла в его послании к Галатам: «Я сораспялся Христу, — говорит апостол Павел, — и уже не я живу, но живет во мне Христос». А до этого апостол, обращаясь ко всему христианскому миру, но особенно к Галатам, говорит  о том, что делами закона — человеческого, ветхозаветного закона, который до пришествия в мир Спасителя регламентировал все стороны и обычной человеческой общественной жизни, и все стороны духовной жизни — делами, которые направлены на исполнение этого закона, невозможно спастись, потому что человек спасается верой. И заключает эту часть своего послания словами «не я живу, но живет во мне Христос», видимо этим самым говоря о том, что он спасается верой (см. Гал. 2:16-20).

Эти слова, может быть, не всем легко сегодня понять. Как это так: сораспяться Христу? Это что, вслед за Ним на Голгофу взойти, отдать всю свою жизнь на страдания и смерть? Совсем не так. Сораспяться Христу означает отождествиться с Ним, с Его словами, с Его жизнью, чтобы не мы жили,  но чтобы жив был в нас Христос.

А что такое духовная внутренняя жизнь человека? Из каких составляющих состоит? Таких составляющих три: это наша умственная, интеллектуальная, творческая деятельность; это наши волевые установки и способность поступать так, как мы желаем в соответствии с нашей волей; и, наконец, это область наших чувств. Так вот, когда апостол Павел говорит о том, что не он живет, но живет в нем Христос, это значит, что его ум, его воля, его чувства подчинены Господу.

А что для нас это означает? Как мы можем подчинить ум Господу, когда 8-10, иногда 12 часов в сутки мы думаем не о Боге, мы думаем о своих делах — о своих профессиональных, творческих, простых человеческих делах? Обустроить дом, позаботиться о семье, о здоровье, об отпуске, приобрести какие-то вещи, устроиться на работу, сделать карьеру, получить образование — вот о чем мы думаем. А те люди, которые поднимаются по иерархической лестнице власти, у них еще больше различного рода дум —  нужно решать задачи и профессиональные, и политические,  экономические, социальные. Да мало ли о чем мы думаем...

Но как же подчинить свой ум Христу? Это что, постоянно думать о Евангелии, о каждом словом Евангельском? Тогда на какие наши человеческие дела хватит нашего ума?  Жить во Христе это значит подчинить свой ум Ему. Мы можем чего-то и не знать, хотя мы многое должны знать. Мы должны знать, чему Господь научил род человеческий. Поэтому когда говорят «я верующий, но я никогда Евангелие не читал», то это означает, что человек что-то путает в своей жизни. Он не может верить в то, о чем не имеет никакого представления. Евангелие должно быть нашей настольной книгой, мы должны действительно каждый день посвящать чтению Евангелия, хотя бы небольшими отрывками воспринимать слова Господни. Но самое главное — мы должны сформировать свой ум в системе христианского мировоззрения. Это очень важно, потому что, даже осуществляя тысячи земных дел, и больших, и малых, мы не откажемся от Христа, мы не предадим Его, мы не сделаем ошибки, если мы будем действовать в той системе координат, которую Бог нам определил.

Иногда возникают в жизни такие вопросы: а как эту систему координат определить? И ответ такой: человек, конечно, должен знать, что означает христианство. И второе, что очень важно, человек должен прислушиваться к голосу своей совести и никогда не подличать, никогда не делать того, что против воли Божией. Нет ничего противного воле Божией в том, что мы исполняем свой долг — профессиональный, государственный долг, семейные обязательства, когда мы исполняем свои обязательства по отношению к друзьям, к близким, к родным. Но все это мы должны делать в той самой системе Божественных координат, не согрешая ни пред Богом, ни пред людьми. И если кто-то скажет: «Я не знаю, что все это означает», я с дерзновением скажу, что каждый человек знает, когда он совершает гадкий поступок. И как бы он себя не убеждал в том, что это объяснимо, оправдано внешними обстоятельствами, политикой, дипломатией, голос совести ему говорит: «Не так поступаешь». Поступать по воле Божией, сораспяться Христу своим разумом, чтобы Он жил в нас, это и означает жить в соответствии с Его законом, который нами опознается и через слово Божие, и через закон нашего сердца, через нравственный закон голосом нашей совести.

Что же означает подчинить волю Господу? Это означает, что наше мировоззрение, наше нравственное чувство, которое помогает нам понять, где правда, а где ложь, куда нужно идти, а куда идти никогда нельзя, должно сопровождаться нашими волевыми установками. Когда мы говорим самому себе «остановись, не иди дальше — там грех, там погибель, и никакие блистающие перспективы, ценности, которые сейчас тебя привлекают, не оправдают твоего поступка — остановись и подумай», это и есть воля, подчиненная Христу.

И, наконец, чувства — особая сфера человеческой жизни. Апостол Павел говорит: «В вас должны быть те же самые чувства, что во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). А какое же чувство было во Христе Иисусе? Он был Любовью, Он был воплощением любви. И мы знаем, как тяжело воплощать это чувство в жизни по отношению к людям. Его не всегда хватает даже на самых близких и родных — на мужа, на жену, на детей, на братьев, на сестер, а что уж говорить о других людях! Но Господь не отменяет этой заповеди, Он говорит: «Любите друг друга» (Ин. 13:34). А это означает, что мы должны возрастать в любви. И когда любовь в сердце, когда она горячо-горячо горит, как нужно оберегать это чувство! Иногда смотришь на молодых людей, которые встретились и почувствовали в сердце своем любовь друг к другу — как они нежны друг к другу, как они нежно держат друг друга за руки, как они обещают идти друг с другом по жизни. Но знаем, что часто от этого чувства ничего не остается, одни только развалины, а иногда на этом месте вырастает и иное чувство — чувство злобы.

Так вот, Бог нам велит не разрушать нашу любовь. И даже когда возникает искушение, соблазн, а наш современный мир, окружающая нас действительность обрушивают на нас целый водопад этих соблазнов, мы должны иметь силу воли, чтобы защищать свои чувства. И все равно не хватит сердца на то, чтобы всех любить.

А что же тогда означает эта заповедь о любви? Она означает только одно: если мы не делаем людям зла, а пытаемся делать добро, то само это доброделание воспитывает в нас внутреннее чувство любви. Мы, может быть, не можем сказать «люблю этого человека, первый раз в жизни его увидел», но если сердце воспитано в добре, то постепенно и любовь приходит, как она приходила к святым угодникам, к преподобному Серафиму, который стоял на камне тысячу дней и тысячу дней молился, и в сердце его была любовь ко всему миру. Это, конечно, высота совершенства. Но невозможность достигнуть высоты саму высоту не отменяет. Многие из нас не могут подняться на высокую гору, но это не значит, что горы не существует. Многим трудно посмотреть на небо, но это не значит, что неба и солнца не существует. Это все существует как пленительная цель  человеческой жизни. Вот что означает «уже не я живу, но живет во мне Христос».

Апостол Павел погрузился в эту стихию Божественной жизни. И он говорит от сердца, он связывает это с распятием, потому что, конечно, на этом пути нужно распять многие свои гадкие черты характера, ужасные плохие навыки. Это нужно разрушить, распять, нужно расчистить свой ум, свое сердце и свою волю навстречу Спасителю.

Святой преподобный Ефрем Сирин говорит замечательные слова: «Тот не спотыкается, кого Бог поддерживает». Это значит, что и на нашем жизненном пути, в решении наших жизненных проблем мы не спотыкаемся тогда, когда нас Бог поддерживает. Мы не спотыкаемся также и на нашем пути духовного восхождения, если Бог нас поддерживает. Вот почему и утверждает Слово Божие, что нет спасения вне Церкви — потому что Церковь как община верующих людей, где нисходит Святой Дух, где подаются Таинства, и есть те руки, которыми Бог поддерживает человека. А это руки всех нас, потому что Церковь это община верующих. Именно от этого происходит огромной силы духовный посыл и духовное требование ко всем нам — жить как единая община, поддерживать друг друга и на путях жизни, и на пути духовного восхождения. И тогда нам не будут страшны никакие преступные группы, никакие преступные этнические группировки, ни что-либо иное, потому что люди, которые через свою веру обретают солидарность, способны эту солидарность распространить на все общество.

Сегодня этого ждет от нас народ и наша страна. И таким образом, через жизнь во Христе, мы способны передать мощные импульсы солидарности, взаимной поддержки, любви, добрых дел, отказа от всякого зла и несправедливости всему нашему народу. В этом наше призвание и в этом сегодня наше служение.

Я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам — и власть имущим, и всем вам, кто стоит здесь, в этом храме, а также владыкам, духовенству, всем, кто трудится в Церкви, никогда в суете каждодневной не терять из вида самого главного, что является целью, достижение которой не только облагораживает, возвышает нашу жизнь, но и открывает перед нами врата вечности. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Уфе

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после вечернего богослужения в Успенском Георгиевском монастыре в Башкирии

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая Чудотворца после Литургии в Николо-Угрешском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Бутовском полигоне

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти великомученика Георгия Победоносца после Литургии в Георгиевском храме на Поклонной горе