Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, в Храме Христа Спасителя
Версия для печати
2 декабря 2013 г. 18:37

2 декабря 2013 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, где находится рака с мощами святителя Филарета. По окончании богослужения Его Святейшество обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником — с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского, мощи которого почивают в этом святом храме. Вы уже слышали сегодня о большом значении митрополита Филарета для истории нашей Церкви, а также для дня сегодняшнего, потому что своими трудами, своими талантами, своей крепкой верой, своим подвигом жизни он сподобился прозревать те высоты Божественного Откровения, которые подчас, даже при чтении Священного Писания, остаются недоступными для многих людей.

Для того чтобы понимать слово Божие, для того чтобы уметь это слово применять в жизни, для того чтобы на этом слове основывать свою жизнь, нужны не только знание, не только способность вдумчиво читать текст — нужен духовный опыт, нужно быть в молитве и в образе жизни близким к Богу. Тайны, присутствующие в Священном Писании и до конца не раскрытые, открываются такому человеку.

Святитель Филарет действительно был таким богомудрым читателем Священного Писания. Может быть, именно поэтому он почувствовал острую необходимость перевода Священного Писания на русский язык, что и было сделано по его инициативе, при его прямом и активном участии, ведь до святителя Филарета Священное Писание наш народ читал только по-славянски, многое не понимая и многое, к сожалению, не чувствуя.

Будучи человеком высокообразованным, святитель имел постоянное общение с тогдашним образованным обществом, с так называемой интеллигенцией, которая и во времена святителя Филарета уже была разной. Кто-то чувствовал в своем сердце веру и потребность в том, чтобы читать слово Божие, применять его к жизни. А многие, начитавшись других книг, якобы с высоты своего образования взирали на слово Божие, не понимая Его возвышенные образы и не понимая, что оно открывается не тому, кто имеет ум и способность читать, но у кого сердце способно воспринять Божественные тайны, пропустить их через свой собственный опыт, ввести их в соприкосновение со своей жизнью, испробовать их силу на примере конкретных жизненных обстоятельств.

Многого не ведали тогда взбудораженные возможностью получать западное образование представители российского образованного общества. Но для многих из них был укором человек, во много превосходивший их всех по уровню образования, по знанию языков древних и новых, по знанию истории и философии, — человек, который был действительно просветителем и общества, и народа своего.

Именно поэтому святитель Филарет и при жизни, и после смерти не был одинаково приемлем для всех. Прозревая всю сложность и каноническую неправду церковного положения в Российской империи, он в меру своих сил пытался, по крайней мере, в своей архипастырской жизни исцелить эту неправду. Но не всегда ему это удавалось, и сам святитель, делясь с ближними опытом своей жизни, говорил о том, что шпоры сапог обер-прокурора Святейшего Синода, чиновника, который практически возглавлял Синод, больно ударяют его по бокам.

Тем не менее святитель, несмотря на сложные обстоятельства и церковной, и личной жизни, несмотря на то, что кто-то из епископата и духовенства не мог до конца понять его мысли, его жизненную позицию, был непреклонен в отстаивании того, что открывалось ему в богомудрии и в дивном личном духовном опыте.


И совершенно не случайно, что уже в наше время святитель Филарет был причислен к лику святых, ведь с позиции нашего времени все, что происходило в ту пору, представляется уже иначе. Сместились акценты, и вся обычная мишура, которая часто заслоняет взор человека и лишает его остроты видения, ушла в сторону, исчезла, и перед всеми нами, людьми, живущими в XX и в XXI веке, открылась во всей красоте и духовной силе личность святителя Филарета, митрополита Московского. Сегодня он прославлен в лике святых, и мы притекаем к его раке. А в день его памяти весь клир города Москвы собирается вместе в этом соборном храме, чтобы помолиться святителю Филарету и о граде Москве, и о Церкви нашей. И верим, что святитель слышит эти молитвы и ходатайствует пред лицом Божиим о столь любимой его сердцу Церкви нашей и о Первопрестольном граде Москве. Его молитвами пусть Господь всех нас хранит в вере, в единомыслии, в способности понимать слово Божие и, что особенно важно, в способности этим словом оценивать то, что происходит в нашей жизни.

В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Ефесянам (Еф. 5:10-17) мы слышим слова: «И возьмите щит веры, каковым только и можете угасить стрелы лукавого». Стрелы лукавого — это стрелы искушения, соблазна. Стрелы лукавого высвечивают ложные ориентиры в жизни, идя по которым, можно свалиться в пропасть, потонуть в трясине или заблудиться в дремучем лесу. Стрелы лукавого воздействуют на наш разум, но также и на наши чувства, возбуждают наши инстинкты, помрачают наше сознание, сбивают нас с мысли, мешают видеть подлинную перспективу бытия; и только верой можно укротить эти стрелы, потому что вера есть критерий истины.

Но не всякая вера. Вера может быть суетной — такую веру мы называем суеверием. Вера может быть исключительно эмоциональным чувством, когда мы поддаемся обаянию личности. Вера может быть построена на рациональном заблуждении, и мы знаем, как люди погибали во имя целей, в которые верили, но которые не были истинными целями. Поэтому не всякая вера способна угасить стрелы лукавого, а та вера, которая основывается на том, что Сам Бог сказал людям. Вот почему не просто знание слова Божия, но духовное проникновение в смысл Божественного Откровения является непременным условием способности человека отражать горящие стрелы лукавого и тем самым спасать себя, свою жизнь, свою душу, а может быть, и это нередко бывает, жизнь многих, жизнь народа нашего.

Все эти мысли, связанные с сегодняшним днем, с памятью святителя Филарета, с чтением замечательного отрывка из Послания к Ефесянам, связываются воедино. И мы понимаем, что святитель Филарет и был тем человеком, который прекрасно понимал связь веры со способностью отражать стрелы лукавого. И он как, может быть, никто другой в новейшее время внес свой вклад в то, чтобы очень и очень многие люди укреплялись верой и читая бессмертные, вечные строки Божественного слова, проникались силой, способной отражать горящие стрелы лукавого. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

Патриаршее слово после Божественной литургии в Никольском кафедральном соборе Мурманска

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Андреевском соборе г. Североморска

Патриаршее слово после Литургии в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Серафима Саровского после Литургии в Серафимо-Дивеевском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День Крещения Руси после Литургии в Богоявленском соборе Орла

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Свияжском монастыре