Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Резолюция конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся»

Резолюция конференции 'Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся'
Версия для печати
21 декабря 2007 г. 19:06

20–21 декабря 2007 года в г. Калуге состоялась конференция «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».

В конференции приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, епархий Русской Православной Церкви, специалисты Российской академии образования (РАО), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО), региональных институтов повышения квалификации работников образования, других научных и образовательных учреждений.

По результатам работы конференции была принята резолюция, текст которой публикуется ниже.

***

Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства.

Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи и преодолеть демографический кризис, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе.

Духовно-нравственное образование детей в современном российском обществе, состоящем из граждан, семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций, возможно только с учетом особенностей их духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. Соответственно, воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора и многообразия, приоритета семьи в воспитании ребенка.

Необходимо, чтобы все дети, обучающиеся в российской школе, воспитывались как граждане и патриоты нашего Отечества — единой России. Воспитание учащихся в российской общеобразовательной школе должно быть направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе, соблюдение гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами в Российской Федерации независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.

В то же время возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.

В 2007 г. вступили в силу поправки в Закон РФ «Об образовании», что актуализировало задачу сохранения и развития практики духовно-нравственного воспитания школьников в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания. Разработка и преподавание таких учебных курсов, подготовка педагогов, соответствующего учебно-методического обеспечения получили широкое распространение в большинстве регионов России. Эта практика востребована обществом, она имеет большую социальную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться, совершенствоваться.

Ее неотъемлемой составной частью является преподавание учебных курсов по истории и культуре религий народов России (православная культура, основы православной культуры и т.п., учебные курсы по истории и культуре ислама, буддизма, иудаизма и других религий). Такие учебные курсы изучают уже сотни тысяч школьников в нашей стране, реализуя свое право и право своей семьи на свободное и добровольное приобщение к ценностям своей традиционной культуры.

Государство, местные органы власти в сотрудничестве с организациями соответствующих религиозных конфессий организуют преподавание учебных курсов по истории и культуре религий, на изучение которых имеется адекватный образовательный запрос от граждан России.

На конференции была представлена и обсуждена соответствующая Концепция, разработанная с участием специалистов Российской академии образования (РАО), Федерального института развития образования (ФИРО), учреждений Русской Православной Церкви.

Участники конференции приняли следующие решения: 

  1. Рекомендовать субъектам Российской Федерации обеспечить полноценную реализацию «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации — епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»;
  2. Одобрить в целом соответствующую Концепцию включения в новое поколение государственных стандартов общего образования новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» включающей ряд учебных предметов по выбору семьи, родителей (законных представителей) обучающихся; авторскому коллективу провести доработку Концепции с учетом высказанных замечаний и предложений;
  3. Рекомендовать Российской академии образования с участием специалистов ФИРО, АПКиППРО, представителей религиозных конфессий организовать работу на основе указанной Концепции в соответствии со структурой федерального государственного образовательного стандарта по подготовке необходимых материалов для поэтапного введения в общеобразовательных учреждениях преподавания курсов православной культуры и других курсов духовно-нравственного содержания;
  4. Рекомендовать педагогическим вузам, региональным институтам повышения квалификации работников образования обеспечить конструктивное сотрудничество с традиционными религиозными организациями в целях подготовки педагогических кадров, повышения квалификации работников образования, учебно-методического обеспечения, проведения мониторинговых исследований по учету запроса граждан на изучение курсов православной культуры и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. Рекомендовать Российской академии образования провести совместно с Русской Православной Церковью «круглый стол» по обсуждению проекта государственного образовательного стандарта общего образования II поколения, разрабатываемого Российской академией образования; 
  6. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации, Союзу ректоров России совместно с Русской Православной Церковью организовать и провести в 2008-2009 учебном году олимпиаду школьников по основам православной культуры. 

Калуга, 20-21 декабря 2007 г.

Материалы по теме

Определены победители XVII Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Видеосовещание с директорами и духовниками региональных институтов прошло в Первом казачьем университете

Общецерковная аспирантура вошла в состав Ассоциации московских вузов

Презентация проекта портала Богослов.ru и киностудии МДА «Лица Академии» прошла в МИФИ

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел онлайн-совещания с представителями епархий по вопросам изучения православной культуры в светской школе

В Минске прошел республиканский семинар «Педагогические условия реализации инновационных проектов духовно-нравственного воспитания обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Состоялась образовательная секция XXIV Всемирного русского народного собора

В Синодальном отделе религиозного образования и катехизации cостоялось итоговое заседание оргкомитета и жюри конкура «Клевер ДНК»

Международный православный экономический форум «Покровские встречи в Полоцке» состоялся в Белоруссии

В рамках XXX Международных образовательных чтений прошла научно-практическая конференция «Будущее наследие»

В Дивеевском монастыре прошло пленарное заседание конференции «Библейские основания предметных областей школьного знания»

Другие документы

Соборное слово XXIV Всемирного русского народного собора

Итоговый документ XXX Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Программа IX Международного фестиваля «Вера и слово» (18-22 октября 2021)

Обращение монашествующих Украинской Православной Церкви к Патриарху Варфоломею

Итоговый документ X Общецерковного съезда по социальному служению

Итоговый документ XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Итоговый документ VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения»

Итоговый документ XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники»

Соборное слово XXIII Всемирного русского народного собора