Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время встречи с молодежью в г. Калуге

Версия для печати
14 августа 2005 г. 17:00

Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый Анатолий Дмитриевич, дорогие представители молодого поколения Калужской области!

Рад приветствовать Вас на гостеприимной Калужской земле, освященной подвигами сонма русских подвижников веры и благочестия.

Особенно отрадно видеть сегодня на этом собрании молодых людей, тех, кому принадлежит будущее нашей страны и общества.

Наименование молодежи «нашим будущим» вошло в русскую  речь давно и стало расхожим утверждением, часто не воспринимаемым с той степенью серьезностью, которая требуется при повествовании о столь значимом вопросе. Как правило, это выражение понимается в том смысле, что естественный ход жизни  постепенно приводит к смене одного поколения другим. Конечно же, было бы бессмысленно спорить с этим очевидным фактом, однако всякий человек склонен надеяться на лучшее и черпать в этой надежде жизненные силы. Именно поэтому  когда мы говорим о будущем мы хотим думать, что впереди наше общество, наше государство, нашу семью ожидает развитие и процветание.

В этом смысле молодое поколение подобно юным росткам на пространстве жизненного поля, каждый из которых призван принести добрый плод обществу,  государству, своей семье. Насколько обильными будут эти плоды и сколь полезны будут они для окружающих - вопрос отнюдь не праздный. К сожалению, история дает нам богатый материал для размышлений, заставляющий задуматься о том, почему иногда вместо добрых плодов человек, обретает на пажити своего сердца волчцы и тернии заглушающие добрые побеги.

Не так давно, в минувшем XX веке деструктивные, асоциальные поступки пытались объяснить неблагоприятными условиями, в которых формировалась личность, и потому лекарством от этого недуга считалось изменение условий бытия человека, что в совокупности с предлагаемыми для следования моральными нормами «строителя коммунизма» должно было привести к полному качественному изменению характера и мироощущения каждого конкретного члена общества.

Следует прямо сказать, что советская воспитательная система сумела достичь  определенных успехов, которые на первый взгляд казалось, подтверждают  правильность используемых методов. Государство в этот период развивалось очень активно, страна добилась заметных успехов в промышленном производстве, освоении целинных земель, развитии научных отраслей знания, создании космической и военной техники. Наиболее ярким положительным примером такого рода стала Победа, одержанная над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Примечательно, что социалистические нормы поведения, по которым предлагалось выстраивать свою жизнь человеку, были внешне близки к заповедям Христовым. Фактически этим признавалось непреходящие значение (по крайней мере, в социальном плане) нравственных религиозных норм, при общем атеистическом настрое всей идеологической ситемы.

И вместе с тем, несмотря на столь потрясающе эффектные успехи, конец советской системы был крайне печальным. Почему же произошло это падение колосса, столь внушительного и пугающего, чье могущество как оказалось держалось на глиняных ногах?

Причина этого — отсутствие у государственной идеологии того времени внутреннего стержня, дающего всей системе прочность и цельность. Моральные нормы выглядевшие как безусловно положительные не имели за собой самого главного — обоснования необходимости их исполнения, которое и не могло существовать в системе ценностей, построенной исключительно на материалистической концепции восприятия мира.

Печальный опыт прошлого может быть творчески переосмыслен и совершенные ошибки должны подвигнуть нынешнее поколение россиян к усвоению уроков истории. Вместе с тем, признание ошибочности идеологического курса советского государства не должно порождать забвения или осуждения подвига целых поколений наших предков не щадивших своих сил, а часто и самой жизни ради благополучия ближних и блага Отечества.

В нынешнем 2005 году Русская Православная Церковь вместе со всем российским обществом, органами государственной власти Российской Федерации торжественно праздновала шестидесятилетний юбилей Великой Победы. Подвиг наших отцов и дедов, явленный на полях сражений Второй Мировой войны с очевидностью продемонстрировал силу духа русского народа, способного в годину испытаний забыть все обиды, скорби и неурядицы и встать плечом к плечу на защиту своей земли.

В годы войны весь наш народ явил чудеса мужества и героизма, чем еще раз засвидетельствовал неразрывную связь со своим историческим прошлым, героями минувших столетий, которые отстаивали независимость Родины под стягами Святого Православия. Вместе с тем, даже богоборческим властям стала очевидной внутренняя, часто сокрытая от внешнего мира глубина веры в Бога и надежды на его благой Промысел, таившаяся в сердцах многих сыновей и дочерей нашего Отечества. Это побудило государственную власть Советского Союза по-новому взглянуть на роль веры в жизни страны и каждого отдельного человека, следствием чего стало постепенное ослабление гонений на Церковь и постепенное оживление религиозной жизни.

Надеюсь, что сей прекрасный пример преданного служения Родине будет воспринят современным поколением молодых людей как образец для подражания, ибо независимо от того в каком веке судил жить нам Господь перед каждым из нас лежит святая обязанность защиты своего Отечества, охранения его исторического достояния, попечения о судьбе вверенной нам духовной традиции.

Вместе с тем, очевидно, что нельзя быть подлинным сыном своего Отечества, своей страны не зная ее истории, будучи чуждым ее религиозно-культурного наследия. Русский философ Иван Васильевич Киреевский, уроженец Калужской земли и духовный сын Оптиной пустыни, 200-летний юбилей со дня рождения которого будет праздноваться в следующем году, со свойственной ему глубиной мысли определил ту цель, которая должна стать определяющим началом в жизни каждого молодого человека, на каком бы месте он ни трудился:

«Одного только желаю я: чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви,  вполне проникли убеждения  всех степеней  и сословий наших,  чтобы эти высшие начала,  господствуя над просвещением европейским и не вытесняя его, но, напротив, обнимая его своей полнотой, дали ему высший смысл и последнее развитие, и чтобы та цельность бытия, которую мы замечаем в древней,  была навсегда уделом настоящей и будущей нашей Православной России».

Суть Православия состоит не в строительстве стен, возведении куполов и золочении крестов, но в приобщении человека к Божественной жизни. Храм — это место где человек встречается с Богом, где он может по слову Писания соделаться  «причастником божеского естества» (2 Пет. 1, 4), узреть невыразимую красоту духовного мира и стать для других людей свидетелем Истины.

Убежден, именно с Православием связана будущая счастливая судьба России и потому говоря сегодня перед лицом тех, кого именуют «нашим будущим», я обращаюсь к Вам с пожеланиями быть добрыми преемниками традиций своих великих предков, чьими силами и чьей верой было создано могущественное Российское государство и великая русская культура, наследниками которой судил быть нам Господь.

Желаю всем вам милостей Божиих и добрых успехов на всем вашем жизненном пути.

Материалы по теме

Состоялась коллегия руководителей отделов по делам молодежи епархий Центрального федерального округа

Эксперт Синодального отдела по благотворительности провела тренинг по вопросам семейного воспитания в Выксе Нижегородской области

1 июля стартует XVIII Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

К 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в широкий прокат выходит анимационный фильм «Забытое чудо»

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Калининградской области А.А. Алихановым и архиепископом Калининградским Серафимом

Патриарший визит в Калининградскую митрополию. Посещение храма праведных Богоотец Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково

Святейший Патриарх Кирилл посетил храм праведных Богоотец Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Калининградской области

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Калининградской области А.А. Алихановым и архиепископом Калининградским Серафимом

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление наместнику Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря архимандриту Феофилакту (Безукладникову) с 35-летием монашеского пострига

Патриаршее поздравление наместнику Валаамского монастыря епископу Троицкому Панкратию с 35-летием монашеского пострига

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня независимости Республики Беларусь

Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на собрании духовенства Калининградской митрополии

Патриаршее поздравление наместнику Троице-Сергиевой лавры епископу Сергиево-Посадскому Фоме с пятилетием архиерейской хиротонии

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам торжеств, посвященных 15-летию образования Камчатского края

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла генерал-майору юстиции М.В. Молодцовой с юбилеем

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла ректору Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Б.Н. Любимову с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Халк Маслахаты Туркменистана Г.М. Бердымухамедову с 65-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла почетному председателю Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Г.И. Маланичевой с юбилеем