Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Выступление председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации на секции «Православная культура в современной школе» в рамках Рождественских чтений

Выступление председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации на секции «Православная культура в современной школе» в рамках Рождественских чтений
Версия для печати
29 января 2014 г. 17:44

28 января 2014 года председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом на секции Рождественских чтений «Православная культура в современной школе», прошедшей в Храме Христа Спасителя.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие друзья, коллеги!

Секция «Православная культура в современной школе» на нынешних Чтениях — центральное мероприятие, посвященное развитию православного образования в российской школе, прежде всего общеобразовательной. На повестке дня вопросы расширения ОПК, развития практики сотрудничества Церкви с органами власти, со школой, с педагогическим и родительским сообществами. В программе секции запланированы научные доклады, сообщения, информационные выступления по всем этим направлениям. Хотел бы обратить внимание на несколько вопросов.

Первое. За два года эксперимента с ОРКСЭ, и уже скоро два учебных года повсеместного преподавания в 4-х классах, далеко не все и не полностью отработано. Система образования, наша школа еще не вполне «привыкли» к этой практике. Есть определенные проблемы с обеспечением свободного выбора предмета, есть и слабая подготовка учителей, прежде всего профильная, есть и учебники, содержание которых не предусматривает выбора модулей, не везде сложилась система взаимодействия епархий со светскими структурами.

Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы имеем в виду, что нормальное расширение этой предметной области не на один учебный год, а по всем ступеням школы, как это и предусмотрено разработанной концепцией — на 2-4 классы, на 5-10 классы — требует большой подготовительной работы, разработки материалов по стандартизации содержания наших предметов, подготовки на их основе учебников и пособий, экспертизы, в том числе, конфессиональной. Это даже не месяцы, это годы работы. И это — далеко не лишний повод для незамедлительного начала этих трудов.

В рамках работы Межведомственного совета, деятельности Методического объединения по ОРКСЭ разрабатывается «дорожная карта», которую надо будет реализовать. Основные позиции есть и в согласованной нами концепции расширения ОРКСЭ. Можно уточнять содержание и сроки, но понимание того, что надо делать, и в какой последовательности — у специалистов имеется.

У меня проходит много встреч с педагогами, работниками учреждений образования различных уровней, учеными. Регулярно  посещают регионы наши сотрудники и практически везде, за редким исключением, мы слышим по ОРКСЭ вопросы — что дальше, почему не расширяем преподавание, в чем главная проблема? Причем не от церковных даже представителей, а от управленцев и педагогов, родителей и школьников. Предлагаю на секции сформулировать нашу совместную позицию, зафиксировать мнение участников, которые занимаются непосредственно этой темой в разных регионах.

Напомню, что еще в 2011 году наши политические руководители высказывались в том смысле, что как и в экспериментальный период, в дальнейшем мы можем продвигаться в направлении расширения преподавания ОПК сначала в группе наиболее подготовленных регионов, не форсируя сразу по всей стране. Думаю, такую группу регионов можно определить. Например, наша Ростовская область и Донская митрополия вполне могли бы быть готовы к этому через год-два, имея уже все необходимые для этого материалы. И этот пример, мне близкий, далеко не единичный. Может быть стоит вспомнить о первых «экспериментальных» регионах, и коль они были в авангарде принятия курса ОРКСЭ, то согласятся и стать первыми в расширении курса?

Второе, на что хотелось бы также обратить внимание. Это изменившийся уровень взаимодействия церковных и государственных структур по вопросам преподавания православной культуры в связи с принятием нового закона об образовании. Даже там, где есть позитивный опыт сотрудничества в преподавании православной культуры, потребуется качественно иное взаимодействие на основе формируемой единой федеральной нормативно-правовой базы. Нужно апробировать закон, посмотреть, что в нем нуждается еще в доработке. Светлана Даниловна Ермакова, я думаю, тоже скажет об этом.

Например, в законе установлено «участие» церковных организаций в подготовке учебно-методического обеспечения по курсам, модулям православной культуры. В части 6 статьи 87 записано, что: «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)… о нравственных принципах, исторических и культурных традициях религии… привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».

Каким должно быть это участие, в какой форме? Как это участие реализуется в регионах? Вы знаете, ряд пособий по ОПК в рамках ОРКСЭ вошли в Федеральный перечень без одобрения Синодального отдела, они разрабатывались без нашего участия и к ним были претензии. Какие формы участия епархий в учебно-методическом обеспечении преподавания православной культуры, имея в виду не основные учебники, а пособия, вспомогательные материалы, программы подготовки учителей? Может быть, как раз практика в регионах, ваш опыт позволит лучше и реализовать нормы нового закона, и в чем-то потом их уточнить, усовершенствовать, предложить практическое решение этих и других проблем.

Еще один важный вопрос — мониторинг результатов образования. Надо создавать совместно с Министерством, органами управления образованием на местах систему постоянного мониторинга качества и результатов преподавания православной культуры. С учетом мнения всех участников образовательного процесса — в первую очередь, родителей школьников как главного «заказчика» преподавания православной культуры, педагогов, администраторов, и церковного сообщества. Систему мониторинга понятную и очевидную.

Решение этого вопроса тесно связано с тем, о чем я говорил выше — о расширении курса ОРКСЭ. В экспериментальном формате, в котором все конфессии были поставлены перед необходимостью вложить в 30 учебных часов все содержание религиозной традиции, результаты образования зафиксировать очень трудно. Полагаю, что совместно с Министерством, другим конфессиями, родительским сообществом нужно обсуждать и находить комплексное решение этих вопросов. Неправильно, если каждая конфессия будет оценивать результаты образования по модулям ОРКСЭ по своим собственным критериям — нужна общая согласованная всеми участниками проекта система мониторинга, несмотря на очевидную специфику разных предметов-модулей в этой предметной области.

Уважаемые участники конференции!

Для Синодального отдела чрезвычайно важно поддерживать постоянную живую связь с нашими партнерами в светской системе образования, епархиальными отделами, педагогическим сообществом, учеными по всем вопросам преподавания православной культуры. С этой целью сотрудники Синодального отдела участвуют в мероприятиях, конференциях в регионах, для этого мы собираемся ежегодно здесь, в Москве, на Рождественских образовательных чтениях.

Как руководитель Синодального отдела выражаю благодарность всем присутствующим за участие в работе секции, а также уверенность в том, что наше сотрудничество — верный залог успеха в решении задачи развития преподавания православной культуры в российской школе.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Завершается подготовка идеологической концепции XXV Рождественских чтений

Состоялось первое заседание Оргкомитета XXV Международных Рождественских образовательных чтений

XXV Международные Рождественские чтения пройдут в Москве 25-27 января 2017 года

В Москве прошел круглый стол на тему участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» [Статья]

Митрополит Волоколамский Иларион: В светском образовательном пространстве теология представляет собой уникальную возможность для диалога между традиционными религиями [Интервью]

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на научно-практической конференции «Вера и знание: православный взгляд на проблему науки и техники в XXI веке» [Статья]

В Германии начались очередные «Молодежные богословские встречи» для студентов из России

Президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая награждена орденом прп. Евфросинии Московской

Завершается подготовка идеологической концепции XXV Рождественских чтений

Заявление Синодального отдела религиозного образования в связи с проведением в некоторых образовательных организациях анкетирования учащихся без согласия родителей [Документы]

В Общецерковной аспирантуре завершились курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации

В Москве наградили победителей Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

Открытый заключительный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры пройдет в Москве и Екатеринбурге

Митрополит Ростовский Меркурий: Есть серьезные наработки по расширению курса ОПК на другие годы обучения

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений [Статья]

Другие статьи

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты»

Порядок аккредитации СМИ на XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность»

Предложения по размещению участников Рождественских чтений

Региональный этап Рождественских чтений: основные задачи и рекомендации

Рождественские чтения: взаимопроникновение Церкви и общества

«Святой князь Владимир — солнце русской истории. К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на закрытии XXIII Рождественских чтений

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира»

Выступление митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на круглом столе в Государственной Думе России