Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых? Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии

Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых? Разъяснение Юридической службы Московской Патриархии
Версия для печати
4 февраля 2014 г. 15:20

С 2014 года журнал «Приход» выходит с ежеквартальным приложением «Вопрос-ответ» под редакцией руководителя Юридической службы Московской Патриархии монахини Ксении (Чернеги).

В первом выпуске за 2014 год публикуется разъяснение по вопросу «Какие организации имеют право осуществлять проверку документов на приходе, в том числе финансовых?»

Правом осуществлять проверки на приходе наделены многие организации, в том числе:

  • налоговые органы;
  • органы юстиции;
  • органы охраны объектов культурного наследия (если здание храма относится к объектам культурного наследия);
  • органы прокуратуры;
  • органы, заключившие с приходом договоры пользования государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками;
  • органы пожарного надзора.

При проведении прокурорского надзора органы прокуратуры вправе затребовать любые документы, в том числе финансовые. Однако данное требование должно быть обусловлено поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, что и является основанием проведения проверки.

При этом необходимо иметь ввиду, что требование о предоставлении финансовых документов при проведении проверок в рамках Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях получения информации по операциям, связанным с финансированием экстремистской, в том числе террористической, деятельности, составляет компетенцию Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Данное требование не распространяется на проверки прокуратуры.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции России от 30.12.2011 № 456 (далее — «регламент») в предмет контроля, осуществляемого органами юстиции в отношении религиозных организаций, включена их деятельность по расходованию денежных средств и использованию иного имущества (п.п. 4) п. 3 регламента).

Данный регламент не предусматривает конкретный перечень истребуемых при проведении проверок документов. Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в отношении некоммерческой организации органы юстиции имеют право запрашивать и получать информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

Таким образом, запрашивать такую информацию непосредственно у религиозной организации органы юстиции не вправе.

В соответствии с п. 33 регламента специалист Минюста России (территориального органа) готовит проект распоряжения о проведении проверки, в тексте которого должен содержаться перечень документов, представление которых организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Сведения о документах, которые требуется предоставить в ходе проверки, содержатся также в уведомлении о проведении проверки, направляемом в адрес религиозной организации (п. 40 регламента).

Согласно п. 19 регламента план проведения проверок некоммерческих организаций на текущий год размещается на информационных стендах в доступных для ознакомления местах и интернет-сайтах Минюста России (его территориальных органов). В этой связи приходам, при получении уведомлений о проведении проверок, следует согласовывать с епархиальными архиереями необходимость представления документов согласно перечню.

Предоставлять данные о членах (участниках) прихода не следует, поскольку в соответствии со своими внутренними установлениями Русская Православная Церковь не ведет учет прихожан.

Кроме того, список членов (участников) прихода содержит специальные категории персональных данных, касающихся религиозных убеждений граждан. Эти персональные данные в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» отнесены к специальным категориям персональных данных, распространение которых религиозными организациями допускается исключительно с письменного согласия субъектов персональных данных (п. 5 ч. 2 ст. 10 указанного закона).

Таким образом, при отсутствии письменного согласия сотрудников и духовенства прихода запрашиваемый список членов (участников) прихода не может быть представлен в органы юстиции.

Ответ подготовлен юрисконсультом Юридической службы Московской Патриархии О.М. Трайниным

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»

О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета

Что нужно учитывать при отражении в учете материальной и финансовой помощи участникам СВО в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательства? Разъяснение Правового управления Московской Патриархии

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии по поводу утверждения договора о передаче иконы Святой Троицы Троице-Сергиевой лавре

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»