Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии награждения победителей VI Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии награждения победителей VI Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры
Версия для печати
26 февраля 2014 г. 23:01

26 февраля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии закрытия VI Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры.

Ваше Высокопреосвященство! Дорогие братья и сестры, участники олимпиады!

Я всегда с особым чувством обращаюсь к вам, и это особое чувство окрашено в самые светлые и теплые тона и краски. Наше олимпийское движение началось с 12 тысяч человек — это меньше, чем капля в море; а сегодня по милости Божией мы уже приближаемся к почти 400 тысячам участников, и одна эта арифметика свидетельствует о том, что олимпиада принимается людьми, что она воспринимается как нужное и важное дело. Это действительно так, потому что олимпиада — один из инструментов пробуждения интереса к тому, что, может быть, является самым важным в мировоззрении современного россиянина, и не только россиянина.

Речь идет о фундаментальных понятиях. К сожалению, большая часть информационного пространства сегодня не имеет никакого отношения к тому, что является основополагающим и существенным для формирования человеческой личности, а значит, и для благополучия общества и благополучия страны. Это происходит не по какой-то злой воле, а просто потому, что мысли людей в первую очередь направлены на то, что важно в данный момент. Это связано с профессиональной деятельностью, с решением различных вопросов — административных, технических, политических. Общественная повестка дня настолько уплотнена этой повседневностью, что последняя закрывает собой то самое основное и фундаментальное, без чего и сама повседневность не может быть позитивной, мирной и благополучной.

Основы православной культуры — это основы нашего духовного бытия, это основы нашего национального самосознания. Мы видим, что сегодня происходит во многих странах и государствах — какое смятение умов, кровопролитие, ненависть, вражда, столкновения различных групп. Почему это происходит? А именно потому, что размыты фундаментальные основы мировоззрения и становления личности человека; и поэтому за основу принимается нечто временное, преходящее, чаще всего политизированное, что не может содействовать формированию целостной человеческой личности.

Мне приходится сейчас участвовать в разного рода собеседованиях, дискуссиях, беседах, совещаниях, которые, в том числе, касаются того, что происходит в мире. И многие люди говорят: «но ведь должна быть некая основа, должен быть какой-то стержень, без которого распадется национальная жизнь». А я добавляю: «не просто национальная жизнь — человеческая общность распадется, если нет стержня».

Почему мы говорим о том, что религия, Православие, религиозная культура являются такими стержнями? Потому что через приобщение к религиозным знаниям формируется система нравственных ценностей, этика, мораль. А что такое человеческие отношения? Это в первую очередь те отношения, где нравственный фактор является самым главным и решающим. Опять-таки, современный подход к этой теме предполагает, чтобы главным фактором было право, закон: «вот есть закон и живите по закону; и закон все отрегулирует». Но мы, во-первых, знаем, что не все законы в полной мере отражают чаяния людей. Есть законы, которые не в полной мере отражают нравственную основу человеческой личности. Есть законы плохо написанные, есть законы, едва принятые большинством, есть законы, которые подвергаются критике со стороны большого числа людей, а есть еще проблемы низкой культуры, в том числе правовой, что ведет к высокому уровню криминализации. Все эти факторы приводят к мысли о том, что только закон не может быть регулятором человеческих отношений.

Мы делаем добро или зло не потому, что есть закон — мы законов часто не знаем. Мы делаем добро или, наоборот, зло, потому что считаем, что нужно сделать так, а не иначе. Из нашего ума, из нашего сердца происходит эта мотивация, и когда мы воспитываем свое сердце, свой ум, когда мы формируем нравственную основу своего собственного мировоззрения, мы закладываем чрезвычайно важное измерение, в том числе в наши отношения с окружающими людьми. А это означает, что без нравственной основы не может существовать человеческое общество. Никакие законы, в отрыве от нравственности, неспособны установить справедливые мирные отношения между людьми, особенно если речь идет о таких обществах, где есть представители разных культур, разных религий, разного отношения к религии в принципе — многоконфессиональных, многоэтнических обществах.

Почему мы глубоко убеждены в том, что преподавание Основ православной культуры так важно, особенно для России? Потому что одним из очень чувствительных вопросов является вопрос межэтнических и межрелигиозных отношений. Для России это один из самых важных вопросов. Когда мы дискутировали относительно того, что преподавать в школе, то были люди, которые говорили: «нельзя преподавать основы религиозной культуры, потому что это разделит детей, это разделит общество, это спровоцирует конфликты». А мы, отталкиваясь уже от своего собственного опыта, говорили: «преподавание основ религиозной культуры (в первую очередь мы вели речь о православной культуре) никогда не спровоцирует никакого напряжения». А почему? А потому, что убедить человека православного в том, что он должен хорошо относиться к носителю другой религии или к представителю другой нации можно только через апелляцию к его собственным убеждениям. Нельзя на основе отвлеченного религиоведческого предмета, который не имеет никакого отношения к воспитанию, убедить людей, что всем нужно жить дружно. Вот это ведет к пустым фразам, к пустым словам, это как ветер по крыше — прогремел и полетел дальше, в момент удара по крыше все обращают внимание, а затем забывают. Пустые фразы — это то же самое. И когда нас призывают к толерантности, то есть к терпимости, политкорректности, то это пустой звук, который не наполняется никаким реальным содержанием.

А что сделать для того, чтобы это не был пустой звук, чтобы люди могли жить в мире, несмотря на религиозные и национальные отличия? Нужно делать то, что мы теперь делаем: опираясь на свою собственную аргументацию, в данном случае православную, формировать доброжелательное отношение к другим. И тогда эта аргументация, связанная с религиозными взглядами человека, становится самой сильной и самой убедительной.

В эти дни я имел возможность встречаться с руководителями северокавказских республик. Они мусульмане, мы говорили на эту тему, и они полностью со мной соглашались в том, что учить мусульман доброму отношению к христианству должен ислам. В исламе много аргументов в пользу того, чтобы воспитать такого мусульманина — это будет в соответствии с их религиозной традицией.

А как можно воспитать доброе отношение к мусульманину со стороны православного? На основании христианской традиции, на основании того, чему учили Христос, святые апостолы, учителя Церкви, святые отцы, на основании того предания, той традиции, которую Церковь несет в себе. Тогда доброе отношение верующего православного человека к мусульманину, иудею или буддисту, представителю какой-то другой религии опирается на очень мощную систему аргументации, которая входит в его мировоззрение.

Это то, что касается важной темы межрелигиозных отношений. Но у нас есть и другая очень важная тема — это человеческое счастье, это благополучие. Мы знаем, что никакими деньгами невозможно купить любовь — не лживую, не продажную, а подлинную любовь. Никаким деньгами вы это чувство не можете возбудить в человеке. Может быть обман, может быть игра, может быть видимость этих чувств, но подлинного чувства невозможно возбудить деньгами. Это в глубине сердца, и ведь каждый это знает, — как и то, что невозможно быть добрым за деньги, или под давлением власти, или под давлением каких-то внешних обстоятельств.

Добрым можно быть, только если доброта в сердце; а любовь и доброта — это и есть параметры человеческого счастья. Они формируют крепкие семьи, добрые отношения между родителями и детьми; они формируют тот благодатный мир, в котором личность может воспитываться без всякого риска попасть в рабство ложным и опасным идеям. И мы глубоко убеждены в том, что воспитание нашей молодежи в Православии есть ее путь к счастью. Потому что крепкие нравственные устои формируют такие великие сильные чувства, как любовь и доброта, или, по крайней мере, поддерживают эти чувства и не дают им разрушиться.

Поэтому я с очень большим вниманием отношусь ко всему, что происходит в сфере религиозного образования в нашей стране, и не только в нашей стране. Я хотел бы отметить определенные успехи, хотя, может быть, эти успехи еще не в полной мере соответствуют масштабам страны и масштабам поставленных перед нами задач. И олимпиады, которые очень содействуют успеху этого доброго дела, одновременно являются механизмом продвижения всех этих правильных, на мой взгляд, мыслей и показателем того, что у нас происходит.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность всем, кто организует олимпиаду — ПСТГУ, Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, благотворительному фонду «Мета». С 2013 года к организации олимпиад подключился благотворительный фонд святого Василия Великого, и я хотел бы поблагодарить его руководителей и учредителей за эту работу.

Мне кажется, нужно, чтобы как можно больше высших учебных заведений поддерживали олимпиаду, и я рад, что в этом году к работе подключился также Российский православный университет. Надеюсь, что все больше и больше высших учебных заведений будут участвовать в этой работе.

Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и еще раз выразить свою радость в связи с тем событием, которое сейчас имеет место. Хотел бы особенно поблагодарить лауреатов, победителей олимпиады за их энергию, за их инициативу, за их труд, который они положили для достижения этой высокой и почетной цели. Пусть благословение Божие пребывает над нашей молодежью, над нашими школами, над нашими юношами, девушками, детьми — над всеми, кто со тщанием изучает Основы православной культуры. Помогай вам Бог.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Выставка «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» открылась в Санкт-Петербурге

Свято-Тихоновский университет проведет олимпиаду для школьников 6-11 классов

На секции Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя обсудили вопросы развития школьного олимпийского движения

В Храме Христа Спасителя состоялась церемония закрытия XXIII Международных Рождественских чтений

В Москве наградили победителей Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

Открытый заключительный тур Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры пройдет в Москве и Екатеринбурге

Митрополит Ростовский Меркурий: Есть серьезные наработки по расширению курса ОПК на другие годы обучения

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXIV Международных Рождественских образовательных чтений [Статья]

Другие статьи

Патриаршее поздравление архидиакону Андрею Мазуру с 90-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление архиепископу Брюссельскому Симону с 65-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Хустскому Марку с 65-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Ш.М. Мирзиёеву с избранием на пост Президента Узбекистана

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам церемонии закрытия VII Славянского форума искусств «Золотой витязь»

Патриаршее поздравление настоятельнице Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря игумении Екатерине (Чайниковой) с днем рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла митрополиту Филиппопольскому Нифону с 75-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Тернопольскому Сергию с 65-летием со дня рождения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Трехсвятительском храме в Париже

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Матфею (Самкнулову), епископу Шуйскому и Тейковскому