Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Певец святоотеческой традиции

Певец святоотеческой традиции
Версия для печати
7 февраля 2008 г. 18:00

Cегодня исполняется 50 лет со дня кончины выдающегося русского богослова Владимира Николаевича Лосского (1903-1958).

Передо мной — одно из многочисленных изданий Владимира Николаевича Лосского — его труды «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «Догматическое богословие», скрепленные под одной книжной обложкой. Вероятно, они печатались не единожды — и во Франции, где были созданы, и в России, где наконец были опубликованы на русском. Но это издание уникально тем, что увидело свет сразу же после падения государственного атеизма, в памятном 1991-м году. Книга была отпечатана «по-старинке», печатью высокой, что сейчас, в век компьютерных технологий, кажется анахронизмом. Но издатели тогда постарались: книга вышла стотысячным (!) тиражом — цифра для наших дней уже немыслимая — и сразу же разошлась по российским городам и весям. Люди жаждали Слова — а книги и статьи Лосского, наряду с блестящими по языку проповедями митрополита Сурожского Антония (также большими тиражами опубликованными в те годы), заполняли духовный вакуум...

С тех пор минула целая эпоха — если судить по тому, что родившиеся в 1991-м ныне окончили школу и поступили в университеты. Но знают ли они о Лосском, наслышаны ли они хотя бы о том, что часть его научно-богословских сочинений была опубликована в СССР еще в годы правления сталинского режима?

Владимир Лосский вместе с отцом, известным русским философом-интуитивистом Николаем Онуфриевичем Лосским был выслан из России в печально известном 1922 году на «философском пароходе». Но это спасло им жизнь, и не только им — вскоре на ниве Свято-Сергиевского подворья и Свято-Фотиевского братства в Париже собирается плеяда замечательных русских богословов, философов, историков Церкви — и отечественная богословская мысль начинает плодотворно трудиться в эмиграции. Более того: в Париже Лосский был одним из тех, кто, несмотря на боязнь быть отвергнутыми своими же соотечественниками-эмигрантами, сохранил верность Матери-Церкви, отстаивая интересы Московского Патриархата.

Нам же Лосский интересен прежде всего своими богословскими трудами, получившими впоследствии определение «неопатристического синтеза» в православном богословии. Владимир Николаевич, как и его друг протоиерей Георгий Флоровский, первыми ощутили поистине огромный разрыв, образовавшийся между русской богословской наукой и учением Святых Отцов. Причиной этому стали во множестве проникшие в русское богословие элементы западной схоластики — католической и протестантской, чему способствовало почти двухсотлетнее господство Святейшего Синода, когда Церковь была фактически превращена в государственно-идеологическое ведомство. Это понимали многие — но Лосский и Флоровский, подошедшие к богословской проблематике «со стороны» (по образованию они были философом и филологом), что позволило им обойти схоластические рамки духовных семинарий и академий.

Выход был найден: возврат к Отцам, к традиции святоотеческой. Лосский обстоятельно изучает Святых Отцов — как Восточной Церкви, так и Западной. Среди анализируемых им текстов можно встретить творения Псевдо-Дионисия Ареопагита, Августина, Фомы Аквинского, Григория Паламы... Итогом научно-богословского творчество Лосского и стал «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», где элементы христианской антропологии соединяются с принципами теоцентризма, а богословие становится знанием экзистенциальным.

Но богословие Лосского — вовсе не отвлеченная наука. Любому человеку, начавшему свой путь ко Христу, должны стать близкими и понятными слова Владимира Николаевича: «Духовная жизнь начинается с обращения... — со склонности воли, обращающейся к Богу и отказывающейся от мира», где «мир», по учению св. Исаака Сирина, есть «совокупность человеческих страстей». Как здесь не вспомнить многочисленные примеры из современной церковной (или околоцерковной) жизни, когда «отказ от мира» превратно понимается как отрицание всего окружающего — общества, государства, семьи и профессии...

Труды Лосского получили высокую оценку современников. Так, протоиерей Иоанн Мейендорф писал, что Лосский «сумел показать Западу, что Православие не историческая форма восточного христианства, а непреходящая и кафолическая истина». Символично, что Владимир Николаевич скончался 7 февраля — в день памяти Григория Богослова, святителя Церкви Вселенской, еще не тронутой расколом между Востоком и Западом. И труды Лосского до сих пор продолжают приводить католического и протестантского читателя к познанию истины, заключенной в Православии. Хочется верить, что наследие умершего в эмиграции выдающегося русского богослова не будет забыто и в нашем православном Отечестве.

Максим Антипов

Богослов.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Общецерковная аспирантура проводит Вторую междисциплинарную конференцию «Церковь и время»

В Москве состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации

Ректор Московской духовной академии возглавил семинар «Теология в цифровую эпоху»

Начался общецерковный тур III Всероссийской олимпиады по богословию

«Вышеестественный и равноангельский отец отцов». К 1375-летию со дня преставления преподобного Иоанна Лествичника (†30.03.649) [Статья]

В Общецерковной аспирантуре начинает работу лекторий по патрологии

В Сретенской духовной академии прошла конференция, посвященная 1630-летию со дня рождения блаженного Феодорита Кирского

В Московской духовной академии прошла Всероссийская Покровская научно-богословская конференция

Представитель Русской Церкви принял участие в XIII Вселиванской конференции организаций российских соотечественников

Представитель Русской Церкви принял участие в конференции общин российских соотечественников в Сирии

В 103-ю годовщину Русского исхода в Турции прошли памятные мероприятия

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в церемонии открытия XV Ассамблеи Русского мира

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Научный теизм. Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня

Носите тяготы друг друга. К 100-летию преставления святого праведного Алексия Мечёва

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

«И на светлом челе его нет пятна приспособляемости»

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе