Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью с заведующим кафедрой древних и новых языков Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонахом Иоанном (Гуайта)

Интервью с заведующим кафедрой древних и новых языков Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонахом Иоанном (Гуайта)
Версия для печати
13 мая 2014 г. 11:18

Иеромонах Иоанн (Гуайта), заведующий кафедрой древних и новых языков Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель итальянского и французского языков, ответил на вопросы сайта ОЦАД.

— Добрый день, отец Иоанн. Расскажите о возглавляемой Вами кафедре и направлениях ее работы.

— Кафедра древних и новых языков осуществляет обучение циклам английского, французского, немецкого, итальянского, новогреческого, древнегреческого, латинского, древнееврейского и сирийского языков.

Нам удалось привлечь хороших специалистов. Среди них преподаватели вузов и переводчики с большим стажем работы, часть из них являются непосредственными носителями преподаваемого языка, другие долгое время проживали за границей и имеют практический навык общения.

Основная задача нашей кафедры — подготовить профессиональных, компетентных выпускников, которые будут востребованы как в церковных, так и в государственных учреждениях.

Мы формируем у учащихся навык свободного чтения научной литературы на иностранных языках, а также развиваем разговорную речь, необходимую для участия в международных научных конференциях и церковно-дипломатических переговорах. Для учащихся из стран дальнего зарубежья кафедра организует курсы русского языка.

— На Ваш взгляд, насколько современному богослову необходимо знание иностранных языков?

— Я бы сказал, что это чрезвычайно важно. Для того чтобы быть в курсе последних открытий богословской науки, нужно иметь возможность читать новейшие научные статьи и монографии, выходящие на иностранных языках. Не зная современный иностранный язык, молодой исследователь закрывает для себя потрясающие труды зарубежных патрологов, историков, библеистов. В XXI веке совершенно очевидно, что ученый должен знать те иностранные языки, на которых написана основная научная литература по его предмету. Так, помимо древних языков, патрологу необходимы французский и английский языки, библеисту — немецкий, литургисту — английский и итальянский, и т.д.

Незнание древних языков закрывает для учащегося как прямой доступ к Священному Писанию, так и в сокровищницу святых отцов, чьи труды написаны на древних греческом, сирийском и других мертвых языках. Несомненно, часть из этих трудов переведены и изданы на русском языке, в том числе нашим ректором митрополитом Иларионом. Но это капля в море. Переводы делаются крайне медленно и несистематично, основная часть творений будет переведена нескоро.

Многие проблемы, касающиеся развития церковной науки, признания ее достижений, участия наших студентов, аспирантов и ученых в совместных проектах и мероприятиях, связаны, в частности, и с тем, что Русская Церковь долгое время находилась в условиях определенной изоляции и преподавание языков (как современных, так и древних) в духовных школах было очень слабым. Выпускники духовных академий в советское время часто почти не знали иностранные языки. Но ситуация, слава Богу, изменилась. Сегодня совершенно недопустимо, чтобы ученый знал только родной язык. Как сказал митрополит Диоклийский Каллист: «Современный богослов должен знать иностранные и древние языки, чтобы быть в курсе современных западных открытий».

Добавлю, что, изучая язык, мы знакомимся с иной цивилизацией, с иным образом мышления. А это ценно и важно и для ученого, и для пастыря.

— Часто приходится сталкиваться с мнением, что изучение иностранного языка дано не всем, что это особый дар, доступный не каждому.

— На мой взгляд, так говорят люди, которые не хотят прилагать усилий. Никто не говорит, что изучение языка — процесс быстрый и легкий. Но если у студента есть твердое желание, он своего добьется. И мы ему в этом поможем.

— Каким образом?

— Как я уже говорил, у нас преподают опытные специалисты, которые не только читают лекции, но и проводят большую внеурочную работу. На занятиях по иностранным языкам, помимо объяснения грамматики и практики устной и письменной речи, преподаватели уделяют немало внимания и времени преподаванию специфической, богословской лексики.

Любой студент может попросить о частных консультациях. С помощью преподавателя студенты несколько раз в году готовят рефераты, презентации или выступления на научные темы на иностранном языке.

Кроме того, мы понимаем, насколько важно для обучающихся попасть в полноценную среду носителей изучаемого языка. Поэтому кафедра содействует прохождению студентами языковой практики и стажировок по специальностям в зарубежных вузах, различных языковых школах Великобритании, США, Италии, Германии, Швейцарии и Франции.

— Какие ближайшие планы есть у кафедры?

— Помимо взаимодействия с зарубежными вузами в настоящее время мы планируем создание как теоретических, так и практических трудов по специфике преподавания языков в богословских вузах, а также по переводу богословской литературы и литургических текстов.

Кроме того, мы планируем самостоятельно заняться составлением специфических словарей богословской и общецерковной лексики. Я уверен, что подобные работы смогут быть интересны и достойны публикации в известных российских и зарубежных научно-богословских изданиях.

Беседовал Иван Парфенов

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: Мы расслабились, прежде всего духовно

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

«Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза

«Не пропагандист, и не военный, а духовник...». Ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов рассказал о подготовке военных священников

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее

Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»

А.Е. Акопян о книге «Введение в арамеистику и сирологию»