Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский Алексей Афанасьевич
Версия для печати
Дата рождения:
11 марта 1856 г.
Дата смерти:
10 августа 1929 г.
Биография:

Алексей Афанасьевич Дмитриевский родился в Астраханской губернии. Окончив Астраханскую Духовную семинарию, он в 1878 году поступил в Казанскую Духовную Академию. По окончании академического курса со степенью кандидата богословия в 1882 году получил назначение преподавателем гомилетики и литургики в Самарскую Духовную семинарию, однако по ходатайству ректора Академии, протоиерея Александра Владимирского, был оставлен в Академии и приступил к чтению лекций по истории Богослужения на кафедре литургики, которую в то время занимал профессор Н.Ф. Красносельцев.

В 1883 году А. А. Дмитриевский получил степень магистра за сочинение «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Часть первая. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств». В своем отзыве профессор Н.Ф. Красносельцев признал диссертацию «весьма солидным вкладом в науку археологии вообще и археологии православного Богослужения, в частности». Для своей диссертации молодой ученый использовал 200 славяно-русских, 30 южнославянских и 70 греческих рукописей, предварительно изучив греческую палеографию. В приложении Дмитриевский издал десять чинов по греческим рукописям.

После двухлетнего преподавания А. А. Дмитриевский получил кафедру литургики и церковной археологии в Киевской Духовной Академии, с которой связана вся его последующая профессорская деятельность вплоть до 1907 года. В 1884 году Алексей Афанасьевич начинает чтение лекций по церковной археологии и литургике, которые, по новому вступившему в действие с осени 1884 года Уставу, стали обязательными предметами для всех студентов. Летом 1886 года А.А. Дмитриевский отправился на Восток и несколько месяцев провел на Афоне с целью изучения богослужебных рукописей. На Афоне он описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей. В 1888 году Дмитриевский работал в библиотеке Синайского монастыря, где, помимо работы с рукописями, описал более 500 икон. «Синайская библиотека, — писал он, — дала такое количество богослужебных рукописей, какого я не встречал в других восточных библиотеках». В 1889, 1891 и 1893 году он вновь посетил Иерусалим, работал на Афоне, занимался в Константинополе и Афинах и путешествовал по Италии. В 1898 году еще раз побывал в главнейших книгохранилищах Востока, а также в шестой раз посетил Святую Гору Афон.

В 1895 году вышел в свет главный труд А.А. Дмитриевского «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том 1. Часть 1. Памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские Типиконы», представленный им в качестве докторской диссертации. Рецензенты признали большую научную ценность этого издания. В 1896 году Дмитриевский был удостоен степени доктора церковной истории. Алексей Афанасьевич находил время выступать с публичными докладами и лекциями, в которых виден огромный научный багаж. К этой серии его трудов следует отнести «Недостатки современного церковно-религиозного воспитания и причины, их породившие», «Служебник — книга таинственная (по поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе)».

Необычайно плодотворной была деятельность А. А. Дмитриевского в Киевской Духовной Академии, где он создал целую литургическую школу. В журнале «Труды Киевской Духовной Академии» за 1886—1907 годы напечатано 44 отзыва профессора Дмитриевского о сочинениях, представленных ему студентами. Н.Д. Успенский, ученик Дмитриевского, писал: «Это был не только выдающийся ученый, исследователь и талантливый лектор, но и прекрасный педагог, умевший пробудить у своих учеников любовь к труду и науке». 

В 1906 году А.А. Дмитриевский уехал в Петербург работать в Предсоборном Присутствии. Находясь в Петербурге, Алексей Афанасьевич принимал деятельное участие в Православном Палестинском Обществе, исполняя обязанности секретаря, а после выхода в отставку он всецело занялся делами Общества. По поручению Св. Синода А.А. Дмитриевский также участвовал в Комиссии по исправлению славянского текста богослужебных книг. В 1914 году он был приглашен сверхштатным членом Училищного Совета, ему поручили рассмотреть работу директора Московского Синодального училища А.Д. Кастальского «Образцы распевного чтения молитв, тропарей и проч.»

В 1918 году Палестинское Общество прекратило свою работу, и наступившие в Петрограде голод и разруха заставили Алексея Афанасьевича переехать в Астрахань, где он получил кафедру греческого языка в недавно открытом университете, а в 1919 году был избран на должность проректора. В 1922 году университет закрыли, и Алексей Афанасьевич вернулся в Петербург, где его пригласили к участию в работах Русско-византийской комиссии при Академии наук.

Осенью 1923 года Дмитриевский был приглашен читать лекции по литургике на Богословских курсах в Петрограде. В середине 1925 года это среднее учебное богословское заведение было реорганизовано в Высшие Богословские курсы, которые в августе 1928 года прекратили свое существование. За свои капитальные труды и издания литургических текстов Дмитриевский был избран почетным членом всех четырех Духовных Академий. В 1903 году его избрали членом-корреспондентом Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1923 году — действительным членом Академии наук и членом Славянской комиссии Академии наук.

Архив А.А. Дмитриевского хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, фонд 253, другая часть материалов находится в Архиве Академии наук, фонд 214. Алексей Афанасьевич Дмитриевский скончался 10 августа 1929 года. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры.

Научные труды, публикации:

Список печатных трудов А. А. Дмитриевского насчитывает порядка 222 позиций. Основные из них:

Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890;

Богослужение в Русской Церкви в XVI веке: Историко-археологическое исследование. — Казань: Тип. Имп. ун-та, 1884. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследова-ния таинств.

Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. — Киев, 1895—1917. Т. 1, ч. 1: Типика: Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские Типиконы. — 1895. Т. 2: Евхологии. — 1901. Т. 3, ч. 2: Типика. — Пг., 1917.

Приезд в Астрахань Восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Египетского и связанное с ним учреждение здесь митрополии // Астраханские епархиальные ведомости. 1903. № 11, 12

Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907): Ист. записка. СПб., 1907

Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине: (По поводу десятилетия со дня его кончины) // СИППО. 1904. Т. 15, вып. 2. С. 95-148 (то же: ТКДА. 1904. Ноябрь. С. 319-380)

Отзыв о сочинении М.И. Орлова «Литургия св. Василия Великого. Первое критическое изд.». — СПб., 1909 г. — СПб., 1911. — 173 с. Отт. из: Сб. отчетов о премиях и наградах, присуждаемых Рос. Имп. Акад. наук за 1909 г.

В Бозе почивший митрополит петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком. Казань, 1914.

Лит.: Сове Б. И. Русский Гоар и его школа // БТ. 1968. Т. 4. С. 39-84; Успенский Н. Д. Из личных воспоминаний об А. А. Дмитриевском // Там же. С. 85-90; Уржумцев П. В. Школа «русского Гоара» в Ленинградской духовной академии // Там же. С. 91-94; Махно Л. Список трудов проф. Алексея Афанасьевича Дмитриевского в порядке их публикации // Там же. С. 95-108; Академическое дело 1929-31. С. 184; Сосуд избранный. С. 65-66; о. Михаил Арранц А. А. Дмитриевский: из рукописного наследия // Архивы русских византинистов. С. 120-133; Грушевой, 1995. С. 137-140; Перченок, 1995 (1). С. 160; Перченок, 1995 (2). С. 241; Медведев И. П. Материалы к истории рукописных собраний Санкт-Петербурга // ППС. 1998. Т. 98. С. 137; Антонов, 1999. С. 311, 312, 315; Медведев, 1999. С. 576-577; Aalst G. van. Alexius Afanasevic Dmitrievsky (1856-1929): Biographische gegevens en zijn liturgische leer vooral over het liturgisch typikon // Het Christelijk Oosten. 1955. T. 7. P. 29-37, 212-225; 1956. T. 8. P. 163-176; Die Bibliographie des russichen Liturgisten A. A. Dmitrievsky // Orientalia Christiana Periodica. 1960. Vol. 26. P. 108-140.