Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Максим Козлов: Идеал высшего духовного образования — сочетание просвещенной свободы и столь же просвещенного послушания

Протоиерей Максим Козлов: Идеал высшего духовного образования — сочетание просвещенной свободы и столь же просвещенного послушания
Версия для печати
23 июля 2014 г. 21:51

В июле в большинстве высших учебных заведениях Русской Православной Церкви работают приемные комиссии. Почему важно духовное образование и чем оно отличается от светского в интервью изданию «Православная Москва» рассказывает заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.

— Отец Максим, Вы являетесь первым заместителем председателя Учебного комитета при Священном Синоде. Каковы основные задачи Учебного комитета?

— Учебный комитет призван координировать ту часть образовательной деятельности нашей Церкви, которая связана с подготовкой духовенства, а также сотрудников наших образовательных учреждений, церковных тружеников Синодальных и епархиальных отделов и т.д.

— Сейчас в России кризис образования. Касается ли этот кризис высшей православной школы? И если да, то в чем он выражается?

— Безусловно. Преподавая в московских духовных школах более четверти века, я не могу с прискорбием не видеть, как, особенно в последние десять-двенадцать лет, наблюдается постоянный процесс снижения качества знаний у поступающих. За нулевой курс мы стараемся выровнять хотя бы какие-то очевидные изъяны, поэтому прием осуществляется двумя способами. Примерно четверть поступает сразу на первый курс бакалавриата, а три четверти (увы, такие цифры) должны отучиться на подготовительном курсе и только после этого могут быть приняты.

— Идеальная высшая школа. Какая она должна быть?

— Сочетание просвещенной свободы и столь же просвещенного послушания — вот что в идеале хотелось бы видеть в наших духовных школах. Православные высшие учебные заведения по определению должны не только образовывать, но и воспитывать.

— Существует строгое указание, что священники должны иметь духовное образование (Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. п. 15). При этом иногда выпускники духовной школы говорят, что большая часть изучаемого в семинарии остается невостребованной в пастырской деятельности...

— В каком смысле эти знания остаются невостребованными? В том смысле, что если ты ощущаешь себя лишь требным исполнителем, то, конечно, постараешься забыть латынь и греческий как можно скорее. А заодно и патрологию. Ведь для того чтобы служить панихиду и собирать с канона приношения прихожан, не очень нужно знание святых отцов. Но разве мы хотим видеть таких священников, которые функционально умеют совершать действие, но больше ничем — ни духовно, ни интеллектуально — не могут откликнуться на нужды прихожан?

Для священника обучение не должно заканчиваться получением диплома. По большому счету, как и духовный рост, обучение должно продолжаться всю жизнь.

— Изменилась ли духовная школа по сравнению с прошлым и позапрошлыми веками?

— Конечно, изменилась. Нам нет нужды бороться с марксизмом или с Фейербахом в апологетике, это совершенно неактуально. Семинаристы не держат под подушкой книгу Чернышевского «Что делать?», как это было в XIX веке. Современные опасности совершенно другого рода. Они исходят из планшета или удобного гаджета, где можно посмотреть, прочитать, скачать все, что угодно, от физиологически до мировоззренчески пакостного. Нужно научиться лично этому противостоять.

— Насколько сегодня высшая духовная школа откликается на вопросы современного мира?

— Пастырь — тот, кто направляет, а не тот, кто плетется в арьергарде. Именно поэтому священник, помимо знания собственно христианской, православной традиции, должен находиться и в контексте проблем современной эпохи. Для этого у нас есть целый ряд дисциплин.

— Наверное, высшая духовная школа — это лучшее из того, что мы имеем на сегодняшний день в системе современного образования?

— Никоим образом не хочу идеализировать состояние нашей системы духовного образования. Возможно, это не самый на сегодняшний день одаренный и продвинутый, но очень живой ребенок в нашей церковной ограде. Именно ребенок. Ведь в нынешнем виде система духовного образования начала формироваться в постсоветскую эпоху. Есть живые люди, которые горят своим делом, хотят научить. Было бы очень славно, если бы поколения современных молодых людей, юношей и девушек, понимая свою ответственность перед Богом и перед Церковью, пополняли ряды наших абитуриентов. В том числе и абитуриентов, поступающих в 2014/15 году.

Беседовала Анастасия Чернова

Материалы по теме

В Новоспасском монастыре состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих

Олимпиада Российского православного университета «В начале было Слово…» включена в государственный Перечень олимпиад школьников

В Международный день глухих в Москве открылась первая воскресная школа для неслышащих детей

Святейший Патриарх Кирилл посетил Поволжский православный институт в Тольятти

В Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоялся актовый день

В Храме Христа Спасителя прошло межведомственное совещание по подготовке приходских специалистов

Перезагрузка стеллажей. Синодальная библиотека на пороге насущных реформ [Статья]

Межведомственная церковная комиссия разработает единый учебный план по подготовке специалистов в области приходского просвещения

Конференция «Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона» прошла в Улан-Удэ

В Саранске прошла научно-практическая конференция «Теология в культурно-образовательном пространстве региона»

Состоялась международная научная конференция, посвященная 500-летию Новодевичьего женского монастыря

Курская духовная семинария начала издавать новый научно-богословский журнал «Seminarium»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Интервью митрополита Волоколамского Илариона Болгарскому телеграфному агентству

Митрополит Волоколамский Иларион: Важно не спешить с односторонними решениями, которые могут лишь усугубить возникшее разделение

Митрополит Волоколамский Иларион: С возвращением Русской Архиепископии в Московский Патриархат восстанавливается историческая справедливость

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь напоминает людям о том, что они призваны к семейной жизни

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь способна сплотить людей вне зависимости от их политических взглядов и убеждений

Митрополит Псковский Тихон: В России проходит самая тихая и успешная антиалкогольная кампания — цифры впечатляют!

Митрополит Волоколамский Иларион: Христианство не призывает к пассивности перед злом

Занятие для думающего человека. Интервью митрополита Калужского Климента

Митрополит Волоколамский Иларион: Присутствие Церкви в соцсетях не менее важно, чем в «традиционных» СМИ

Митрополит Волоколамский Иларион: Сила Европы должна заключаться в нравственном стержне европейского общества