Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Слово пастыря». Выпуск от 12 июня 2014 года

«Слово пастыря». Выпуск от 12 июня 2014 года
Версия для печати
29 июня 2014 г. 21:35

В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 12 июня 2014 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей, размышляет о христианском отношении к смерти и поиске в жизни своего призвания. 

Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи поступил вопрос от Клокова Василия Алексеевича из села Краснощеково Алтайского края: «Хочу спросить у Вашего Святейшества, как научиться не бояться смерти? Ведь говорят — на смерть, как на солнце нельзя смотреть в упор. Ну куда от этого деться? И еще. Почему так по-разному умирают люди? Иногда видишь, как благочестивый и добрый человек погибает страшной смертью в катастрофе. Страшной для христианина — без причастия и благословения. А какой-нибудь зловредный тип, который в храм никогда не ходил, да еще и подсмеивался над верой, перед смертью и соборовался и причастился».

Что касается отношения к смерти, то Вы правы — какими бы аргументами мы не поддерживали свое стремление, свое желание не бояться смерти, она всегда вызывает в лучшем случае чувство неприятия, а обычно страх и даже ужас. Конечно, христианские убеждения помогают смягчить этот страх и ужас. Причем речь идет не столько об интеллектуальных убеждениях, сколько о религиозном опыте жизни. Святые люди, подвижники благочестия смерти не боялись. И мы знаем из истории, что многие святые даже с радостью готовили себя к этому моменту перехода из одной жизни в другую. 

Поэтому страх смерти преодолевается не столько рациональным христианским отношением к смерти как к событию, связанному не с уничтожением человеческой личности, а с переходом в иное качество бытия, сколько с реальным религиозным опытом. Когда человек живет в общении с Богом, когда он питается Божественной благодатью, тогда силой Божией преодолеваются все страхи, в том числе и страх смерти.

Что касается второй части Вашего вопроса. Случается, добрые благочестивые христиане внезапно заканчивают свое земное бытие в непредвиденных обстоятельствах, в страшной катастрофе, не исповедовавшись и не причастившись. А какой-то человек, живший вроде бы скверно, скончался внешне благочестиво — и исповедовался, и причастился. Откуда такая несправедливость? Этот вопрос из разряда тех, которые не могут быть адресованы земному человеку. Их можно задать только Богу, потому что только Он знает ответы на них. 

Есть еще один очень распространенный подобный вопрос. В мире так много несправедливости: много войн, много страданий. А где же Бог? Что же это за Бог такой жестокий, который попускает все это? Некоторые люди настолько отождествляют себя с этим вопрошанием, что не могут переступить грань между безверием или верой. Они отвергают саму идею Бога только потому, что не могут найти рациональный ответ на этот вопрос, на который может ответить только Бог. Мы ничего не знаем о том загробном мире, где встречаются Бог и человеческая душа. Поэтому у нас и нет ответов на те вопросы, которые лежат за гранью, отделяющей этот мир от жизни будущего века. Но помочь как-то рационально справиться с этими темами все-таки можно.

Приведу вам такой пример. Мне неоднократно приходилось встречаться с людьми разного положения, иногда высокопоставленными, о которых мои помощники говорили или говорят: он вроде бы неплохой человек, но безбожник, очень далекий от Церкви, все ему, как теперь говорят, до лампочки. Нет у него никакого интереса к духовной жизни. Но когда начинаешь с таким человеком по душам разговаривать, оказывается, что всё наоборот: у них есть не только интерес к религиозной жизни, но и свой духовный опыт. И порой не только интерес есть, но и опыт религиозной жизни. Люди молятся, читают Священное Писание, а внешне выглядят как совершенно секулярные, агностически настроенные люди, для которых Бога будто бы нет. Но в глубине его души, оказывается, все не так.

Самое страшное — когда мы выносим наш человеческий суд о том, что сокрыто от нас. Нам кажется, что преступник или безбожник или какой-то вообще недостойный человек вдруг исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. А разве такие события происходят случайно? А может быть эта исповедь перед смертью, соборование были венцом его жизни? Может быть, он всю жизнь шел к этому событию. И Господь дал ему вкусить этой благодати на пороге смерти. А праведный человек, который постоянно и причащался, и исповедовался, был Господом взят в иных обстоятельствах, без исповеди и причастия, потому что был достоин переступить черту, отделяющую эту жизнь от иной — вечной жизни.

Другими словами, мы можем лишь приблизиться к ответам на эти вопросы, но окончательно узнаем их лишь тогда, когда сами завершим свой жизненный путь. Апостол Павел говорит о том, что сейчас эта божественная реальность открывается нам как бы сквозь мутное стекло (см. 1 Кор. 13:12). Мы видим только какие-то блики, не можем понять, что там, за этим мутным стеклом. А когда умрем, то увидим всё лицом к лицу.  

В ином мире нет понятия веры, потому что там — знания. Богу же было угодно, чтобы отношения человека с Ним в этой земной жизни строились на вере, — той самой вере, которая допускает и сомнения, и желание ответить на самые трудные вопросы. Эти вопросы проводят человека через мучительное и одновременно очень важное и даже радостное преодоление сомнений и заблуждений. Вера открывает для человека свободу в общении с Богом. И только в этом мире свободы и веры оправдываются все наши свободные и сознательные движения навстречу к Богу. Господь никого не принуждает. Мы живем в мире вопросов и сомнений, но в этом же мире есть и вера.

Дай Бог всем нам осознать, что вера — это реальность, соединяющая нас с иным миром. Нет веры — нет религиозной жизни. Нет религиозной жизни — нет присутствия Бога в человеческом бытии. А трудные вопросы всегда останутся. И даже те, кто думает, что решил для себя все эти загадки, все равно в глубине души будут сомневаться. Богу угодно проводить нас через сомнения и соблазны для того, чтобы укреплялась наша вера.

И еще такой вопрос: «Ваше Святейшество, не могу забыть Ваших слов в одной из передач, где Вы сказали, что человеку все равно не дано полностью в жизни реализоваться. И не только потому что жизнь человеческая так коротка. Так что же делать законченному неудачнику? Искать свое призвание несмотря ни на что? Ведь в евангельской причте о талантах лукавый раб, зарывший свой талант в землю, осуждается». Из письма Натальи Павловой, Рязань.

Конечно, нужно искать. Никогда не нужно успокаиваться, вне зависимости от того, удалось добиться чего-то в жизни или не удалось, удалось сделать карьеру или создать счастливую семью или не удалось. От того, почему в нашей жизни происходит так, а не иначе, иногда зависит многое в нашем понимании самих себя. Нужно всегда помнить: к чему бы ни стремился человек, Бог невидимым образом участвует в его жизни. И результаты достигаются не только посредством человеческих усилий, но и по воле Божией.

А всегда ли воля Божия заключается в том, чтобы мы сделали карьеру, или в том, чтобы у нас была хорошая, счастливая, дружная, многодетная семья? А может быть, воля Божия в ином? Поэтому, когда нам кажется, что мы полные неудачники, в момент осознания этого жизненного фиаско, крушения надежд, в этот момент вдруг и открываются новые перспективы. Их только нужно непременно заметить. А это возможно опять-таки только тогда, когда мы в общении с Богом. Когда мы молимся Господу, каемся перед Ним, поверяем Ему свои мысли. Тогда мы слышим и ответ от Него. Не прямое указание — прав ты или не прав, хорошо ты сделал или нехорошо, а ответ, который вплетается в нашу жизнь. Господь не подавляет нашей свободы, Он помогает нам.

Что касается притчи о талантах… Ее смысл заключается в том, чтобы предостеречь людей от лени и пороков, которые разрушают Богом данные таланты. Вот главный смысл притчи. Даже тот, кто получил один талант и приумножил его, оправдывается Господом. Поэтому вне зависимости от того, как мы сами оцениваем свою жизнь, установка, заложенная в этой притче, должна быть нашим жизненным кредо. Мы должны развивать все то, что нам дал Господь, а результаты — в Его руках. 

И последнее, о чем бы хотелось сказать. Человек умирает и говорит — я неудачник. Но жизнь-то его не закончилась! Мы переходим в вечность, о чем только что говорили. И полностью человеческая личность будет реализовываться не в рамках 70-80 лет нашей физической жизни, а в перспективе вечности. Поэтому даже если в этой жизни мы кажемся себе неудачниками, никогда не нужно терять веру, надежду и стремление не просто обрести смысл бытия, но и реализовать этот смысл в своей жизни.

На этом я заканчиваю нашу передачу, и пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами