Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иоанну (Рощину), епископу Наро-Фоминскому, викарию Московской епархии

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иоанну (Рощину), епископу Наро-Фоминскому, викарию Московской епархии
Версия для печати
1 августа 2014 г. 16:43

1 августа 2014 года за Литургией в Георгиевском храме на Поклонной горе г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иоанна (Рощина) во епископа Наро-Фоминского, викария Московской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Иоанна на служение и вручил ему архиерейский жезл.

Преосвященный епископ Иоанн!

Великая милость Божия посетила тебя ныне. В сей день услышал ты, чтó рече о тебе Господь (см.: Пс. 84:9). При сонме свидетелей видимых и невидимых по соборным молитвам и возложением на главу твою рук святительских на тебя снизошла благодать Небесного Утешителя. Снизошла бесшумно и незримо — не огненными пылающими языками, как некогда в Сионской горнице в Иерусалиме, но тихо и кротко, как действует зачастую в нашей жизни Божественная сила. И вот, облекшись этой силою свыше (см. Лк. 24:49) и исполнившись совершенного упования на преподанную тебе в Таинстве хиротонии благодать, ты стоишь перед нами епископом Церкви Христовой, Ее новым апостолом по преемству Духа и служения.

Что же сближает епископские и апостольские труды? Что составляет их сердцевину и суть? При первом поверхностном взгляде можно было бы сказать, что основа этих трудов — миссия и проповедь о Воскресшем Господе. Это верно, но только отчасти. Недостаточно наставлять, недостаточно лишь рассказывать о событиях из земной жизни Спасителя. Если бы апостолы только говорили, передавая то, чему учил их Господь, то весьма слабое основание было бы тогда у Церкви Божией. Важнейшая проповедь учеников Христовых заключалась не в красивых речах и мудрых словах, не в публичном возвещении неких вероучительных истин; главная проповедь апостолов состояла в подвиге живой веры, в исповедании этой веры всей своей жизнью, в деятельном утверждении евангельских ценностей — ценностей, выше которых нет ничего. Исповедничество — вот смысл и содержание апостольского, а вслед за ним и епископского служения.

И сегодня, обращаясь к тебе с сим напутственным словом, я призываю тебя подражать вдохновляющему примеру самовидцев и служителей Слова (см. Лк. 1:2), призываю тебя быть бесстрашным исповедником, свидетелем истинности слов о Спасителе и неложности Его обетований. Являй окружающим людям образец высоких добродетелей, верности Богу, Его Церкви и данной тобою ныне архиерейской присяге, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27), как предупреждает нас апостол Павел.

Как же быть исповедником в наше время, когда вроде бы нет открытых гонений за веру, когда за публичное признание себя христианином не бросают в темницу и не подвергают пыткам? Исповедничеством сегодня становится сама христианская жизнь — жизнь в соответствии с евангельскими принципами и Божественными установлениями. Этих установлений не приемлет секулярный мир, он им противится и с ними борется, смешивая понятие свободы с вседозволенностью, навязывая людям иную систему ценностей, давая им ложные ориентиры, основанные на относительности добра и зла, истины и лжи, праведности и греха. Но ты призывай пасомых даже в самых непростых обстоятельствах неизменно хранить твердость веры, присутствие духа и непоколебимую решимость следовать за Господом Иисусом.

За множеством дел и архипастырских забот никогда не оставляй молитвы. Когда одолевает печаль, когда тяжело на сердце, когда кажется, что нет уже никаких сил нести свой крест, вспомни сей наказ Патриарха: ищи спасения и утешения в молитве. Молитва — это основа духовной жизни человека, черпай в ней силы, наипаче же — в молитве литургической, в совершении Таинства Таинств — Святой Евхаристии.

Священноначалие определило тебе окормлять Патриаршие приходы в Соединенных Штатах Америки. Этот мир совершенно особый: здесь, словно в плавильном котле, смешались многие культуры и традиции, здесь проживают люди различных национальностей и религиозных убеждений. Всё это ты знаешь из собственного жизненного опыта, поскольку несколько лет тебе довелось там учиться и нести ответственные послушания. На этой земле, как говорил твой предшественник по месту служения, святитель и Патриарх-исповедник Тихон, ярко раскрывается вселенская миссия Православия, призванного «вносить в духовную сокровищницу американского народа порывы к небесному, стремление к всеобщему братству, заботы о других, смирение, покаянные чувства и терпение» (Проповедь при открытии Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании, 1906 год).

Как непросто благовествовать об этом американскому и многим другим народам. Об этом говорит и святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, имя которого ты промыслительно получил в монашеском постриге: «Архипастырь не должен ограничиться заботой только о тех, кто непосредственно поручен ему, но должен духовным оком озирать всю вселенскую Церковь Христову, желать просвещения всех народов и преуспеяния их в вере истинной» (Слово при наречении во епископа, 1934 год).

Итак, исполняя завет апостола Павла, ты призван для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (см. 1 Кор. 9:22).

Мы знаем тебя как доброго и благоговейного пастыря, одаренного от Бога многими способностями. Довольно долго ты нес послушания в Отделе внешних церковных связей и в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, где приобрел ценный опыт межрелигиозного и межнационального диалога. Убежден, что полученные тобою знания и навыки будут весьма полезны и востребованы на новом месте твоего служения.

Выстраивая взаимодействие с представителями иных христианских конфессий и религиозных традиций, старайся, если возможно, по слову апостола Павла, быть в мире со всеми людьми (см. Рим. 12:18).

Особое твое внимание хотел бы обратить на необходимость более активного привлечения молодежи к участию в жизни приходов, включая социальное и миссионерское служение. Эти слова я обращаю к каждому, кого рукополагаю во епископы, и таким образом подчеркиваю важность именно этого направления архиерейского делания в условиях нашего Отечества. Но это актуально и в том месте, куда Промысл Божий направляет тебя на архипастырское служение.

Подражай в этом начинании подвигу своего небесного покровителя, 20-летие прославления которого Церковь отмечает в нынешнем году. Святитель Иоанн своей жизнью явил удивительный пример доброты, бескорыстия, чуткости и отзывчивости на чужую боль и беду. Он всегда с готовностью откликался на людские несчастья и страдания, с радостью нес свет Евангелия и ближним, и дальним. Пусть и твой путь, и служение озаряет неизменно жертвенная и милосердствующая любовь Христова.

Являясь высшим иерархическим деланием в Церкви, архиерейство сопряжено с большой ответственностью и огромным напряжением духовных, душевных и физических сил человека. Если этого не происходит и архиерей благодушествует, значит, что-то неправильно в его жизни и служении. Именно по уровню напряжения всех сил ты сможешь определить точно, на правильном ли ты архиерейском пути. И если в какой-то момент ты скажешь себе: никакого особенного напряжения, приложения сил не требуется в моей спокойной и достаточно комфортабельной жизни, — помни, что в этот момент ты должен резко изменить курс своей жизни.

«Истинная жизнь епископа, — как свидетельствовал Патриарх Тихон, — есть постоянное умирание от забот, трудов и печалей» (Речь при наречении во епископа Люблинского, 1897 год). Посему воспринимай свое нынешнее рукоположение не как честь ради чести, но как возможность более преданно и усердно послужить Богу и Его Церкви.

Ты вступаешь на нелегкий и опасный путь. Но да не смущается твой ум, да не отчаивается сердце, да не устрашается душа предлежащего тебе поприща. Помни о том, что архипастырство — это служение, которое выше всяких сил человеческих, если оно совершается достойно. И такое достойное архипастырское служение совершать возможно, лишь уповая на безмерную милость и помощь Божию. Неустанно проси Господа, дабы Он, укрепляя тебя в архипастырских трудах, соделал достойным сего звания (см. 2 Фес. 1:11) дабы ты неукоризненно и непорочно нес вверенное тебе славное служение духа (см. 2 Кор. 3:8).

Итак, выслушав сии слова Патриаршего напутствия, прими этот жезл — символ власти, апостольского преемства и жертвенного служения, и, мужественно вступая на стезю епископства, преобразуй мир силой Божественной благодати, ниспосланной тебе ныне в Таинстве хиротонии. Теперь же преподай свое благословение пастве, молившейся за Литургией, дабы архиерейство твое было плодотворно и угодно в очах Начальника нашего спасения. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление митрополиту Валентину (Мищуку) с 40-летием архиерейской хиротонии

Патриаршее поздравление митрополиту Волоколамскому Илариону с 50-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народному артисту Российской Федерации Олегу Газманову с 65-летием

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после закладки собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери

Патриаршее приветствие участникам конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации»

Патриаршее поздравление епископу Талдыкорганскому Нектарию с 55-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Муромскому Нилу с 30-летием служения в священном сане

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с террористическим актом в Ницце

Патриаршее приветствие участникам съезда «Содружество православной молодежи»

Патриаршее поздравление архиепископу Женевскому Михаилу с 20-летием архиерейской хиротонии