Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник обретения мощей прп. Серафима Саровского и день столетия вступления России в Первую мировую войну

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник обретения мощей прп. Серафима Саровского и день столетия вступления России в Первую мировую войну
Версия для печати
1 августа 2014 г. 23:05

1 августа 2014 года, в праздник обретения мощей прп. Серафима Саровского и день столетия вступления России в Первую мировую войну, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме-памятнике святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим со словом. 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы празднуем память святого преподобного Серафима Саровского, дивного угодника Божиего, образ которого, несмотря на его физическую немощь и даже уродство, является таким притягательным для всех последовавших за ним поколений не только в России, но во многих других странах мира. 

Обычно идеалом считается сильный, красивый, удачный, имеющий власть человек. Именно такого героя современная культура, а чаще всего псевдокультура, и предлагает в качестве эталона, идеала. Как много таких красавцев, которые умеют всякое возражение в свой адрес пресекать насилием, которые не останавливаются ни перед какими нравственными угрызениями совести, угождая своей плоти, которые, действительно, достигают в мире этом и богатства, и власти. Сколько таких! Но разве можно сказать о них: это мой идеал. Может быть, и есть какой-то ограниченный круг людей, которые благоговеют перед историческими личностями, не отличавшимися высотой духовной жизни. Но ведь таких людей абсолютное меньшинство, о котором даже и не стоит говорить, их число ниже всякой статистической погрешности. А вот этого внешне уродливого, согбенного слабого старца почитают миллионы. И не только преподобного Серафима, а всех тех, кто вошел в сонм мучеников, преподобных богоносных отцев и мужей, прославленных Церковью. 

В дни памяти преподобных читается  апостольское чтение из послания к Галатам. Оно всем хорошо известно, ведь мы часто поминаем святых преподобных и поэтому много раз слышали этот отрывок. Наверное, каждый церковный человек знает его наизусть. Мне приходится часто проповедовать в дни памяти преподобных, и я всегда читаю этот отрывок. В своих проповедях я стараюсь не повторяться, и этот маленький фрагмент из послания к Галатам дает возможность всякий раз по-новому посмотреть на эти слова, а значит и выразить некие мысли, связанные с этим текстом. Меня это убеждает в том, что перед нами действительно Божественные слова, потому что ничего подобного невозможно сделать, размышляя над каким-то светским, пусть даже и высокохудожественным текстом. 

Я напомню вам слова из этого апостольского чтения: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Причем в тексте слово «дух» написано не с большой, а с маленькой буквы. Значит, речь идет не о том, что всё это только дар Божественного Духа. Иначе было бы сказано по-другому. Дар какого духа всё то, что перечислил апостол? Это дар нашего духа. Мы можем произвести на свет и любовь, и радость, и мир, и долготерпение… Это всё мы можем осуществить и реализовать в жизни. 

Здесь же, в этом отрывке послания к Галатам, содержится непременное условие, при котором человек может всё это реализовать. Мы должны плоть свою распять со страстьми и похотьми (см. Гал. 5:24).

Интересно, что понятие человеческого счастья в современной псевдокультуре трактуется как удовлетворение похоти плоти, потребностей человеческой плоти и человеческого инстинкта. Полнота жизни в понимании людей, погруженных в эту псевдокультуру, означает максимальное их удовлетворение, если возможно — безграничное. Как только чувствуешь, что где-то плоть уже не удовлетворяется тем, что ты имеешь, ищи другие источники удовлетворения. Вступил в брак, через некоторое время почувствовал: что-то не так в жизни с этой женщиной, которая является твоей женой, — ищи другие возможности; а потом снова можешь пресытиться — снова ищи… И так до бесконечности. Покупай вещи! Понравилась вещь так, что любые деньги готов за нее отдать, — отдай их. А потом она перестает греть душу — купи другую. И так до бесконечности.

Этому удовлетворению плоти не будет никакого предела. Есть только один выход — в какой-то момент, даже если ты уже встал на этот преступный и греховный путь жизни, остановись и распни свою плоть. Хоть раз, но попробуй — распни свою плоть! И перед тобой откроется другой горизонт жизни. Ведь что такое любовь, радость, мир? Как одним словом выразить эти три таких замечательных состояния души и окружающего мира? Одним словом — счастье. Счастье — когда любовь, счастье — когда постоянно радость в сердце, вне зависимости от собственного материального положения и состояния окружающего мира. 

А мир? Разве может быть человек счастлив, когда нет мира? Я знаю, как многие сегодня страдают от кадров телевизионных программ, видя горе людей на Восточной Украине. Какое счастье? Некоторым кажется кощунственным даже веселиться в этот момент, когда так много проливается крови и слез, в том числе и детских слез. Если нет мира, не может быть счастья. 

В этом апостольском чтении содержатся и другие, столь же удивительные слова: На таковых, т.е. тех, кто стяжал плоды духа, о которых мы только что говорили, нет закона (Гал. 5:23). Что это такое? Это значит, что нормы человеческого закона на таковых людей не действуют, не имеют над ними власти. Любой правовед и юрист скажет: помилуйте, но как же так? Закон над всеми. А вот над ними нет этого закона. А почему? А потому что жизнь в соответствии с дарами духа превышает любую норму человеческого закона. Ни одного закона, зная о нем или не зная, человек не нарушит, если он живет по закону духа.

Снова вернемся к мысли, что речь в этом отрывке идет о человеческом духе. Совершенно очевидно, что ни плоть распять со своими страстьми и похотьми, ни стяжать дары духа невозможно без помощи Божией. Это скажет любой, кто хотя бы сделал один маленький шаг на пути стяжания этих добродетелей. Невозможно, так как соблазны и искушения разрушат все, даже самые замечательные начинания. Этот мир счастья, мир полноты жизни, которым жил преподобный Серафим Саровский (а он, действительно, стяжал плоды Святого Духа), это и есть особый Божий мир, Царствие Божие, которое внутри нас (см. Лк. 17:21), которое существует уже в этой земной жизни. И ничего даже ждать не надо, потому что смерть ничего нового не откроет человеку, живущими этими дарами, она просто введет его в то царство, где все живут этим законом.

Сегодня мы вспоминаем трагическую дату. Сто лет тому назад Германия объявила войну России. Для нас именно 1 августа началась мировая война. До этой даты человечество никогда не испытывало ничего подобного. К тому времени уже достаточно развилась наука и техника, были созданы орудия и оружие огромной поражающей силы, включая оружие массового уничтожения, химическое оружие. И все это было использовано на полях Первой мировой войны, прервавшей 22 миллиона человеческих жизней. Мир до неузнаваемости изменился, война спровоцировала страшные процессы внутри европейских государств, которые привели к межгосударственным и гражданским войнам, в конечном счете к созданию военных блоков и колоссальному противостоянию Востока и Запада, но не только… Эта война привела к построению государств, которые встали на путь отторжения от общественной жизни духовного начала. Если воплощением подобного государства считать Советский Союз, это будет правдой, но не всей правдой, потому что и на Западе происходило и происходит то же самое отторжение духовного начала.

Разве можно в этих условиях современному человеку стяжать ангельский, Божественный мир подлинного счастья? События, отмечаемые в этот день, — память преподобного Серафима и начало Первой мировой войны — как бы сталкивают эти два мира: светлый, сияющий Божественной красотой, и черный, дьявольский. Потому что война явила всю бездну ада в реальных категориях человеческой жизни. Больше не надо было воображать, представлять себе, как кто-то поджаривается на каких-то сковородках. Эта война явила картину ада. А что произошло вскоре, когда началась Вторая мировая война, унесшая по меньшей мере в два с половиной раза больше человеческих жизней! 

Сегодня мы живем в то время, когда существуют военные слухи и опасность большой войны, мировой войны. И Церковь обращается ко всему миру, ко всем правителям с тем, чтобы они поняли: никаких целей достигнуть войной невозможно. Где достижения Александра Македонского? Где достижения Наполеона? Где достижения других завоевателей? Время всё стерло и разрушило. Но ведь сколько человеческих жизней было загублено!

А есть ли действительно достижения Первой мировой войны? Кто может сказать, что наше благоденствие есть результат Первой мировой войны? Никто не может сказать. А Вторая мировая война — у кого-нибудь язык повернется сказать, что мы благоденствуем, потому что выиграли Вторую мировую войну? 

Мы должны помнить, что человечество либо будет жить плодами духа, ограничивая свою плоть, либо вообще не сможет существовать. Нет серого пути, нет пути в крапинку и в полоску, где бы пересекалось черное с белым: свет и тьма несовместимы. И поэтому в качестве человеческого идеала может быть только идеал света. И хотя реализуется он и в полоску, и в крапинку, а иногда на две трети или даже три четверти затмевается грехами человеческими, но если этот идеал сохраняется и ему подчиняется и государственная, и общественная, и семейная, и личная жизнь, тогда у человечества есть надежда на спасение.

Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи, говорит преподобный Серафим. Даже один человек может спасти тысячи! Но сколько же тысяч и тысяч могут спасти люди, объединившиеся вокруг этого Божественного идеала жизни!

Сегодня всем нам есть, о чем подумать. Церковь в это тревожное время не престает молиться о прекращении гражданского конфликта и междоусобной брани на Украине. О том, чтобы этот конфликт никогда и ни при каких условиях не перерос в большую страшную войну. Еще раз нужно подчеркнуть, что тот, кто считает себя сильнее в возможном противоборстве и связывает с возможной победой получение выгоды, непременно обманется и не достигнет ничего.

Поэтому единственный путь, который сегодня есть перед нами, перед родом человеческим — и завтра, и послезавтра — идти дорогой жизни и стяжать дары духа. Этому научены мы и сегодняшним апостольским чтением, и дивным образом святого преподобного Серафима Саровского, великого чудотворца и заступника, молитвенника и ходатая за всех нас.

Его молитвами да сохранит Господь державу Российскую, всю историческую Русь и весь род человеческий от войны и от подчинения себя страстям и похотям, истребляющим саму основу и опору человеческой жизни. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска