Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Жить с устремленностью в вечность. Об уроках Первой мировой войны

Жить с устремленностью в вечность. Об уроках Первой мировой войны
Версия для печати
4 августа 2014 г. 11:39

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 8, 2014).

Радует, что столетие начала Первой мировой войны сопровождалось не только открытием памятников и выставок, не только торжественными собраниями, но и серьезным размышлением об уроках этой войны, о том, что они значат для нас сегодня. Пожалуй, главный вопрос, который пытались радикально решить в советское время и который остро стоит перед многими умами сегодня, звучит предельно ясно: а нужно ли было России вступать в эту войну? Не забудем: война — всегда зло, потому что в ходе ее гибнут люди. Россия из-за той войны была вынуждена остановить свое триумфальное экономическое развитие, оказалась менее защищена от социальных проблем, от внешних провокаций и внутренних нестроений, приведших к трагедии февраля и октября 1917 года. Да и использовать плоды своих побед в Первой мировой войне страна, по большому счету, не смогла.

Впрочем, христианин вряд ли должен ставить точку на констатации этих известных печальных фактов. Он не должен забывать, что главное в земной жизни — не материальное процветание, не душевное спокойствие и даже не само сохранение этой временной жизни. Главное — вхождение в Божие Царство, а войти туда нельзя без сохранения истинной веры, подлинной свободы, нравственного достоинства, без исполнения своего долга. Несправедливый и неправедный «мир» на условиях подчинения общества антихристианским силам, «мир», который закрепляет отторжение людей от веры и добродетели, лишает их вечного блаженства — гораздо хуже потери земной жизни.

Россия не могла не прийти на помощь страдающим православным братьям, пусть даже этим расчетливо воспользовались те, кто стремился ослабить страну через втягивание ее в войну. Было бы гораздо хуже наращивать экономику и сохранять спокойствие обывателей, и этим предать страдальцев, взывавших о помощи. Более того, было бы гораздо хуже устраниться от процессов, происходивших в тогдашней Европе, отдать их на волю более активных и агрессивных держав, запасаться хлебом, строить заводы, торговать, ходить на балы, считать деньги в банках — словом, радоваться земной жизни, позабыв о той миссии своего народа, которая, начинаясь на земле, простирается в вечность.

Если бы Россия отдала своих православных братьев и судьбы Европы на милость других стран, она бы, конечно, выторговала себе несколько лет мирной жизни. Может быть, и революция произошла бы несколькими годами позже или не произошла бы вовсе, а внешние силы поменяли бы государственный строй бескровным или менее кровавым способом. Но страна оказалась бы ведомой и уподобилась бы одному из тех прежде могущественных государств Центра и Востока Европы, которые сейчас полностью лишены самостоятельного влияния на то, что происходит в мире. Можно было бы пойти таким путем, но была ли бы это уже Россия, особая Божия избранница? Или это был бы некий набор теплохладных индивидуумов и групп, партий и клубов, не имеющий ни единого шанса не только участвовать в определении судеб мира, но и определять свою собственную судьбу? Мне бы такого поворота истории не хотелось.

Да, Господь провел нас в XX веке через страшные испытания, может быть, готовя для особой роли в мире. Некоторые считают, что Первая и Вторая мировые войны — суть части единого процесса. И если в Первой мировой войне мы не были победителями, то во Второй — с лихвой наверстали все, что было утрачено в начале века. Да, тогда наш народ был пленен безбожной идеологией, но воля к свободе, самостоятельности, к победе осталась прежней. Со временем она помогла народу вернуться к отеческой вере. И значит, жертвы и труды героев Первой мировой отнюдь не были напрасны — они помогли сохранить нашу свободу и самобытность. Не случайно Церковь благословляла и пастырски поддерживала тех, кто на фронтах и в тылу защищал самостоятельную волю нашего христианского народа.

Будем надеяться, что такая воля сохраняется и сейчас. Что, какие бы угрозы в наш адрес ни звучали, мы не согласимся на роль ведомой внешними центрами нации, сохраним верность Православию и связанным с ним общественным идеалам. Будем надеяться, что наши элиты не стреножат миссию России ради сытой и спокойной жизни, ради того, чтобы «вписаться» в проект манипуляторов настроениями масс и поклонников золотого тельца. Будем надеяться, что мы сможем не только сохранить самобытность, но и предложить разным странам, всему миру такое устройство общественной жизни, которое было бы основано на высшей правде, а не на диктате принципа «деньги делают деньги», не на попытке заставить всех — обманом, подкупом, пропагандой, шантажом и все чаще военной силой — жить не по собственному свободному выбору. Жить без свободы, жить без веры, жить без устремленности в вечность.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Заявление Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ [Документы]

Образован Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

В Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества поступили ответы на обращения о проблеме обязательного использования социальной карты москвича для льготного проезда в транспорте

В Общественной палате РФ пройдет круглый стол, посвященный 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира

Епископ Егорьевский Тихон: Наша выставка о том, как Россия смогла преодолеть выпавшие на ее долю беспримерные испытания [Интервью]

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в ежегодной церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии перезахоронения великого князя Николая Николаевича и его супруги

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии перезахоронения великого князя Николая Николаевича и его супруги

Другие статьи

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Они пишут о том, что нужно сегодня

График российского этапа принесения мощей преподобного Силуана Афонского

Защитить нерожденных детей

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня»

Смерть до рождения. Стране нужна программа по профилактике абортов. Церковь готова серьезно помогать в этом

Выступление епископа Выборгского Игнатия на курсах повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи

Патриарх и гуманизм

Церковное краеведение: основные правила и типичные ошибки. Как правильно организовать на приходе изучение истории своего храма

Митрополит Волоколамский Иларион: Достоевский верил во Христа не только как в Воплотившегося Бога, но и как в идеал человечества