Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Коммюнике двусторонних богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии (22-28 февраля 2008 года, г. Лютерштадт-Виттенберг)

Коммюнике двусторонних богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии (22-28 февраля 2008 года, г. Лютерштадт-Виттенберг)
Версия для печати
28 февраля 2008 г. 17:53

По приглашению Евангелической Церкви в Германии (ЕЦГ) с 22 по 28 февраля 2008 г. в городе Лютерштадт-Виттенберг проходили 24-е двусторонние богословские собеседования между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью (традиционное название по месту начала диалога — «Бад-Урах-V»).

Главная тема собеседований — «Свобода и ответственность с христианской точки зрения».

В собеседовании принимали участие

со стороны Евангелической Церкви в Германии:

  • епископ Мартин Шиндехютте, вице-президент Церковного управления Евангелической Церкви в Германии, руководитель главного отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии — глава делегации (Ганновер);
  • вице-епископ Евангелической Церкви в Рейнланде Петра Боссе-Хубер (Дюссельдорф);
  • пастор проф. д-р Кристоф Гестрих (Берлин);
  • оберкирхенрат пастор Михаэль Хюбнер, Церковное управление Евангелической Церкви в Германии (Ганновер);
  • викарный епископ пробст Зигфрид Т. Каспарик (Лютерштадт-Виттенберг);
  • пастор д-р Ариане Б. Шнайдер (Ганновер);
  • пастор пробст проф. д-р Мартин Тамке (Геттинген);
  • пастор проф. почетный доктор Рейнгард Тьоле (консультант), (Бенсгайм);
  • оберкирхенрат пастор д-р Йоганн Шнайдер, Церковное управление Евангелической Церкви в Германии (Ганновер).

со стороны Русской Православной Церкви:

 

  • Иеромонах Амфиан (Вечелковский), помощник архиепископа Самарского и Сызранского Сергия;
  • д-р протодиакон Георгий Кобро (переводчик);
  • Надя Симон, Пульгайм (переводчица);
  • Хельга Майер (секретариат).

В качестве гостей присутствовали:

  • пастор Андреас Гамбург, Евангелическая Лютеранская Церковь на Украине;
  • Катарина Юликэнньо, Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии, Лютерштадт-Виттенберг.

I

Во время заседаний поочередно председательствовали архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и епископ Мартин Шиндехютте.

В начале заседания епископ Шиндехютте подчеркнул важность собеседований как особой модели межхристианских отношений и как хорошего примера общения между двумя народами. В этой связи он указал на награждение богословского диалога между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью премией Европейского культурного фонда. Премия была вручена в 2006 году в Дрездене председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу и председателю Совета Евангелической Церкви в Германии епископу Вольфгангу Хуберу. В своем выступлении на первом заседании собеседований архиепископ Сергий напомнил об опасностях, связанных с современными глобализационными процессами, и угрозе утраты духовных ценностей как в России, так и во всей Европе. В связи с этим главы обеих делегаций подчеркнули важность темы настоящих собеседований.

Собеседования сопровождались ежедневными утренними и вечерними молитвами, проводившимися поочередно православной и евангелической стороной.

В воскресенье 24 февраля за евангелическим богослужением в городской церкви города Виттенберга, где в свое время проповедовал Мартин Лютер, присутствовала делегация Московского Патриархата. По окончании богослужения архиепископ Сергий обратился с приветственным словом к евангелической общине.

Во второй половине дня состоялись экскурсии в музеи Меланхтона и Лютера, в ходе которых делегации ознакомились с историей Реформации.

Вечером того же дня по приглашению евангелической церковной провинции Саксонии и Евангелической Церкви в Германии обе делегации и представители общественных и церковных кругов Виттенберга присутствовали на приеме в трапезной дома-музея Лютера.

Обербургомистр Экхард Науманн, директор фонда мемориала Мартина Лютера д-р Штефан Райн, а также оба главы делегаций подчеркнули в своих приветственных обращениях важность собеседований, а также значение Виттенберга как места международных и межхристианских встреч.

В среду 27 февраля архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении членов делегации Московского Патриархата в священном сане совершил Божественную литургию в русской церкви в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Лейпциге. На литургии присутствовала немецкая делегация. По окончании богослужения епископ Мартин Шиндехютте обратился к собравшимся за богослужением с приветственным словом.

После этого делегации осмотрели лейпцигский евангелический храм святого Петра, где пастор Йоханнес Тоазперн в своем обращении подчеркнул роль христианских общин в общественных преобразованиях в Восточной Германии 1989 года.

Затем последовала экскурсия по Лейпцигу, в ходе которой делегации посетили евангелический храм святого Фомы.

II

В ходе собеседований было представлено четыре доклада: два со стороны Евангелической Церкви в Германии и два — со стороны Русской Православной Церкви:

  • «Свобода и ответственность в Церкви и обществе: библейско-богословские основания и герменевтическая рефлексия» (проф. д-р Христоф Гестрих);
  • «Православный подход к правам человека» (священник Георгий Рябых);
  • «Два значения свободы в восточной святоотеческой традиции» (игумен Кирилл (Говорун));
  • «Свобода и ответственность — права человека как христианское обязательство» (епископ Мартин Шиндехютте).

Профессор Кристоф Гестрих в своем докладе указал, что со времен грехопадения Адама и Евы свобода носит двойственный характер. Это следует из Священного Писания и святоотеческих произведений. Философы Нового времени рассматривали свободу в смысле индивидуального права человека на самоопределение (автономию) и среди прочих прав человека ставили ее на первое место. Однако с тех пор между богословами и философами остается невыясненным, как правильно понимать и пользоваться свободой с этической точки зрения.

Секуляризация Нового времени вызвала сложную ситуацию, распространившуюся на весь мир, поскольку она привела к смешению церковных и антицерковных, христианских и нехристианских идей. Негативная «свобода от» и позитивная «свобода для», свобода как независимость и свобода как любовь, свобода как свобода выбора и свобода от верующего мира, свобода как самоопределение человека и свобода жертвовать собой не всегда различимы. Внести герменевтическую ясность в этот клубок проблем — вот в чем состоит богословская задача этого доклада. Тем более, что Церковь может привести в действие свое понимание свободы только в союзе с некоторыми показательными или, по крайней мере, приемлемыми светскими моделями свободы.

В докладе священника Георгия Рябых говорилось о том, что права человека должны рассматриваться с точки зрения сотериологии. Одна из главных проблем состоит в отсутствии сопряжения прав человека с нравственными нормами. Был поднят вопрос о влиянии протестантской традиции на современное понимание и применение прав человека. Еще одна проблема заключается в придании институту прав человека исключительно юридического характера, из-за которого возникает его отстраненность от внутреннего развития личности. Основным выводом является мысль, что институт прав человека не должен препятствовать осуществлению публичной роли религии.

В докладе игумена Кирилла (Говоруна) была рассмотрена концепция свободы в восточной святоотеческой традиции. В этой традиции свобода имеет два сходных, но в то же время отличающихся значения. Autexousion — это та свобода, которая дается каждому независимо от того, достоин ли он ее или нет, в то время как eleutheria — это свобода, которая достигается путем синергии человека и Бога. Первая присуща человеческой природе, а вторая есть дар Божий. Свобода в обоих смыслах означает власть разума над природой. В первом случае это власть потенциальная, а во втором — действительная. Ни в одном из этих значений понятие свободы не сводится к идее множественности выбора. Восточная концепция свободы относится не столько к внешним обстоятельствам или возможностям человека, сколько к свободе от страстей и зла.

В докладе, представленном епископом Мартином Шиндехютте, речь шла о том, что права человека, которые носят универсальный характер, могут быть обоснованы с помощью различных религиозных и мировоззренческих подходов. Однако для христиан уважение к правам человека является обязательным не по второстепенным политическим причинам, а поскольку они могут находить обоснование в христианской вере.

Исходя из богословского взгляда на сотворение мира, права человека основываются на подобии человека Богу. С христологической точки зрения это богоподобие определяется жизнью Иисуса Христа как истинного Человека и истинного Бога. В Нем находит выражение любовь, которая берет на себя страдания ради освобождения человека. Дух Святой Своим действием побуждает христиан и христианские церкви выступать за права человека.

Христианское обоснование прав человека важно не только для самой Церкви, но и для общества и государства, в котором живут христиане. Общество может существовать лишь на основе внутренних убеждений своих граждан в той мере, насколько они служат социальной справедливости и тем самым — миру. Государство живет за счет предпосылок, не созданных им самим.

Права человека в то же время предполагают свободу. Однако свобода неразрывно связана с ответственностью, также, как индивидуальность и социальность взаимообуславливают друг друга. Эта свобода брать на себя ответственность должна найти свое выражение в различных сферах — образовании, искусстве, культуре, социальном служении и миротворчестве.

III

Последовавшая дискуссия проходила в обстановке открытости на высоком богословском уровне. В ходе обсуждения участники собеседования поделились своим опытом прочтения и богословского осмысления послания апостола Павла к Галатам (Гал. 5. 1 — 15).

Стороны пришли к единодушному выводу, что такие понятия, как свобода, ответственность, достоинство и права человека, должны рассматриваться на основании библейской и церковной традиции. Эти понятия не должны приниматься некритически, без их христианского осмысления.

Говоря о понятии свободы, участники констатировали, что она представляет собой основополагающую антропологическую категорию. Свобода является отличительной чертой, выделяющей человека среди прочего творения Божия. Свобода коренится в образе Божием и в искупительном подвиге Христа.

Понятие свободы имеет множество смыслов. Это и присущая человеческому естеству способность выбирать, в том числе между добром и злом, и недетерминируемость человеческих поступков, это также свобода от зла и свобода для любви, это несвязанность узами греха и страстей — та свобода во Христе, о которой говорит апостол Павел (Гал. 5. 1).

Свобода неразрывно связана с другими нравственными и онтологическими категориями человеческого бытия. В частности, в православной и евангелической традициях свобода не мыслится в отрыве от ответственности. Человек может и должен пользоваться своей свободой, всегда отдавая себе отчет, что она может принести как благо, так и зло ему самому и окружающим его людям.

Категория свободы также связана с категорией воли. Посредством воли человек реализует свою свободу совершать выбор. Между тем воля человека поражена грехом и нуждается в спасении через Христа. Поэтому полноценной реализации человеком присущей ему свободы невозможно достичь, оставаясь под властью закона греха, не получив освобождения в Господе Иисусе Христе.

Свобода не является самоцелью существования человека, но инструментом его духовно-нравственного совершенствования. Свободу можно использовать во благо человека, а можно ею злоупотреблять. Без свободы как предпосылки благого выбора невозможно спасение человека от греха.

Обе стороны диалога согласились, что доминирующее в современном мире секулярное понимание свободы как максимальной множественности выбора, а также максимально возможного отсутствия внешних ограничений на реализацию индивидом его желаний является недостаточным, а иногда напрямую противоречит христианскому пониманию свободы.

Свобода в христианском смысле утверждает достоинство человека. Достоинство человека не только закрепляет его высокую ценность как творения Божия, но и призывает его к истинно свободной и добродетельной жизни.

Провозглашение достоинства человека универсальным свойством личности встречает понимание и поддержку в православной и лютеранской традициях. Соблюдение и защита человеческого достоинства должны быть одной из существенных задач общественного развития.

Свобода и достоинство человека находят отражение в том числе в институте прав человека. Однако эти сложные и многогранные понятия не сводятся лишь к набору правовых возможностей. Права человека не могут быть монопольной формой знания о свободе и достоинстве человека. В частности, особые представления о свободе и достоинстве человека существуют в мировых религиях и в основанных на них правилах поведения человека и человеческих объединений. Они должны признаваться и учитываться в жизни общества и государства, придавая специфику реализации прав человека.

В европейской истории права человека всегда были связаны с христианской моралью. Ограниченность свободы человека нравственными установлениями до последнего времени находила отражение во многих документах по правам человека. Однако мораль далеко не всегда может быть облечена в форму права. Поэтому государство призвано сотрудничать с религиозными общинами в деле утверждения в обществе стандартов морального поведения. Важнейшими сферами этого сотрудничества являются образование, воспитание и средства массовой информации.

Православные и лютеране согласились, что отказ общества от нравственных ориентиров при реализации прав человека угрожает достоинству личности, приводит к порабощению людей страстям и греху. Это делает необходимым сотрудничество и диалог религиозных общин с государством и гражданским обществом в целях продвижения такого понимания и применения прав человека, которое не противоречило бы христианской совести.

Партнеры по диалогу подчеркнули, что Церкви обязаны участвовать в общественной дискуссии, внося свой вклад в понимание обществом таких категорий, как свобода, достоинство и права человека. Вместе с тем перед ними стоит задача в духе христианской веры и любви противодействовать злоупотреблению такими понятиями, как свобода и права человека. Перед Церквами стоит задача напоминать государству о необходимости защиты достоинства человека в своей деятельности.

IV

В среду в конференц-зале гостиницы «Лютер» главы делегаций торжественно подписали коммюнике.

В 2009 году исполняется 50 лет диалогу. В этот период, несмотря на различные исторические, политические и общественные контексты, а также порой возникавшие сложности межхристианского диалога, между Церквами сформировались доверительные отношения. Этот диалог является важным выражением стремления к исполнению заповеди Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17. 21). Стороны пришли к единодушному мнению, что привлечение в тематику диалога широкого библейского, святоотеческого, литургического и этического контекста является необходимой предпосылкой для его успешного продолжения.

За Русскую Православную Церковь

архиепископ  Самарский и Сызранский Сергий

За Евангелическую Церковь в Германии

епископ   Мартин   Шиндехютте

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

 

Материалы по теме

В Москве состоялась презентация книги митрополита Волоколамского Илариона «Агнец Божий»

Протоиерей Павел Хондзинский: «У нас нет права на ошибку» [Интервью]

Богословскому осмыслению актуальных вопросов развития общества посвящена деятельность профильной комиссии Межсоборного присутствия

Митрополит Волоколамский Иларион провел панельную дискуссию, посвященную роли теологии в образовании и воспитании современного человека

В Санкт-Петербурге прошло заседание Рабочей группы по обсуждению перспектив диалога между Русской Православной Церковью и Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии

Делегация Русской Православной Церкви посетила Финляндию

Священный Синод утвердил состав делегации для участия в совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии

Председатель Отдела внешних церковных связей принял вице-президента Всемирной лютеранской федерации

«Актуальное интервью» с епископом Звенигородским Антонием [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с Почетным Папой Римским Бенедиктом XVI

Председатель ОВЦС выступил в Лондоне на международном симпозиуме «Христианское будущее Европы»

Состоялось IX заседание Координационного комитета по сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Церковью Англии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Заявление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в связи с судьбой 10-месячного мальчика Чарли Гарда из Великобритании

Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей

«Дабы Европа сохранила свою душу». Сообщение для прессы по итогам собеседования представителей Русской Православной Церкви, Сербской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Словении

Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей о предстоящем Всеправославном Соборе

Официальное разъяснение Отдела внешних церковных связей в связи с обращениями по поводу встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском

Совместный пресс-релиз Русской Православной Церкви и Евангелической ассоциации Билли Грэма

Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с принятием Собором епископов Украинской Греко-Католической Церкви «Экуменической концепции УГКЦ»

Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с массовым убийством христиан в колледже в Орегоне (США)

Заявление Службы коммуникации ОВЦС