Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Держаться Евангельской правды

Держаться Евангельской правды
Версия для печати
9 сентября 2014 г. 13:56

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 9, 2014).

Недавно во время дискуссии на телеканале «Спас» мне напомнили про феномен «православия-лайт», православия «гламурного», «глянцевого». В общем, модного, не выбивающегося из ряда трендов и брендов, популярных среди городских обывателей. Не тревожащего совесть, не вступающего в противоречие с житейскими установками «нормального» современного человека. Включенного в «мир сей» и боящегося чем-либо всерьез противоречить установкам его граждан — особенно тогда, когда те начинают мелко трястись за земную жизнь, имущество, здоровье, формальный, внешний «мир» и прочие «твердые ценности».

Полагаю, что вызов этого «православия» — не просто облегченного, а выхолощенного, оскопленного, лишенного соли земли — может стать для нас главным в ближайшие десятилетия, если только Господь не переломит ход истории так, что обо всяком глянце и гламуре люди забудут в одно мгновение.

Христианский идеал, конечно, прямо противоположен обывательскому. Прочтите Евангелие, и сразу это поймете. Назорейство, странничество, монашество, мученичество, христианское воинство, проповедь апостолов, равноапостольный подвиг христианских правителей, не побоявшихся переломить волю языческих толп, да и само Евангелие, начиная с Нагорной проповеди, — все это никак не помещается в рамки спокойной и сытой частной жизни, глобальной манипулятивной «демократии» или «самодовлеющего» рынка. В рамки общества, главная заявленная цель которого — торговать и потреблять.

Нас не просто пытаются приучить к жесткому набору установок этого общества. Мы часто слышим окрики: не поддерживайте и даже не пытайтесь накликать события, которые этот общественный уклад могут разрушить; не предлагайте спокойно и сытно живущему человеку ничего, что ему будет неприятно и непонятно; не напоминайте лишний раз о том, что земная жизнь ценна ровно настолько, насколько она подчинена цели достижения жизни вечной. Так открыто говорят многие представители медийной власти. Так тихо советуют некоторые экономические и политические властители. Но кроме возражения им — громкого или тихого — нам очень важно не забыть христианского идеала. Не дать размыть и заболтать его. Быть верными ему в слове и деле.

Ведь если человек проживает жизнь в духовной спячке, забывая Бога, полагаясь только на собственные силу, разум, власть, имущество, лучше было бы ему не родиться, и уж тем более лучше было бы ему пережить что-то, что эту ложную самоуверенность разрушит, даже если это будет страдание. Святой апостол Иаков пишет: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2-3). Далее у него же читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные» (Иак. 1:13-16).

Испытания — даже испытания страданием, болезнью, войной, лишением материальных благ, разрушением мирской «гармонии» — очень часто не есть зло, и именно потому они посылаются или попускаются Богом. Они прокладывают путь к настоящему благу — к мысли о спасении, к покаянию, к обращению, к перемене жизни. Бог не посылает человеку зла, но мы знаем из множества святоотеческих текстов, что он посылает или попускает такие испытания ради истинного блага.

Но бывают и искушения внутренние — та самая похоть, порождающая грех, за которым следует смерть, если не приносится покаяние. Вот такое внутреннее искушение самоуспокоившегося и «не нуждающегося» в Боге обывателя на самом деле страшнее, чем самые жестокие испытания, если они ведут к духовному плоду. Вот почему нам не надо впадать в панику при приближении испытаний или тогда, когда они уже приходят к нам. Вот почему нам нужно больше держаться Евангельской правды и правды святых, а не рассказов о том, как якобы весело и беззаботно жить христианину в окружении модных вещей, милых людей, приятных фраз, «успокоительного» искусства, всеобщей толерантности и прочего духовно расслабляющего болота — может быть, лишь с легкой приправой из воскресного благочестия, состоящего не столько из участия в литургии, сколько из приятного времяпрепровождения на приходе, из пустых разговоров и взаимных похвал.

Нет — наше настоящее призвание, наше истинное Отечество не там. Оно среди странников, пустынников, мучеников и воинов Христовых. Оно в преддверии того Царства, где пребывают святые и где «все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Патриархия.ru

Другие статьи

Митрополит Волоколамский Иларион. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ России и Италии

Православная молодежь Санкт-Петербурга — о крестном ходе вокруг Исаакиевского собора

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917»

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении

В.Р. Легойда: Всеукраинский крестный ход стал символом надежды на мир

Нарушение религиозных прав и свобод: нетерпимость, дискриминация и преследование

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с крушением самолета Ту-154 Министерства обороны России