Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Троицком соборе г. Калуги

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Троицком соборе г. Калуги
Версия для печати
9 сентября 2014 г. 23:35

9 сентября 2014 года, в день памяти преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Троицком соборе Калуги. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Климент! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Анатолий Дмитриевич, губернатор Калужской области! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим замечательным и светлым днем памяти преподобного священномученика Кукши, 900 лет со дня мученической кончины которого мы сегодня отмечаем.

Мне приходилось неоднократно проезжать через город Калугу, потому что, будучи Смоленским архиереем, я иногда ехал в Москву через Калужскую область, посещая находящиеся близко к Калужской области приходы Смоленской епархии, но почти никогда не было возможности даже остановиться, и не было ни разу возможности посетить этот замечательный город, центр Калужской области, уже в период возрождения церковной жизни. Поэтому я имел очень поверхностный взгляд на город.

И я радуюсь тому, что сейчас увидел. Мой маршрут по Калуге был сегодня тоже не очень продолжительным, но как удивительно изменился город. Как замечательно отремонтированы храмы, благоустроены жилища, построены красивые дома, в замечательном состоянии дороги — город производит очень приятное впечатление.

Когда я взошел под сень этого величественного собора, вспомнил, как еще в бытность моим заместителем, когда Вы трудились в Отделе внешних церковных связей, Вы рассказывали мне о тех трудностях, которые приходилось преодолевать при воссоздании этого величественного собора. Должен сказать, что сегодня в таком благолепии, в такой красоте предстает собор, что его можно отнести к числу наиболее замечательных соборных храмов Святой Руси. Я хотел бы поблагодарить Вас, владыко, за Ваши труды. Знаю, как Вы в каждую мелочь входили, как Вы тратили свои силы и время для того, чтобы этот храм возродился, и чтобы другие храмы Калужской области также возродились и приняли свой первоначальный вид. Сегодня мы сюда летели вертолетом, и я видел с высоты птичьего полета калужские деревни, видел множество храмов, абсолютное большинство которых отреставрировано. И это опять-таки свидетельствует о Вашей заботе, о поддержке, которую Вы имеете со стороны губернатора, светских властей. Общими усилиями возрождается святая Калужская земля, отмеченная мученическим подвигом преподобного священномученика Кукши.

Церковь Христова сегодня своими силами, народными силами созидает на нашей земле Божии храмы не для того только, чтобы восстановить прекрасные архитектурные сооружения, не только для того, чтобы ландшафт обрел свою совершенно особенную, ни с чем не сравнимую в мире красоту. Церковь Христова созидает храмы и осуществляет свою проповедь, чтобы, подобно тому, как преображаются порушенные и оскверненные храмы, так же преобразовывались бы и человеческие души, чтобы они озарялись внутренним светом, красотой, Божией правдой. А поскольку всё, что происходит в человеческом обществе, начинается и кончается в человеческой душе, это означает, что забота о стране нашей, о народе, об обществе, о благоустройстве внешнем и внутреннем не может осуществляться без заботы о человеческой душе, иначе все рухнет и ничего не получится.

Ведь и в советские годы много сил отдавалось на то, чтобы улучшить жизнь. В то время в одних руках, можно сказать, были сконцентрированы все сокровища нашей земли, весь промышленный, сельскохозяйственный потенциал. И, казалось бы, всего этого должно с лихвой хватить, чтобы, по крайней мере, внешне люди жили красиво, в достатке, и благодарили за то, что имеют такую жизнь. Но не получилось сделать то, о чем мечтали многие поколения людей, за что многие боролись и даже отдавали жизни.

Именно потому не удалось, что душой человеческой не занимались. Человека воспитывали с помощью идеологических лозунгов, постулатов, а идеология есть производное от человеческого ума. Идеология не живет более трех-четырех поколений, у нее нет внутренней энергии работать на протяжении многих столетий и тысячелетий, потому что источником является человек, а мудрость человеческая преходяща: сегодня одно, а завтра другое. И нередко то, что появляется сегодня, низвергает то, что было вчера. Разве не так происходило в нашей стране, разве не так происходит в мире? А человеческая душа — та же, что была и тысячу, и две тысячи лет назад: то же самое внутреннее духовное устройство. И потому тот же язык, который использовался для того, чтобы проповедовать слово Божие две тысячи лет назад и убеждать людей менять свою внутреннюю жизнь, мы используем и сегодня.

Небольшой пример. Сегодня звучало рядовое, как мы говорим на языке церковного устава, евангельское чтение, которое полагается прочитать в этот день. И начинался этот отрывок с таких слов: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам (Мк. 4:24). Две тысячи лет назад было сказано, но как же актуально звучат эти слова! Они обращены к каждому человеку, они затрагивают глубочайшие внутренние струны, они сообщают человеку огромной силы мудрость, овладевая которой можно многое изменить в своей собственной жизни.

Что означает «мерить мерой»? Это значит оценивать человека и, оценив, поступать с ним так, как ты хотел бы поступать. А что является критерием, мерилом этой оценки, что формирует это мерило? Мы сами, наш разум, наше отношение, в первую очередь, к самим себе, потому что чаще всего через призму этих отношений мы оцениваем людей. Хорош для нас тот, кто хорошо к нам относится, а кто к нам плохо относится, тот плох. Но когда мы этим мерилом меряем человека, мы же никогда не спрашиваем самих себя: а хорош ли я сам? А правильно ли, что я по себе меряю других? А может быть, я живу греховной жизнью? А может быть, мой мозг, разум мой порабощен опасными и злыми мыслями и идеями? Может быть, гордыня, что называется, через край выливается? Может быть, хорошего ничего нет во мне? А я меряю этим мерилом своих ближних.

Господь же говорит: каким мерилом мерите, таким и вам будет отмерено. И уже больше ничего говорить не надо. Каждый человек, который критически себя оценивает, — не тот, конечно, у кого вообще закрыто внутреннее зрение, кто вообще не способен оценивать себя объективно; с такими людьми почти ничего не может произойти доброго, — но если человек способен подвергнуть себя внутреннему суду, он может задать себе вопрос, что с ним будет после смерти, попадет он в ад или в рай. И такой человек спросит себя: я меряю другого по своему разумению, а я-то кто такой, Господи? А грехов-то сколько я совершил, а неправды сколько, а скольких обидел, а сколько пустых слов произнес, а скольких осудил, а скольким в жизни подножку подставил! Значит и меня Господь будет судить этим самым мерилом. Так разве после такого суда унаследуешь Царствие Небесное?

Дивные слова: какой мерою мерите, такой и вас будут измерять. Давайте запомним сегодня эти слова. И всякий раз, когда мы хотим вынести свой грозный суд над человеком, — всегда очень грозный, мы себе многое прощаем, а другим — ни в коем случае — когда свой грозный суд хотим обратить на кого-то, вспомним эти евангельские слова, и эти слова помогут нам вовремя остановиться и сказать: Боже, милостив буди ко мне, грешному, будь справедлив по милости Своей Божественной, будь любящим Отцом, прости мои грехи, а я не судья для своего брата. Если что-то нам не нравится в человеке, самым правильным ответом на плохие поступки, если они не затрагивают профессиональных или общественных дел (там другое измерение), если это в личностном плане все осуществляется, то такого человека нужно просто предавать суду Божиему и не вершить над людьми своего неправедного суда.

Если все эти мысли божественные — не человеческие, ведь это не части какой-то идеологии, это — слова Божии, которые Бог нам принес и передал через святых апостолов, — если они будут усваиваться родом человеческим, народом нашим, жизнь наша изменится до неузнаваемости. Поэтому мы и строим храмы.

В память о пребывании в этом святом храме и памятуя также о Вашем личном вкладе, владыко митрополит, в возрождение этой святыни, хотел бы передать для сего храма икону Вашего небесного покровителя, священномученика Климента Римского. Пусть его молитвами Господь Вас хранит на пути архипастырского служения, и пускай верующие, которые будут прикладываться в этом храме к этому Патриаршему дару, молятся и за своего архипастыря, владыку Климента. И прошу вас в своих молитвах вспоминать о Патриархе.

А лично Вам, Ваше Высокопреосвященство, хотел бы передать этот крест с панагией, которые были изготовлены в связи с 700-летием со дня рождения преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи

Патриаршая проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке

Патриаршая проповедь после Литургии в Преображенском соборе Салехарда

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на площади Александра Невского в Санкт-Петербурге

Патриаршая проповедь после Литургии в Александро-Невской лавре

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Петра Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Донской иконы Божией Матери после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме Архангела Михаила в деревне Акулинино Московской области