Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина
Версия для печати
17 сентября 2014 г. 10:41

16 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина. Предстоятель Русской Церкви обратился к работникам завода со словом.

Уважаемый Вячеслав Иванович! Уважаемый Игорь Яковлевич! Уважаемый Александр Иванович! Дорогие труженики прославленного авиационного завода имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре!

О вашем заводе знает весь мир. О вашем заводе знают все в России, потому что с вашим заводом напрямую связана безопасность нашей страны, а значит, ее суверенитет, значит, наша свобода жить по своему разумению, без каких-то влияний извне, строить внешнюю и внутреннюю политику, исходя из собственного понимания народного блага.

Мало кто в мире может произнести слова, которые я сейчас произнес, потому что страны, считающие себя суверенными, на самом деле являются вассалами более могущественных государств. Их суверенитет часто ограничивается юридическим понятием, но отнюдь не реализуется практически.

Россия не может быть вассалом, потому что Россия — это не только страна. Это целая цивилизация, это тысячелетняя история, это сплав многих культур, это исторический путь и историческая традиция огромной духовной силы. Для того чтобы мы могли суверенно строить свою жизнь, мы должны иметь возможность в случае необходимости защитить свое Отечество. А для того чтобы защита Отечества была эффективной, сегодня необходимо развитие научной и инженерной мысли, создание самых передовых технологий. Всё это присутствует здесь, в этих прославленных стенах. Ваша продукция является одной из лучших в мире, и об этом знают все — и наши друзья, и наши партнеры.

Когда я перечислил всё это, я упустил нечто, на мой взгляд, не менее важное, чем научные открытия и технологические разработки. И вот с чего бы я начал. Каждый из нас, если и не строит самолеты, то, конечно, летает на них. И когда мы садимся на самолет, кто-то боится перелетов, а кто-то даже не думает о риске. По крайней мере, абсолютное большинство чувствует себя спокойно на борту пассажирского самолета. Почему? А потому, что в нашем сознании подспудно присутствует доверие, чаще всего рационально не сформулированное, — доверие к тем, кто разработал эту машину, кто ее построил, кто ею управляет. Мы доверяем людям, мы доверяем технологиям, мы доверяем опыту и поэтому спокойно сидим в кабине пассажирского самолета.

Но доверие — это не материальное и даже не научное понятие. Доверие может возникать, и когда человек ничего не знает о том, как и почему летает самолет. Он может не знать элементарных физических законов, но доверять. Доверие — это состояние нашего духа. Мы доверяем своим родным и близким, — даже когда они нас обманывают, все равно доверяем. Так вот, без доверия нельзя построить и самолеты, которые вы строите. Вы доверяете тому, что этот самолет правильно сконструирован, что разработаны правильные технологии. Но одного доверия мало. Для того чтобы самолет был построен, нужно уметь работать, должны быть определенные навыки. И, что самое, может быть, главное, должен быть навык и умение работать вместе.

И еще непременное условие — это чувство ответственности. В создании самолета участвуют тысячи людей, и каждый несет ответственность за какую-то операцию, или за какую-то деталь, или за то, как эти детали и операции стыкуются. И без чувства ответственности создавать такие шедевры, какими является ваша продукция, невозможно.

А что такое чувство ответственности? Его можно пощупать? Его можно математически описать? Нет, это духовные понятия — доверие, ответственность. А чувство долга? Оно вообще не поддается описанию. Движимый долгом, человек идет на смерть. Вспомним пожарников в Чернобыле. Люди поднимались и погибали, — и не потому, что за ними заградотряд стоял, а потому что было чувство долга. Человек проходит через жизненную ситуацию, когда он обязан поступить так, а не иначе, — именно потому, что долг велит. Можем ли мы чувство долга пощупать? Можем его нарисовать? Можем его математически вычислить? Это невозможно! Это духовная составляющая человеческой личности.

Когда мы говорим о духовности, некоторые думают, что это непременно церковь, кадило, обряд… Церковь и обряд содействуют укреплению духовного начала в человеке, воспитанию духовности. Но духовность преломляется во множестве конкретных действий, которые без духовности не дадут никакого результата. Не будет дружного коллектива, не будет людей, которыми движет не только стремление зарабатывать больше, но и чувство долга. Невозможно работать вместе, если нет доверия друг к другу, особенно в коллективе, который выполняет очень важную операцию, который реализует какую-то очень важную технологическую цепочку. Если нет доверия, как можно работать вместе?

Казалось бы, что может священник сказать на заводе, где производят военные самолеты? Но у нас есть о чем поговорить, потому что от состояния нашей души зависит то, как и с каким результатом мы работаем.

Но ведь речь идет не только о работе. У каждого из вас свои мечты, свои надежды, свои радости, свои скорби. И с этими проблемами уж никак не справиться без сильной духовной жизни. Тогда человек становится действительно силен и в сфере науки, образования, культуры, технологии, искусства. Силен в межличностном общении, в семье, в отношениях между мужем и женой, детьми и родителями, братьями и сестрами. Силен в отношениях с обществом, — когда в душе все правильно. А эта правильность души зависит от наших убеждений и нашей веры.

Вот почему мы и говорим, что сегодня, в XXI веке, если у нас не будет крепкой веры, мы превратимся в бездушных роботов, погубим человеческую цивилизацию. Научимся делать всё вплоть до искусственного интеллекта, — а самих себя погубим. Потому что чем успешнее развиваются технологии, тем больше нужна опора на духовность, тем больше усилий нужно прилагать, гуманизируя свою внутреннюю жизнь.

Вот почему мы и храмы строим. Благодарю Бога, что и здесь, на Комсомольской земле, появляются новые храмы, появилась своя епархия. Мы ничего из нашей истории не выкидываем. Мы с благодарностью относимся к нашим предкам, которые построили этот город, к тем, кто удержал производство в страшные 90-е годы, и понимаем, что для того, чтобы и дальше идти вперед, нам нужно быть духовно сильными, хорошо образованными, иметь высокие профессиональные квалификации и способность жить вместе и в семье, и в обществе, и в государстве.

Я сердечно всех вас приветствую, мои дорогие. И пусть благословение Божие пребывает над этим замечательным заводом и его коллективом, над всеми вами, над вашими семьями, родными и близкими, над каждым из вас. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию с 45-летием служения в священном сане

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла генеральному директору «Софрино» Е.А. Пархаеву с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту Российской академии образования Л.А. Вербицкой с днем рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Элладской Православной Церкви с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Астраханскому Ионе с 75-летием со дня рождения

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви с днем тезоименитства

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам XV Международного лагеря студенческого актива «Славянское содружество»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна в Михаило-Архангельском храме Троицкого монастыря г. Бирска

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Пасхальном приеме в Министерстве иностранных дел Российской Федерации

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к читателям юбилейного издания «Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского»