В декабре этого года Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь отмечает 25-летие возрождения монашеской жизни. О жизни обители в интервью МИА «Россия сегодня» рассказал наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий.
— Владыка, более 20 лет Вы уже являетесь игуменом Валаамского монастыря. Каким Вы встретили эту обитель, монашескую жизнь в ней? Удалось ли за это время реализовать намеченные задумки и планы? Насколько изменился монастырь внешне и внутренне за этот период, если подвести некоторый промежуточный итог?
— На Крещение 1993 года был подписан указ о моем назначении, и в начале февраля я из Троице-Сергиевой лавры, где до этого был экономом, уже прибыл на Валаам. Я, конечно, ожидал увидеть достаточно печальную картину, но то, что открылось передо мной, стало шоком. На тот момент Троице-Сергиева лавра была давно отреставрирована, а здесь все рушилось прямо на глазах. Спасо-Преображенский собор был окружен уже сгнившими черными лесами, от которых стены отсыревали и разрушались еще больше. Корпуса тоже были в очень плохом состоянии. Никаких удобств не было: ни канализации, ни водопровода. Все монастырское хозяйство было разорено, поля заболочены и зарастали мелколесьем. Электричество на всем острове отключали на целые часы веерным образом, потому что была одна старая дизельная электростанция.
Сильно пострадали и скиты. Так, на Воскресенском скиту в нижнем храме на месте алтаря устроили прачечную, храм Коневской иконы Божией Матери был разобран: из него в годы запустения сделали кормокухню для свиней. Уцелевшие остатки росписей расцарапаны, исписаны или замазаны краской. В центральной усадьбе шла торговля в магазине, устроенном в алтаре Успенского храма, в другом была почта, еще в одном устраивались танцы… Надгробья духоносных старцев разбиты, могилы разграблены в поисках мнимых сокровищ, кресты поломаны, скривлены, прострелены пулями.
Тогда, в начале 90-х годов, была всеобщая нищета в стране, происходили колоссальные реформы, экономика разрушалась, люди беднели. То время было очень тяжелым. Деньги еле-еле собирали на пропитание братии, не говоря уже о реставрации. И было за счастье, если удавалось сделать какие-нибудь небольшие работы. В то время нам помогали религиозные благотворительные организации Германии, Финляндии; из других стран приходила гуманитарная помощь не только нам, но и местным жителям.
Особенно тяжело было то, что в монастырских кельях рядом с нами тогда проживали местные жители. Жить по соседству с людьми, которые злоупотребляют алкоголем, шумно себя ведут, монаху очень трудно. Поэтому тогда одной из главных задач перед нами стояло восстановление храмов и реставрация братских корпусов, добровольное переселение местных жителей в благоустроенное жилье на материке. Кроме того, необходимо было срочно решить вопрос с водоснабжением и водоотведением центральной усадьбы. К началу 1990-х годов оно находилось в аварийном состоянии. Стоки всей территории сливались в Монастырскую бухту, и оттуда же вода без всякой очистки поступала в водопроводные трубы.
Сейчас, спустя 25 лет можно сказать, что милостью Божией и огромными трудами в целом внешнее былое великолепие монастыря во многом возродилось, электроэнергия поступает на остров по проложенному по дну Ладоги кабелю, построены очистные сооружения, во все здания проведен водопровод, отремонтированы гостиницы для гостей и паломников. В 2002 году создан Патриарший Попечительский совет по восстановлению Валаамского монастыря.
Отрадно сознавать, что после долгих лет разрушения и надругательства над святынями наш народ вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила наша страна на протяжении веков. Благодаря деятельному участию членов Попечительского совета в возрождении Валаамской обители, которые, как и их предшественники — известные строители и меценаты, вкладывают средства не во временное и мнимое, а в вечное и подлинное, стало возможным проведение масштабных работ по реставрации главной святыни обители — Спасо-Преображенского собора, восстановлены полностью утраченные Коневский, Ильинский скиты, отреставрированы Воскресенский, Предтеченский, Никольский и дугие скиты, а также многие памятники архитектуры. Сейчас на Валааме не осталось ни одного храма, в котором не совершалось бы богослужения.
Но самое важное для нас то, что на Валааме восстановлена монашеская жизнь. Снова, как и раньше, над Валаамом раздаются удары колокола, который призывает братию, паломников и гостей на богослужение. Богослужение снова стало основой нашей жизни. И не только здесь, в самом монастыре, но и на скитах. Везде совершаются Литургии, возносится иноческая молитва «о всех и за вся». И это дает надежду на то, что Валаам со временем вновь станет Северным Афоном. Снова станет тем светочем, к которому стремится множество жаждущих духовного укрепления людей.
Вообще, надо отметить, что сравнение «Старого Валаама» и Валаама нынешнего ни в коей мере не может быть прямым, буквальным. В начале XX века Валаамский монастырь насчитывал более тысячи человек братии, обладал огромным хозяйством, существовал в совершенно других социально-экономических условиях. Сейчас братии всего порядка 160 человек (что по современным меркам достаточно много). Главное для нас сегодня, как, впрочем, и столетия назад, — это покаяние, жизнь по заповедям Христовым, стяжание Духа Святого, помощь людям, нуждающимся в духовном укреплении.
Созидание монашеской общины, созидание монастыря, который приходится воссоздавать заново, должно строиться на тех же крепких основах, что и раньше. Поэтому мы взяли за основу строительства монастыря древний Валаамский устав, который принес еще игумен Назарий из Саровской обители.
Возрождение обители — это, прежде всего, возрождение монашеской жизни. Главное в монастыре — это та жизнь, которая его наполняет, и братья, которые живут в этой обители и несут свое служение, свое послушание, трудятся Богу и людям. Вся жизнь монастыря имеет центром своим Божественную литургию. Келья каждого брата должна быть его личным храмом, чтобы он мог предстоять Богу и наедине возносить Ему свои молитвы. Без молитвы, без исповеди и откровения помыслов, частого причащения практически невозможно построить крепкий монастырь.
— С какими главными проблемами сталкивается монастырь сегодня? Как складывается взаимодействие обители с государством, с местными жителями? Помогают ли Вам они или, наоборот, возникают трудности во взаимопонимании?
— Для Валаамского монастыря значимым событием стало посещение в 2001 году острова президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, благодаря помощи которого был выстроен новый Свято-Владимирский скит, решен вопрос об обеспечении Валаама устойчивым энергоснабжением. Проведены уникальные в техническом отношении работы по прокладке по дну Ладожского озера силового подводного кабеля длиной 24 километра, монтаж и наладка кабельно-высоковольной линии, соединившей остров с материком. Сейчас проблемы с электричеством и современными видами связи, не одно десятилетие мешавшие Валааму жить и развиваться, остались в прошлом. Валаамский монастырь часто посещает глава Республики Карелия Александр Петрович Худилайнен, который помогает монастырю в решении ряда вопросов.
В отношении местных жителей, не скажу, что все проходит идеально гладко — всякие ситуации возникают. Люди привыкли во всех своих бедах винить власть, начальников, а монастырь на Валааме — градообразующий объект и от него многое здесь зависит. Для улучшения отношений между местными жителями и монастырем был специально организован культурно-просветительский центр «Свет Валаама».
Но люди как-то очень быстро забывают хорошее и перестают со временем замечать и ценить те изменения, которые произошли на Валааме, исключительно благодаря монастырю. Капитальный ремонт канализации и водопровода, постоянная помощь — от ремонта до обеспечения продуктами, в том числе социальным учреждениям — больнице, местной школе, детсаду. Наш монастырский флот полностью взял на себя обслуживание убыточной местной линии Валаам — Сортавала, причем на сроки нашей навигации влияет не время года, а исключительно состояние Ладоги — замерзла она или нет. И перевозит флот не только туристов и паломников, но — по символическим ценам — и местных жителей, а также весь груз, необходимый для жизнеобеспечения острова.
Опять-таки, надо отвезти тяжелобольного человека или роженицу на материк — обращаются к монастырю, нужны дрова, материальная помощь — к монастырю, умер человек, надо хоронить — к монастырю. А благодарность в ответ мы слышим нечасто. Но главное даже не это. Жаль, что живя бок о бок с монастырем, некоторые по-прежнему не понимают значимости этого соседства не только в их повседневной жизни, но, прежде всего, в духовной. И это, отчасти, порождает потребительское, некорректное отношение к обители, которая и сейчас старается соответствовать своему статусу, приобретенному некогда в православной России –— Северный Афон. К счастью, таких людей становится меньше, а главное, у нас появляются и прихожане из местных жителей.
Сейчас перед монастырем стоит задача капитального ремонта здания зимней гостиницы, которое находится в аварийном состоянии. Необходимо провести реставрацию не только фасадов и кровли, но и полную внутреннюю реконструкцию. Для это, прежде всего, необходимо предоставить местным жителям, проживающим в этом здании, благоустроенное жилье на материке. Это приоритетная задача для нас.
— В конце ноября на Оборонном острове Валаамского архипелага был заложен новый скит и храм в честь святого апостола Андрея Первозванного. Какие еще культовые здания и объекты планируется построить на Валааме? Какие основные идеи и проекты заложены в одобренную Патриархом Кириллом программу развития скитской и пустыннической жизни монастыря, что уже удалось сделать?
— Действительно, на острове Сухом, так правильно называется остров, был заложен новый скит, посвященный апостолу Андрею Первозванному. Название скита не случайно. С именем апостола Андрея Первозванного Валаамский монастырь связывает много значимых событий. Ведь, по монастырскому преданию, именно апостол Андрей осенил крестом Валаам, а 13 декабря 1989 года, в день празднования памяти этому апостолу, первые монахи приплыли на остров. С этой даты и началось возобновление монашеской жизни.
Валаамский архипелаг является уникальным природным, историко-архитектурным комплексом. Здесь суровая северная природа и архитектура скитов органически между собой взаимосвязаны. Как точно выразился один из паломников, посетивших впервые остров: «На Валааме сталкиваешься не просто с земной красотой, здесь постигаешь единство природы и человека, созданных Господом в их взаимосвязи и взаимозависимости. Здесь материальность жизненных забот покидает вас, уступая место постижению тайны Божественного мироздания».
Поэтому не случайно, что в этом году во время своего визита в Валаамский монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который также является священноигуменом Валаамской обители, сравнивая Валаам и Афон, выразил желание, чтобы на отдаленных островах были построены скиты и пустыньки. Впоследствии монастырь получил благословение святейшего патриарха на проведение программы развития скитской и пустыннической жизни.
Еще в середине XVIII века при преподобном игумене Назарии (Кондратьеве) существовало три вида монашеского жительства: общежительное, скитское и пустынническое. Сейчас на Валааме существует два вида жительства: общежительное на центральной усадьбе монастыря и скитское. Для монастыря важно то, что сейчас постепенно будем восстанавливать пустынножительство. Но из-за того, что летом остров посещает большое количество туристов, в том числе так называемых диких, представляется целесообразным пустынножительство возрождать на уединенных островах или в уединенных уголках острова, где раньше такие пустыньки были. Так, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла намечено восстановление пустыньки преподобного Серафима Саровского на Порфирьевском острове Валаамского архипелага со строительством храма в честь преподобного. В начале XX века на этом острове подвизался подвижник благочестия схиигумен Феодор (Пошехов). В этом году приступили к восстановлению утраченных построек скита преподобного Авраамия Ростовского на Авраамиевском острове.
— Не мешает ли монастырской, духовной жизни большое число паломников и туристов на Валааме? В чем заключается миссионерская, просветительская деятельность монастыря?
— Монашество, как и семейная жизнь, благословленная церковью, — путь ко Христу, обретение в Нем вечной жизни. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос», что значит «один». Следовательно, монах — это тот, кто живет в одиночестве, по-русски — инок, то есть «иной» человек, живущий «иным» образом жизни, чем остальные люди. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, в одном из своих писем определил сущность монашества: «Монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог да он, изчезающий в Боге». Конечно, большое число туристов и паломников привносят некоторые трудности в монашескую жизнь в летнее время, однако это длится всего три месяца с небольшим. Зато зимой наступает настоящее уединение, когда монахи могут больше времени уделять молитве. К тому же часть монастырской братии проживают в скитах, куда доступ паломников строго ограничен.
С февраля 2005 года при монастыре действует православный культурно-просветительский центр «Свет Валаама». С 2006 года на Валааме было организовано волонтерское движение. Монастырь со своей стороны духовно окормляет и катехизирует волонтеров. Они помогают братии монастыря восстанавливать сельское хозяйство, трудятся на ферме. Среди волонтеров можно встретить представителей любой профессии, пенсионеров и студентов. На Валаам приезжают потрудиться не только жители России, но и из-за рубежа. Некоторые принимают здесь таинство крещения, были случаи перехода из католичества в православие волонтеров из Польши и Германии.
Конечно, основная миссионерская работа ведется на подворьях монастыря в Москве, Санкт-Петербурге и Приозерске. Так, при подворье в Москве активно действует община сестер милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери. При Приозерском подворье монастыря с 1994 года организована негосударственная средняя общеобразовательная школа русской культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских. Следует отметить, что «Школа русской культуры» — одна из двух православных школ в Ленинградской области.
— Как известно, Вы являетесь также председателем Синодальной комиссии по канонизации святых. Как, какими темпами ведется эта работа сегодня, в сравнении, допустим, с 1990-ми и 2000-ми годами, когда было канонизировано большое число русских святых и новомучеников ХХ века? Планируются ли в обозримом будущем новые канонизации, в частности новомучеников ХХ века, в отношении каких людей сейчас ведется сбор свидетельств? Что усложняет процесс канонизации новомучеников, пострадавших в годы репрессий?
— Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви в соответствии с определенным Священным Синодом положением не может являться инициатором канонизации того или подвижника. Она изучает материалы, присылаемые из епархий, на предмет полноты присланных материалов, отсутствия препятствий к канонизации и соответствия присылаемых материалов критериям, существующим в Русской Церкви уже более тысячи лет. В каких-то случаях она сама наводит дополнительные справки в архивах, но все это касается уже присланных материалов. Затем, в случае достоверности сведений о святости подвижника, передает материалы и свое заключение Священноначалию нашей Церкви для принятия решения о канонизации.
В 1990-е годы, о которых Вы упомянули, не только синодальная комиссия, но вся наша страна не знала ничего достоверного об эпохе массовых репрессий. В тоже время в те годы, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 23 июня 1992 года, стали массово рассекречиваться архивные документы, которые тем самым становились доступными для исследователей. Некоторые епархиальные комиссии, особенно московская, активно включились в исследование архивов. Были изучены десятки тысяч дел. Эти материалы затем изучала и синодальная комиссия. Вместе с их изучением росло понимание того, что в действительности происходило в ту эпоху, а с пониманием росли и требования комиссии к тщательности подготовки подаваемых епархиальными комиссиями материалов; эти требования диктуются необходимостью не допустить ошибок в принятии решений.
В середине 2000-х годов были приняты федеральные законы, ограничивающие круг документов, предоставляемых исследователям, в частности, федеральные законы «Об архивном деле в Российской Федерации» 2004 года, «О персональных данных» 2006 года и соответствующие подзаконные акты, практически закрывшие доступ исследователям к материалам, касающимся периода репрессий. Поэтому в настоящее время массовых канонизаций не будет. Быть может, это произошло промыслительно, и нам дано время изучить и осмыслить подвиг уже очень большого числа прославленных новомучеников. Говорить о темпах, когда речь идет о причислении к лику святых, совершенно неправильно.
В настоящее время число уже канонизованных Русской Церковью новомучеников и исповедников составляет около тысячи восьмисот. И то, что они у нас сейчас есть, недостаточно освоено и осознано обществом, в том числе церковным. Об этом свидетельствует факт создания Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Перед епархиальными комиссиями ныне стоит не только задача сбора и изучения сведений о репрессированных христианах, но и дело просвещения, чтобы люди знали святых, имели живую связь с ними, чтобы святые стали примером для них, чтобы им молились, тем самым обретая живую личную связь со святыми.
Те новомученики, имена и подвиг которых нам еще неизвестны, прославляются Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, но их имена знает Господь.
Что же касается не мучеников, но подвижников благочестия, святителей, людей святой и праведной жизни, то они Промыслом Божиим и усердием тех людей, кому Церковью поручено собирать и исследовать жизнь и подвиг угодников Божиих, несомненно, будут еще причисляться к лику святых. Для того и пришел Христос в мир и создал Церковь, чтобы человек мог стать святым, и Церковь всегда будет источником и свидетелем святости тех, кто в совершенстве исполнил заповеди Христовы.
Беседовал Сергей Стефанов
Патриархия.ru