Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Кто продвигает нестабильность?

Кто продвигает нестабильность?
Версия для печати
10 января 2015 г. 12:02

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 3 января 2015 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, поздравляю вас с наступившим новолетием, с преддверием Рождества Христова — с днями, которые используются обычно людьми, чтобы разделять общение друг с другом, готовиться к великому христианскому празднику, вспоминать прошедший год, думать о том, что следует сделать в уже начавшемся 2015 году.

Впрочем, тему сегодня хотелось бы поднять не совсем праздничную. Эта тема волнует многих людей как в России, так и в других странах постсоветского пространства, особенно в таких странах как Казахстан, Азербайджан, государства Центральной Азии. За последнее время люди, которые прикрываются исламом и исповедуют экстремистские идеологии, стали достаточно серьезной угрозой стабильности многих стран нашего общего пространства — общего в культурном смысле, в языковом, в смысле единства нашей истории. Речь идет о государствах, в полном смысле независимых, но чувствующих во многом свое родство и общность с Россией, с Украиной, Белоруссией. Надо отметить, что российский, украинский, белорусский, молдавский народы также чувствуют свою общность с этими странами.

Россия в Центральной Азии и на Кавказе сегодня воспринимается уважительно — не в последнюю очередь потому, что эта страна в течение долгого времени вносила достаточно серьезный вклад в экономику стран Центральной Азии, Азербайджана и Казахстана; вместе происходила борьба с неприятелем в годы Великой Отечественной Войны.

Нас очень многое роднит. Сегодня наши народы переплетены. Люди из Азербайджана, Казахстана, Центральной Азии работают в России. Русские люди живут в перечисленных странах в том или ином количестве. Значит, у нас есть действительно высокая степень близости.

Угроза для упомянутых государств достаточно очевидна. Есть люди, которые находятся отчасти в самих этих странах, отчасти за их пределами и считают, что нужно бороться за смену власти в этих странах, за то, чтобы там установился некий отличный от нынешнего режим.

Многие из этих людей покидают обжитые места, едут в Сирию, в Ирак — там они участвовали в так называемых революциях, а затем пытались и пытаются удержать их достижения. При этом ряд публицистов утверждает, будто России, Казахстану или Азербайджану можно успокоиться — дескать, все радикалы и все опасные элементы покинули постсоветское пространство, в том числе Кавказ и уже упомянутую Центральную Азию, и уехали воевать куда-то в дальние земли. Тем не менее мы знаем, что многие из этих людей уже вернулись, а иные могут вернуться в самое ближайшее время, потому что среди радикалов, воюющих в Сирии и Ираке, сегодня наблюдаются противоречия, в том числе на этнической почве или на почве трактовки тех или иных богословских положений. Как это часто бывает в радикальных сообществах, кто-то себя объявляет самым радикальным, кто-то оказывается на этом фоне менее радикален, и из-за этого могут возникать противоречия.

Более того, люди, воюющие сегодня в Сирии, Ираке, в Северной Африке в открытую заявляют, что их следующая цель — это Россия, в частности, Северный Кавказ. Среди других целей заявлены Азербайджан и страны Центральной Азии, в первую очередь Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Есть радикалы, которые мечтают о смене власти в Казахстане. В этих условиях всем нам следует проявлять серьезную солидарность с государствами, в которые могут в значительном количестве приехать экстремисты из зон вооруженной борьбы.

Для России эта угроза не менее актуальна, чем для Азербайджана, стран Центральной Азии и Казахстана. И значит, нам нужно держаться вместе. И значит, нам следует дать жесткий ответ тем силам, которые по непонятным причинам защищают «права» и интересы сообществ, само существование которых чревато катастрофическими, разрушительными, убийственными последствиями.

За последние несколько месяцев, да и уже за пару лет, значительно активизировалась деятельность ряда правозащитных международных организаций, базирующихся на Западе и часто поддерживаемых западными правительствами, а иногда и самих этих правительств по поддержке радикальных сил, прикрывающихся исламом.

Вовсе не всегда любая из экстремистских организаций, о которых сейчас идет речь, связана с насилием или с прямыми призывами к насилию. Но мы прекрасно знаем, что деятельность этих организаций во многих контекстах, в разных географических точках многажды приводила к вооруженным столкновениям, к тому, что люди начинали поднимать друг на друга руку и проливать кровь.

Точно также не всякий нацист или фашист прямо призывает к насилию и осуществляет его. Но опыт истории показывает, что идеология нацизма и фашизма практически всегда заканчивается пролитием крови. Опасно забывать уроки, которые человечество приобрело во время Второй мировой войны.

Есть силы, которые совершенно определенным образом хотели бы — без воли населения, вопреки этой воле, через навязчивую пропаганду, а потом через захват власти, по сценарию псевдореволюций — взять верх в целом ряде стран либо в отдельных регионах, например, на российском Северном Кавказе. Эти силы, очень далекие от западных ценностей — от установок демократии, плюрализма, отказа от традиционной морали, — почему-то поддерживаются организациями, прямо связанными с западными интересами.

Когда сегодня говорят о правах человека в Чечне, в Казахстане, Азербайджане, государствах Центральной Азии, то очень часто на самом деле имеют в виду и прямо упоминают радикальные псевдоисламские организации — структуры, по отношению к которым известные мусульманские религиозные деятели и духовные наставники высказываются крайне негативно, говоря, что эти группы не способны представлять ислам в том виде, в котором он представляется мусульманской духовной традицией. Именно эти организации почему-то поддерживаются вроде бы либеральными западными государствами.

В чем причина? Почему иногда на некоторых международных форумах, в интернете, на правозащитных сайтах государства Центральной Азии, Азербайджан обвиняются в отсутствии религиозной свободы (то же самое говорится о России), и при этом поддерживается развитие радикальных групп, которые на самом деле предельно опасны для стабильности в упомянутых государствах. Боюсь, что на самом деле происходит очередная попытка организовать в Евразии управляемый или какой угодно, пусть даже неуправляемый хаос. Это ослабляет Россию, ослабляет Китай, может быть, даже Западную Европу, и уж конечно ослабляет те богатые умным и здоровым в нравственном отношении населением страны, которые могут успешно взаимодействовать с Россией, Китаем, Индией ради появления новых центров влияния и развития в мировой экономике и в мировых взаимоотношениях народов.

Много раз бывало так, что, уходя из того или иного пространства, западные страны оставляют после себя управляемый конфликт. Например, между Индией и Пакистаном, конфликт на Балканах, конфликты на постсоветском пространстве, конфликт между Китаем и Тайванем…Об этом писали в последнее время многие аналитики. Судя по всему, некоторые силы, теряя контроль над элитами постсоветского пространства, хотели бы оставить здесь после этого тотальную войну всех против всех. Мы знаем, что происходит сегодня на Украине. И мы видим, что, к сожалению, через так называемую правозащитную деятельность так называемых либеральных международных сил поддерживаются самые чудовищные и бесчеловечные группировки.

Когда на международных мероприятиях раздаются обвинения в адрес стран Центральной Азии, представители этих стран имеют полное право возмутиться и сказать: посмотрите, что вы творите! Вы пытаетесь отстоять право безнаказанного действия для сил, которые, получив доступ к информационным каналам, к возможности устраивать публичные мероприятия, устанавливать свою власть на улицах и площадях, в течение буквально нескольких месяцев прольют реки крови.

Отстаивая деятельность псевдо-исламских радикалов, западные центры влияния на самом деле проталкивают сценарий, за которым может последовать большая кровь. Происходит дестабилизация государств, пытающихся сохранять выстраданную веками модель жизни, в которой есть место для людей разных национальностей и разных вероисповеданий.

С ужасом думаешь о том, во что могут превратиться иные цветущие государства и многие регионы России, если кому-то удастся легализовать здесь радикальные псевдоисламские силы. В этих местах может начать происходить то, что мы сейчас видим в Сирии, Ираке, Ливии, Алжире. Неужели кому-то этого реально хочется? И если хочется, то неужели народы упомянутых стран не имеют права ответить на попытки лишить их будущего и обагрить их землю кровью?

Конечно, в любой стране должно обеспечиваться право людей жить по своей вере, должна обеспечиваться свободная жизнь тех благонамеренных религиозных общин, которые зарекомендовали себя веками или по крайней мере несколькими десятилетиями достойного поведения в обществе и умением договариваться друг с другом.

Государство и общество имеют право защищаться от разрушительных псевдорелигиозных влияний извне, за которыми стоят чуждые народам интересы. Их влияние способно привести к трагедиям, которые сегодня происходят во многих местах Ближнего Востока и Средней Азии. Будем надеяться, что все эти влияния будут отринуты, что люди, которые традиционно живут в том или ином месте в мире десятилетия, а в некоторых случаях и века, включая  христиан, продолжат жить в мире и спокойствии, не будучи манипулируемы теми, кто хотел бы за счет их жизней, за счет будущего этих народов, играть в какие-либо игры,разыгрывать сценарии управляемых или неуправляемых, но вполне предсказуемых конфликтов.

Мира, достойной общей жизни, благополучия да подаст всем нам Господь в наступившем году! Станем отстаивать мир, будем делать все, чтобы никто его не смог разрушить.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с террористическими актами в Сирии [Патриарх : Послания]

Митрополит Волоколамский Иларион: Теология имеет самое прямое отношение к нашей жизни [Интервью]

В пятую годовщину взрыва в минском метро в Свято-Духовом кафедральном соборе совершена панихида

Представители Русской Церкви приняли участие в вечере памяти жертв терактов в Брюсселе

В Казани прошла презентация первого номера журнала Татарстанской митрополии «Православный собеседник»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на торжественном акте в честь 70-летия Отдела внешних церковных связей [Статья]

На главной площади Махачкалы открыт храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира

Образован Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

В Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества поступили ответы на обращения о проблеме обязательного использования социальной карты москвича для льготного проезда в транспорте

В Общественной палате РФ пройдет круглый стол, посвященный 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира

Жить по вере и свидетельствовать о ней [Статья]

Другие статьи

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня»

Смерть до рождения. Стране нужна программа по профилактике абортов. Церковь готова серьезно помогать в этом

Выступление епископа Выборгского Игнатия на курсах повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи

Патриарх и гуманизм

Церковное краеведение: основные правила и типичные ошибки. Как правильно организовать на приходе изучение истории своего храма

Митрополит Волоколамский Иларион: Достоевский верил во Христа не только как в Воплотившегося Бога, но и как в идеал человечества

Единство — залог нашей победы

Нужно ли бояться «возвращения религии»?

«Вечный рост» или умеренность?

Россия перед вызовом террора: духовный вакуум опасен