Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Андреевском ставропигиальном монастыре в рамках Рождественских чтений обсудили вопросы дистанционного обучения

В Андреевском ставропигиальном монастыре в рамках Рождественских чтений обсудили вопросы дистанционного обучения
Версия для печати
23 января 2015 г. 20:19

23 января 2015 года в рамках работы направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» ΧΧΙΙΙ Международных Рождественских чтений в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском ставропигиальном монастыре состоялась секция «Дистанционное обучение в духовном образовании: достижения, проблемы, перспективы».

Мероприятие возглавили ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.

В работе секции приняли участие представители духовных семинарий и иных учебных заведений Русской Православной Церкви, сотрудники и специалисты Учебного комитета.

Открывая заседание, протоиерей Максим Козлов выступил с приветственным словом. Первый заместитель председателя Учебного комитета рассказал об основных аспектах работы комитета по созданию системы дистанционного обучения, о вопросах и проблемах, которые могут возникать в связи с ее развитием. Он особенно отметил то внимание, с которым к работе Учебного комитета и, в частности, направления дистанционного обучения относится Высший Церковный Совет и лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Руководитель проекта Дистанционного образования Учебного комитета иерей Александр Стародубцев представил сообщение «Использование системы дистанционного образования для решения различных задач Церкви».

Он рассказал о работе портала дистанционного образования uchkomportal.ru, который появился в 2012 году при поддержке ОАО «Ростелеком». Коротко напомнив историю его развития, священник сообщил, что на данный момент к этой системе дистанционного обучения подключены все 37 семинарий Русской Православной Церкви и часть училищ.

«Студенты и преподаватели, которые зарегистрированы на портале и которым доступны трансляции, могут получить для себя весьма многое», — отметил отец Александр и рассказал о возможностях системы.

Он отметил, что на сегодняшний день в Русской Православной Церкви существуют несколько проектов дистанционного обучения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии и в Сретенской духовной семинарии в Москве. Может быть, имеет смысл объединить усилия и опыт с тем, чтобы создать единую систему дистанционного образования или, по крайней мере, сделать сотрудничество между уже существующими системами более активным и регулярным.

Комментируя сообщение иерея Александра Стародубцева, протоиерей Максим Козлов напомнил, что система дистанционного образования позволяет не только транслировать лекции, но и дает возможности обратной связи, когда, например, сотрудники Учебного комитета могут смотреть он-лайн, как проходят в семинариях выпускные экзамены и защиты квалификационных работ. «Изначально не ставилась задача создания системы обратной связи, — напомнил протоиерей Максим Козлов. — Но потом она развилась и приносит свои результаты».

В частности, студенты и преподаватели стали более ответственно подходить к подготовке к экзаменам, в отдельных духовных учебных заведениях сам процесс защит стал проходить более кратко и интенсивно.

На сегодняшний момент трансляции лекций доступны только для семинарий и священников, преподавателей или сотрудников синодальных или епархиальных структур, которые имеют непосредственное отношение к процессу образования.

Заведующий кафедрой вероучительных дисциплин РПУ иерей Стефан Домусчи выступил с докладом «Сайт электронных учебников при Учебном комитете: специфика проекта, проблемы и перспективы». Священник рассказал об истории создания портала и о том, как устроена его работа в настоящее время. В частности, он отметил, что на данный момент на портале зарегистрировано около 1240 пользователей (все «боты» удалены), при этом материалами портала активно и регулярно пользуется около 10% из них. Основная масса пользователей, в основном, студенты-заочники Московской духовной академии.

Портал представляет собой своего рода электронный аналог пропедевтических курсов, которые читаются в Московской академии, и дают пользователям возможность ознакомиться с текстами составленных молодыми преподавателями или аспирантами курсов лекций, а также проверить свои знания, пройдя составленные к ним тесты.

Отвечая на вопросы участников работы секции, иерей Стефан Домусчи отметил, что преподаватели, которые желают составить и разместить на портале свой собственный курс лекций с тестовыми заданиями к ним, могут связаться с администрацией сайта и опубликовать на портале свои материалы. Портал подчинен Учебному комитету Русской Православной Церкви.

Т.В. Меланина представила сообщение «Опыт повышения квалификации преподавателей духовных школ в области использования дистанционных образовательных технологий». Она рассказала о проекте повышения квалификации педагогов, который начался весной 2013 года по благословению председателя Ученого комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения. Курс проводится регулярно, новый набор осуществляется каждые полгода. Задача — научить преподавателей использовать в учебном процессе современные технологии дистанционного образования, а в процессе обучения попробовать, как они работают на практике. Само обучение состоит из нескольких этапов и проводится на базе системы дистанционного обучения, которая действует в ПСТГУ. Он позволяет освоить новые виды знания, изучить новые технологии, оценить возможности их применения, достоинства и недостатки изнутри системы.

Традиционно, отметила Татьяна Владимировна, особой популярностью пользуется раздел курса, в котором разбираются реальные случаи из преподавательской практики, так называемые кейсы, в основном, конфликтные ситуации. После прохождения курса слушатели представляют итоговую работу — готовят и проводят собственное занятие, в роли слушателей выступают их коллеги. В конце слушатели пишут отзывы.

Проректор по учебной работе ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров сделал сообщение на тему «Перспективы развития дистанционного обучения в духовных школах». Священник рассказал о возможностях, которые предоставляет система духовного образования, например, в случае особо специальной темы дипломной работы преподаватель из другой семинарии может дистанционно осуществлять научное руководство, будучи специалистом по данной теме. Также в перспективе возможно развитие сетевого взаимодействия между семинариями, существующих в сети объединений специалистов, которые занимаются одними и теми же темами или областями тем, например, библеистикой.

Возможно, система дистанционного обучения и проведение вебинаров могут быть полезны в рамках повышения квалификации духовенства, также возможно проведение он-лайн тестирования, организация он-лайн общения между священниками или правящего архиерея с духовенством.

Существенный пункт — создание методического совета или центра, который бы обобщал получаемый опыт.

После перерыва в рамках работы круглого стола участники обсудили наиболее актуальные вопросы развития системы дистанционного обучения, поделились своим опытом, высказали предложения и пожелания, задали интересующие вопросы. В начале обсуждения епископ Зарайский Константин отметил, что система дистанционного обучения находится в процессе становления и очень важно не сбить, не нарушить этот процесс, но дать ему развиться как можно более полноценно.

По итогам работы составлен список предложений, в соответствии с которыми можно улучшить работу системы дистанционного обучения в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Это не официальный документ, однако, высказанные на секции замечания, касающиеся как содержательной, так и технической части работы системы, могут быть интересны и полезны всем, кто имеет непосредственное отношение к образовательному процессу.

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Московской духовной академии прошло первое в новом учебном году общее заседание профессорско-преподавательской корпорации

В Выксунской и Муромской епархиях откроются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих

Учебный комитет провел вебинар, посвященный подготовке церковных специалистов в области приходского просвещения

В Финансово-хозяйственном управлении состоялось совещание по вопросам развития Московской духовной академии

Больница святителя Алексия оказывает помощь Санкт-Петербургской духовной академии в борьбе с коронавирусной инфекцией

В Киевской духовной академии состоится международная конференция «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы»

Московская духовная академии выходит из карантинного режима

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил Минскую духовную семинарию

Утвержден состав Оргкомитета XXIX Международных Рождественских чтений

Синодальный отдел религиозного образования провел вебинары для сотрудников епархиальных отделов и образовательных организаций

Итоговый документ XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXIX Международных Рождественских образовательных чтений

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Круглый стол, посвященный межконфессиональному обмену опытом в сфере социального служения, прошел в ОВЦС

Состоялась международная конференция «Проблемы сохранения церковного искусства»

В Государственной Думе прошел круглый стол «Историческая память. Духовные уроки Великой Победы»

В ОВЦС прошел круглый стол на тему участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом

В Московском архитектурном институте прошла межвузовская конференция «Архитектура и живопись храмов»

В рамках Рождественских чтений прошла секция «Попечение Церкви о душевнобольных»

В Храме Христа Спасителя состоялся семинар «Библейские группы как форма приходского просвещения»

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации провел семинар «Система приходского просвещения детей и взрослых»