Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

При нынешнем Патриархе год идет за пять

При нынешнем Патриархе год идет за пять
Версия для печати
4 февраля 2015 г. 09:58

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 31 января 2015 года.

В преддверии дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла люди уже начали поздравлять Первосвятителя Русской Церкви с шестилетием восшествия на Патриарший престол.

Некоторое время назад меня спросили: что можно сказать об этих шести годах? На ум пришла такая мысль — у нынешнего Святейшего Патриарха год идет за пять. Очень многое в жизни Русской Церкви произошло впервые. Появились митрополии, появилась целостная система религиозного образования, появился (не в первый раз, но в первый раз в новом качестве, с новыми полномочиями) Высший Церковный Совет. Открылись десятки новых епархий, рукоположено много новых епископов, и сейчас архиереев столько, сколько никогда не было в Русской Церкви за всю ее историю.

Можно еще долго перечислять те исторические свершения, подобные которым в некоторые исторические периоды вынашивались и совершались в течение десятилетий, а в некоторые периоды истории — даже в течение целых веков. Действительно, год идет как минимум за пять в нынешнее Патриаршество, в текущий период истории Русской Православной Церкви.

Происходит это, конечно, благодаря личности Святейшего Патриарха, но также и благодаря тому, что перед Церковью жизнь ставит новые вызовы. Мир настолько сложен, жизнь каждой из стран канонического пространства Московского Патриархата настолько сложна, что сегодня нам нужно больше людей, больше интеллектуальной работы, больше осмысления того, что происходит вокруг нас, больше сердечного горения, готовности отвечать на все вызовы по-христиански, с умом и сердцем, с волей и мудростью. Отвечать так, чтобы, несмотря на все хитросплетения мира сего, христиане в современном обществе могли себя чувствовать не просто исповедниками веры, но и людьми, способными жить по ней. Могли устраивать окружающую реальность согласно вере.

Сегодня некоторые призывают приспосабливаться, оглядываться на «сложные реалии» окружающего мира, не противоречить сильным мира сего, не перечить тем, кто может лишить нас какой-то части материального благосостояния, осложнить наш душевный комфорт, высмеять нас, укорить, оспорить правоту того, что мы делаем. Да, не нужно делать глупостей, не стоит поддаваться страстям, в том числе гневу, разделениям — но следует всегда в первую очередь действовать, исходя из веления веры и связанных с ней нравственных ценностей.

Несколько дней назад Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, который проходил два дня — 29 и 30 января. В ходе этого заседания обсуждались многие важные темы, в том числе отношение Церкви к современной культуре, к экономическим реалиям в период глобализации. Много говорилось об образовании в современной Церкви. Очень серьезной дискуссии был подвергнут проект документа, касающегося совершения таинства Евхаристии и подготовки к этому таинству православных христиан. Темы эти уже не первый год обсуждаются, в том числе на разных православных форумах, в интернете, на собраниях духовенства и мирян.

Благодарение Святейшему Патриарху за то, что обсуждение этих тем происходит в подлинно соборном духе, в том числе на Межсоборном Присутствии. Выслушиваются разные точки зрения. Заготовленные, предложенные экспертными группами и комиссиями проекты решений практически никогда не остаются в неизменном виде после этих дискуссий. Церковь, состоящая из людей разных поколений, разных национальностей, разного социального положения, из граждан разных государств, живет, мыслит и действует, при всех разномыслиях сохраняя способность к выработке соборного суждения.

Вот, что сказал Святейший Патриарх, открывая пленум Межсоборного Присутствия:

«Межсоборное Присутствие — это действенный инструмент выработки позиции с учетом мнения всей церковной полноты. Практика показывает, что механизмы Межсоборного Присутствия позволяют принимать во внимание самые разнообразные точки зрения при подготовке принципиальных документов. Все вместе мы являем тот голос современной Церкви, который, выражая понятными словами вечные евангельские истины, призван убедительно звучать в ответ на вопрошания нынешнего века. Все мы помним слова из Откровения Иоанна Богослова: "Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15-16). Это назидание пусть остерегает нас от теплохладности, формализма, выполнения послушания "для галочки"».

Межсоборное Присутствие под руководством Святейшего Патриарха берет для рассмотрения самые сложные темы. Темы, которых многие хотели бы избежать, не трогать, не поднимать, чтобы спокойнее жить. Тем не менее, по этим сложным темам, иногда в непростых дискуссиях, на фоне некоторых обид, некоторых непониманий, разногласий, все же вырабатывается общее суждение Церкви, которое сегодня очень востребовано.

Неслучайно Святейший Патриарх, говоря о совершении таинства Евхаристии, напомнил, что в некоторых приходах и некоторых монастырях есть разные правила подготовки к этому таинству. Иногда есть определенные особенности и в совершении этого таинства, в том, как люди приступают к нему. Иногда эти особенности могут расходиться. И возникает искушение одну из особенностей объявить самой лучшей, а остальные как бы менее хорошими. Вот таким образом частные практики, возводимые в абсолют, при отсутствии общецерковного суждения по некоторым темам могут оказываться разделяющими.

На самом деле Церковь способна, изучив все эти разные практики — не только в том, что касается подготовки к Евхаристии или отдельных особенностей богослужения, а во многом другом, — сказать: вот наш общий ответ. Этот ответ не должен быть, как иногда считается, лишенным всяких шероховатостей, всякой конкретики. Есть такой метод — уйти от всех конкретных вопросов, чтобы сформировать общий ответ, в котором ничего не сказано, который устраивает всех. Но Церковь может говорить пророческим голосом, в том числе по сложным вопросам собственной жизни и жизни окружающего нас мира. Церковь не молчит, она не уходит от ответа, она не пытается сгладить имеющиеся разногласия через округлые общие слова.

Церковные документы, которые принимаются при Святейшем Патриархе Кирилле, — это на самом деле очень конкретные документы, в которых Церковь не молчит и не боится говорить о том, что считает нужным. Об этом было сказано Святейшим Патриархом на открытии пленума Межсоборного Присутствия вот в таких словах:

«Когда Церковь молчит по тем проблемам и темам, которые реально беспокоят людей, очень многие воспринимают это как некое безразличие к жизни людей, к их проблемам, а иногда даже к их боли. Поэтому наша совместная работа имеет прямую связь с миссией Церкви, с осуществлением Церковью самого важного, к чему Ее призвал Господь — идти учить, крестить, освящать людей Божественной благодатью».

Будем надеяться, что так будет всегда. Что в единстве епископата, клира, монашествующих, мирян, — очень разных людей, живущих в разных странах, принадлежащих к очень разным народам, поколениям, судьбам, наша Церковь будет осуществлять свое пророческое служение. Разделяя правду и ложь, красоту и безобразие, гармонию и дисгармонию (об этом, кстати, говорилось при обсуждении тезисов документа о культуре), то, что угодно Богу, и то, на что Господь смотрит со скорбью, понимая пагубность некоторых путей человеческих.

Будем молиться о том, чтобы Господь на многая и благая лета дал Святейшему Патриарху силы для осуществления Первосвятительского служения. Будем трудиться словом и делом ради того, чтобы Церковь всегда стояла как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), была непоколебима внешними или внутренними ложными веяниями, утверждалась бы в слове и в деле своих чад и своих пастырей, в самых разных областях жизни народа. Чтобы через добрые дела и доброе слово, растворенное любовью, являлся людям Сам Господь.

Патриархия.ru

Другие статьи

Идентичность в камне. В.Р. Легойда о храмостроительстве — к 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Деятельность Церкви в 2009-2024 гг. Некоторые итоги и цифры

Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте

Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла к телезрителям

В гости к Патриарху. Дети Донбасса побывали в Москве

Вклад Святейшего Патриарха Кирилла в укрепление межправославного единства на фоне вторжения Константинопольского Патриархата на Украину

Святейший Патриарх Кирилл. Концептуальное влияние на общественные процессы

Комментарий митрополита Волоколамского Илариона относительно возможности встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском