Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии пленума Межсоборного Присутствия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии пленума Межсоборного Присутствия
Версия для печати
29 января 2015 г. 16:06

29 января 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Предстоятель Русской Церкви обратился к членам Межсоборного Присутствия со вступительным словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры!

Сегодня в Москве, в Храме Христа Спасителя, собрались члены Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. В минувшем году наш совещательный орган был расширен со 150 до 193 человек. Путем опроса комиссий была произведена ротация, в результате которой сейчас членами Присутствия являются 63 архиерея, 79 священников, 3 диакона, 14 игумений и инокинь, 34 мирянина.

Межсоборное Присутствие было образовано почти шесть лет назад по инициативе Поместного Собора 2009 года. С одной стороны, церковное сообщество привыкло к этому органу, его воспринимают как собрание людей, которые формулируют предложения по выработке позиции Церкви в отношении целого ряда вопросов современной церковной и общественной жизни. С другой стороны, порой встречается не полное понимание деятельности Присутствия.

Частично это связано с некоторым затишьем последних месяцев, когда из комиссий Присутствия вышло относительно небольшое число концептуальных документов, отвечающих на вызовы времени и запросы паствы. В 2014 году дискутировался только проект «Положения о монастырях и монашествующих», доработанный профильной комиссией после его первого общецерковного обсуждения еще в 2012 году. Однако в истекшем году поступило множество различных, зачастую отражающих противоположные точки зрения, отзывов и комментариев именно в связи с темой иночества. Поэтому я принял решение дополнительно обсудить с епархиальными Преосвященными эту тему и пока не передавать проект документа на рассмотрение Пленума. Другими словами, на Архиерейском Совещании, которое состоится 2-3 февраля, мы сконцентрируем свое внимание на данном документе, особенно — на теме понимания иночества в системе русского монашества.

Тем не менее Президиум Межсоборного Присутствия вчера определил целый ряд новых актуальных тем для рассмотрения в комиссиях, и я надеюсь, что это позволит комиссиям с новыми силами приступить к работе.

Межсоборное Присутствие — это действенный инструмент выработки позиции с учетом мнения всей церковной полноты. Пример тому — целый цикл дискуссий вокруг уже упомянутого «Положения о монастырях и монашествующих». Практика показывает, что механизмы Межсоборного Присутствия позволяют принимать во внимание самые разнообразные точки зрения при подготовке принципиальных документов.

Вы избраны Священным Синодом нести особое послушание в Церкви в ближайшие годы. Кто-то стал членом Присутствия, потому что имеет большой опыт церковного делания на высоких должностях, кто-то — потому что успешно трудится на общественном поприще, кто-то, не занимая видных должностей, приносит пользу на том месте, куда его поставил Бог. Это касается и священнослужителей, и монашествующих, и наших замечательных мирян, которые избраны для служения в Межсоборном Присутствии.

Все вместе мы являем тот голос современной Церкви, который, выражая понятными словами вечные евангельские истины, призван убедительно звучать в ответ на вопрошания нынешнего века. Все мы помним слова из Откровения Иоанна Богослова: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Это назидание пусть остерегает нас от теплохладности, формализма, выполнения послушания «для галочки».

Когда Церковь молчит по тем проблемам и темам, которые реально беспокоят людей, очень многие воспринимают это как некое безразличие к жизни людей, к их проблемам, а иногда даже к их боли. Поэтому наша совместная работа имеет прямую связь с миссией Церкви, с осуществлением Церковью самого важного, к чему Ее призвал Господь — идти учить, крестить, освящать людей Божественной благодатью.

Межсоборное Присутствие будет помогать епископату нести апостольский подвиг, чтобы укреплялись наши епархии, чтобы созидались православные приходы, чтобы люди укреплялись в вере и воцерковлялись. Если каждый член комиссии будет активно вовлекаться в анализ тем и подготовку решений, церковная общественность, в свою очередь, будет инициативнее воспринимать проекты Присутствия, оживленными будут и дискуссии.

Подобное проявилось в ходе обсуждения проекта документа «Об участии верных в Евхаристии». Причастие — основа церковной жизни, жизни каждой ее епархии, каждого ее прихода. И от того, как каждый переживает Таинство Евхаристии, зависит духовное здоровье личности и всего православного сообщества. Соединяясь во Христе в общины, все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие и миряне — свидетельствуем свое намерение стать сынами и дщерями Божиими, наследниками Вечного Царства. Значимость величайшего Таинства таинств обусловила и особую судьбу документа, описывающего порядок приобщения членов Церкви Тела и Крови Христовым, дисциплину подготовки к Причастию.

Документ был трижды практически переписан разным составом авторов. Большое значение имело общецерковное обсуждение в епархиях и в Интернете. Нынешний вариант проекта вобрал в себя многообразие существующих сегодня в Русской Церкви практик. В 30 тысячах приходах, в почти трехстах епархиях Московского Патриархата сформировались различные традиции подготовки к Причастию, различные подходы к решению вопроса о частоте принятия Святых Христовых Тайн, и мы не можем игнорировать одни традиции, отдавая предпочтение другим.

А если существуют различные традиции, особенно, если одна исключает другую, то это источник постоянного внутреннего напряжения. Потому что представители той или иной традиции в лице священников, духовников, хотят того или не хотят, утверждая абсолютную значимость своего собственного опыта, исключают опыт других. Не просто ставят его под сомнение, а входят с ним в противоречие, считая, что их практика самая правильная. В жизни все это приводит к тому, например, что человек, который привык постоянно причащаться в одном приходе, а потом в силу каких-то обстоятельств — командировка, отдых, иные обстоятельства — уезжает в другое место, приходит в другой храм и там сталкивается с другими требованиями, либо более суровыми, либо более мягкими. Это порождает недоумение. В некоторых случаях происходит сужение общецерковного горизонта до своего прихода, а авторитетом становится только один человек. Вот так у нас появляются неформальные лидеры в Церкви, которые иногда, укореняясь в сознании своего лидерства, бросают вызов всем соборному разуму Церкви.

Наша работа направлена на то, чтобы исправить эту ситуацию. В каких-то случаях нужно употреблять, в том числе, и канонические прещения. У нас есть такие случаи, когда вдруг священник превращается в гуру, высочайший абсолютный авторитет, исключающий все другие авторитеты. Но ведь в большинстве случаев для этого нет никаких оснований, а само формирование этой изолированности церковной жизни уходит корнями в советское прошлое, когда вообще не было никакого соборного процесса, когда даже общения между приходами не было, а иногда архиерей был даже лишен возможности эти приходы посещать. Проблемы накапливались на протяжении десятилетий. Поэтому мы очень вдумчиво должны сегодня подойти к тому документу, который, в случае его принятия и благополучного осуществления в жизни Церкви, поможет нам выйти из этого непростого положения, а значит — укрепит соборные начала в Церкви, укрепит церковное единство и поможет нашему благочестивому верующему народу укрепляться в вере и благочестии без смущения.

Думаю, что данный документ затронет почти каждого человека. Просил бы вас с пониманием важности этого документа подойти и к его окончательному обсуждению на нынешних заседаниях.

В рамках Пленума мы обсудим этот проект, если нужно внесем в него поправки, и уже через несколько дней он будет представлен на рассмотрение Архиерейского Совещания.

В нашей повестке дня еще три проекта: «Образовательная концепция Русской Православной Церкви», «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации». После обсуждения тезисов этих документов нам предстоит направить их в профильные комиссии. В отношении данных проектов нам важно не столько заниматься редактурой, сколько обсуждением самого видения, которые мы считали бы важным отразить в этих трех документах. Мы здесь собрались, в том числе для того, чтобы у Церкви появилась взвешенная, разносторонняя, программная оценка процессов, происходящих в современном обществе. И динамично развивающиеся социальные тенденции заставляют нас размышлять о будущем. Для этого нам все дано: мы знаем из Священного Писания о том, каким будет финал человеческой истории, и мы видим, как пророчества сбываются. Но нам не следует сидеть сложа руки и ждать наступления грозных времен. Нет, каждый христианин ответственен за то время, в которое он живет, а также и за то, есть ли в сердцах его современников место Христу.

Иногда нас спрашивают: а зачем нам все эти документы? Через эти документы мы обращаемся к тем людям, которые не готовы слышать пастырское слово на отвлеченную для них тему. Но когда пастырское слово берет за живое, когда пастырское слово касается собственной повестки дня человека, а так бывает и у деятелей культуры, и у экономистов, и у политиков, вот тогда открывается возможность для людей понять, что такое быть христианином в современном мире. Это означает, что верующий человек не может перестать быть христианином в осуществлении, в том числе, своих профессиональных обязанностей, особенно, если выполнение этих обязанностей оказывает большое влияние на общество и на другого человека. А экономика и культура являются именно такими областями.

В заключение считаю нужным остановиться на теме информационного освещения деятельности Межсоборного Присутствия. Поскольку Присутствие — совещательный орган, помогающий в межсоборные периоды вырабатывать концептуальные, ключевые решения, к обсуждению его повестки дня призываются все члены Церкви. Важно, чтобы в СМИ появлялись публикации по темам, утвержденным президиумом Межсоборного присутствия. И не обязательно дожидаться появления документа по данной проблематике, свое мнение можно высказать уже в ходе выработки общецерковной позиции. В то же время членам Присутствия следует соблюдать этику дискуссии. Каждый из вас вправе выносить в информационное пространство только свое мнение, а не мнение других членов комиссии или подробности полемики, состоявшейся на заседании комиссии. Материалы о ходе дискуссий заседаний комиссий следует размещать только с согласия всех членов, участвовавших в данном обсуждении.

Надеюсь, пленум 2015 года даст новый импульс работе Межсоборного Присутствия, и в ближайшие годы мы получим целый корпус документов, помогающих Церкви, нашему духовенству и мирянам совершать свое служение, идти по пути спасения, не взирая на трудности, которые мы все сегодня переживаем. Призываю вас к активному участию в дискуссии — вне зависимости от сана, возраста и стажа пребывания в Межсоборном Присутствии.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам X заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-ислам»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Ш.В. Кара-оолу с избранием на пост главы Республики Тыва

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Р.А. Кадырову с избранием на пост главы Чеченской Республики

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла С.И. Морозову с избранием на пост губернатора Ульяновской области

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла А.Г. Дюмину с избранием на пост губернатора Тульской области

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Р.Б. Темрезову с избранием на пост главы Карачаево-Черкесской Республики

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла В.3. Битарову с избранием на пост главы Республики Северная Осетия — Алания

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии выставки «Русь и Афон. К 1000-летию присутствия русских монахов на Святой Горе»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на VI заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы