Реставрация объектов культурного наследия (ОКН), находящихся в собственности религиозных организаций, будет финансироваться за счет средств государственных и муниципальных бюджетов. Эта норма зафиксирована в Федеральном законе № 315-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» (1), который вступил в силу 22 января2015. Также вводится понятие «религиозно-историческое места». Об особенностях нового закона в интервью «Журналу Московской Патриархии» (№ 1, 2015) рассказала руководитель Юридической службы Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря игумения Ксения (Чернега).
— Как разрабатывался новый закон и какую область взаимодействия государства и религиозных организаций он регулирует?
— С 2009 года Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и юридическая служба Московской Патриархии вели работу по корректировке и отслеживанию процедуры прохождения законопроекта № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия...» (2). Документ был внесен группой депутатов во главе с главным разработчиком законопроекта — бывшим председателем комитета Государственной Думы по культуре Григорием Ивлиевым, ныне — заместителем министра культуры Российской Федерации. На протяжении ряда лет в рамках рабочей группы, созданной при комитете Государственной Думы по культуре, мы добивались учета в тексте законопроекта предложений Русской Православной Церкви, направленных на закрепление нескольких важных для нас позиций. Во-первых, возможности государственного и муниципального финансирования работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности религиозных организаций. Во-вторых, понятия «религиозно-историческое место». В-третьих, приведения положений №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия...» (3) в соответствие с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения...» (4).
После непростых дискуссий и многочисленных переговоров удалось добиться учета указанных предложений в тексте законопроекта, принятого в 2011 году в первом чтении. Однако, принятие законопроекта во втором и третьем чтении существенно затянулось. В течение последних трех лет мы неоднократно обсуждали вопрос об ускорении продвижения законопроекта с депутатами Государственной Думы и Министерством культуры России. Все же потребовалось три года, чтобы законопроект прошел все согласования в Правительстве РФ и Государственно-правовом управлении Администрации Президента РФ, так как он содержит большой объем норм, которые не имеют однозначной оценки. Надо отметить, что причиной разногласий стали не предложенные нами поправки, а иные нововведения, касающиеся государственной охраны и сохранения памятников. Еще раз подчеркну, новый закон регулирует область церковно-государственных отношений, касающихся вопросов государственной охраны и сохранения ОКН, находящихся в собственности или пользовании канонических подразделений Церкви.
— Изменился ли порядок финансирования работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности религиозных организаций?
— Прежде всего новый закон предусматривает право РФ, субъектов РФ и муниципальных образований за счет средств своих бюджетов финансово поддерживать работы по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности религиозных организаций (п. 5 ст. 13 новой редакции Федерального закона № 73-ФЗ). Подчеркну, что раньше работы по восстановлению ОКН, находящихся в собственности Церкви государством не финансировались.
Как, например, в настоящее время в рамках ФЦП «Культура России», а также региональных государственных программ государство финансирует работы по сохранению ОКН, находящихся в государственной собственности и предоставленных в безвозмездное пользование религиозным организациям (разница в одном слове, а значение огромное — «в пользовании» и «в собственности»). При этом муниципальное финансирование таких объектов законом прежде вообще не предусматривалось.
Однако с принятием нового закона № 315-ФЗ ситуация существенно изменилась: стало возможным не только федеральное и региональное, но также и муниципальное финансирование работ по сохранению ОКН, находящихся как в пользовании, так и в собственности религиозных организаций.
Эта поправка имеет большое значение. Дело в том, что в настоящее время ОКН, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, активно передаются в собственность религиозным организациям. Сдерживает этот процесс главным образом отсутствие у религиозных организаций права на получение государственной поддержки в случае оформления памятника истории и культуры в собственность.
Очевидно, что изменение формы собственности ОКН не лишает эти объекты исторической и культурной ценности, тем более что в соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы собственности равны. Памятники истории и культуры, переданные государством в собственность религиозным организациям, сохраняют присущий им статус национального достояния народов России. Поэтому государство должно оказывать религиозным организациям всемерную поддержку в реставрации этих памятников истории и культуры.
Механизм реализации полномочий по государственному и муниципальному финансированию реставрационных работ определен ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой в федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах могут предусматриваться субсидии некоммерческим, а значит и религиозным организациям. После вступления в силу принятого закона мы будем инициировать разработку и принятие соответствующих правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
— В законе перечень достопримечательных мест пополнился такой разновидностью, как «религиозно-исторические места». Поясните, с чем это связано?
— В настоящее время государством охраняется лишь материальная составляющая объектов культурного наследия (то есть здания, строения, сооружения, земельные участки). Однако такие значимые объекты культурного наследия, как Троице-Сергиева лавра, Соловецкий, Валаамский, Ново-Иерусалимский монастыри, характеризуются особым укладом жизни лиц — насельников монастырей, проживающих и совершающих религиозные обряды на территории архитектурных ансамблей. Закон предусматривает положение, согласно которому достопримечательное место (то есть ОКН, представляющий собой «творение, созданное человеком, или совместное творение человека и природы») можно отнести к религиозно-историческим местам. В границах религиозно-исторического места, согласно замыслу разработчиков законопроекта, государство должно охранять не только ОКН, но также и формы деятельности, осуществляемые религиозными организациями в соответствии с их учредительными документами и внутренними установлениями. Дело в том, что у нас сейчас возникает некое противостояние между осуществляемой на территории архитектурных ансамблей богослужебной деятельностью монастырей и приходов, с одной стороны, и музейной, экскурсионной и туристической деятельностью государственных музеев, с другой стороны. Поэтому мы считаем, что если архитектурный ансамбль признан религиозно-историческим местом, то приоритетной должна стать именно богослужебная деятельность. А все остальные виды деятельности на территории ансамбля — музейная или туристическая, должны быть вспомогательными и осуществляться в той степени, в какой они не препятствуют богослужебной деятельности религиозных организаций.
Например, во время богослужений, в храме не должны проводится экскурсии. Если на территории религиозно-исторического места находится действующий монастырь, значит, там должны соблюдаться все правила, действующие в монастыре (соответствующие требования к одежде, внешнему виду и так далее). И музейная или туристическая деятельность, осуществляемые на территории монастырей, не должны препятствовать монашеской жизни.
Важно еще, что режим религиозно-исторического места позволит рассматривать в качестве единого целого расположенные на одной территории группы ОКН, образующих в совокупности «историко-культурные и природные комплексы», используемые религиозными организациями.
Русская Православная Церковь во взаимодействии с Министерством культуры планирует разработать необходимые подзаконные акты, определяющие особенности религиозно-исторических мест.
— Как изменилось правовое понятие ОКН религиозного назначения?
— Новый закон расширил это понятие. Теперь к ОКН религиозного назначения относятся не только культовые объекты (как это было прежде), но также и иные объекты, построенные для религиозных целей, определенных Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ. Например, здания домов причта, духовных семинарий, гостиниц для паломников, келейные корпуса.
— Каким образом теперь будет контролироваться состояние объектов культурного наследия?
— Новый закон предусматривает нормы о государственном федеральном и региональном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной ОКН.
Государство (в лице органов охраны ОКН — Минкультуры на уровне страны, в Москве — это Мосгорнаследие, а в Санкт-Петербурге — это государственная инспекция охраны памятников — ГИОП) контролирует соблюдение всеми гражданскими организациями обязательных требований, в том числе по содержанию и использованию ОКН, по их сохранению и обеспечению их доступности. Кроме того, государство должно проверять, соблюдаются ли градостроительные регламенты в границах территорий зон охраны ОКН и требования к ведению хозяйственной и иной деятельности в границах его территорий.
С принятием нового закона государственный надзор будет осуществляется органами охраны объектов культурного наследия путем запроса документов (у собственников и пользователей ОКН, в том числе и религиозных организаций), проведения проверок, выдачи предписаний, обращения в правоохранительные органы и в суд. В настоящее время разрабатываются поправки в эту норму закона, гарантирующие интересы религиозных организаций.
— Что в новом законе говорится о сдаче в аренду неиспользуемых, относящихся к федеральной собственности ОКН, которые находятся в неудовлетворительном состоянии?
— Новый закон предусматривает право Росимущества и других уполномоченных федеральных органов (в частности, Минобороны России) передать в аренду юридических и физических лиц (на 49 лет) неиспользуемые, относящиеся к федеральной собственности объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр ОКН (далее — Реестр) и находящиеся в неудовлетворительном состоянии (то есть состоянии, создающем угрозу физической утраты объекта).
С арендатором заключается договор, по которому в течение не более семи лет (с момента заключения) он обязан провести работы по сохранению объекта в соответствии с охранным обязательством. Критерии отнесения ОКН к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, порядок передачи в аренду данных объектов, находящихся в федеральной собственности, будет установлен правительством РФ. Федеральными законами могут быть установлены иные особенности распоряжения ОКН, включенными в Реестр, находящимися в неудовлетворительном состоянии (ст. п. 34 ст. 9, ст. 14.1, п. 4 ст. 50.1 новой редакции Федерального закона № 73-ФЗ).
Опасаюсь, что эти нормы будут без согласования с религиозными организациями применены в отношении большого количества неиспользуемых и находящихся в неудовлетворительном состоянии памятников религиозного назначения (в том числе храмов), которые Росимущество неоднократно на протяжении ряда лет предлагало епархиям в собственность. У нас в сельской местности очень много таких заброшенных храмов. И очень важно, чтобы они не стали, как это когда-то было, магазинами, клубами или складами. По нашему мнению, если арендатор берет в аренду такой храм, то он должен восстановить его именно для богослужебной деятельности. И сейчас разрабатываются поправки в эти нормы закона, гарантирующие интересы религиозных организаций.
— Как новый закон трактует содержание и форму охранных обязательств?
— Новый закон уточняет содержание охранного обязательства, которое детально будет регламентировать требования к сохранению, содержанию и обеспечению доступа к ОКН, размещению наружной рекламы на данных объектах и их территориях, а также в случае необходимости — иные требования.
Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения собственником (иным законным владельцем) выполнения содержащихся в нем требований будут установлены Минкультуры России. Охранные обязательства вместе с актом органа охраны ОКН будут публиковаться на сайте соответствующего органа охраны ОКН (ст. 47.6 новой редакции Федерального закона № 73-ФЗ).
По новому закону, в зависимости от того, в чьей собственности или в пользовании находится памятник, тот субъект и выполняет охранные обязательства. Даже если религиозная организация, будучи собственником ОКН, передала его в пользование третьим лицам на основании договора аренды, безвозмездного пользования и так далее, то ответственность за сохранность памятника (например, в случае его повреждения, частичной или полной утраты) будет нести религиозная организация. Если же ОКН находится в оперативном управлении (или в хозяйственном ведении) государственного или муниципального учреждения, то охранное обязательство будет оформлено на государственную структуру, которая и несет в таком случае ответственность за сохранность объекта. Например, храм Святителя Николая в Толмачах закреплен на праве оперативного управления за государственным музеем и находится в безвозмездном пользовании Прихода. Ответственность за сохранность данного храма несет музей. Другой пример, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часть зданий монастыря закреплена на праве оперативного управления за музеем, а часть передана в безвозмездное пользование монастыря. В таком случае музей будет нести ответственность за сохранность зданий, находящихся в его оперативном управлении, а монастырь, соответственно, за сохранность своей части.
Примечания:
(1) № 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
(2) № 163864-5-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(3) № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
(4) № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (редакция от 30 ноября 2010 года).
Беседовал Артем Погосов
«Церковный вестник»/Патриархия.ru