Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Право на справедливость. Интервью с игуменией Ксенией (Чернегой)

Право на справедливость. Интервью с игуменией Ксенией (Чернегой)
Версия для печати
2 февраля 2015 г. 18:47

Реставрация объектов культурного наследия (ОКН), находящихся в собственности религиозных организаций, будет финансироваться за счет средств государственных и муниципальных бюджетов. Эта норма зафиксирована в Федеральном законе № 315-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия…» (1), который вступил в силу 22 января2015. Также вводится понятие «религиозно-историческое места». Об особенностях нового закона в интервью «Журналу Московской Патриархии» (№ 1, 2015) рассказала руководитель Юридической службы Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря игумения Ксения (Чернега).

— Как разрабатывался новый закон и какую область взаимодействия государства и религиозных организаций он регулирует?

— С 2009 года Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества и юридическая служба Московской Патриархии вели работу по корректировке и отслеживанию процедуры прохождения законопроекта № 163864-5 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия...» (2). Документ был внесен группой депутатов во главе с главным разработчиком законопроекта — бывшим председателем комитета Государственной Думы по культуре Григорием Ивлиевым, ныне — заместителем министра культуры Российской Федерации. На протяжении ряда лет в рамках рабочей группы, созданной при комитете Государственной Думы по культуре, мы добивались учета в тексте законопроекта предложений Русской Православной Церкви, направленных на закрепление нескольких важных для нас позиций. Во-первых, возможности государственного и муниципального финансирования работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности религиозных организаций. Во-вторых, понятия «религиозно-историческое место». В-третьих, приведения положений №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия...» (3) в соответствие с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения...» (4).

После непростых дискуссий и многочисленных переговоров удалось добиться учета указанных предложений в тексте законопроекта, принятого в 2011 году в первом чтении. Однако, принятие законопроекта во втором и третьем чтении существенно затянулось. В течение последних трех лет мы неоднократно обсуждали вопрос об ускорении продвижения законопроекта с депутатами Государственной Думы и Министерством культуры России. Все же потребовалось три года, чтобы законопроект прошел все согласования в Правительстве РФ и Государственно-правовом управлении Администрации Президента РФ, так как он содержит большой объем норм, которые не имеют однозначной оценки. Надо отметить, что причиной разногласий стали не предложенные нами поправки, а иные нововведения, касающиеся государственной охраны и сохранения памятников. Еще раз подчеркну, новый закон регулирует область церковно-государственных отношений, касающихся вопросов государственной охраны и сохранения ОКН, находящихся в собственности или пользовании канонических подразделений Церкви.

— Изменился ли порядок финансирования работ по сохранению ОКН, находящихся в собственности религиозных организаций?

— Прежде всего новый закон предусматривает право РФ, субъектов РФ и муниципальных образований за счет средств своих бюджетов финансово поддерживать работы по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности религиозных организаций (п. 5 ст. 13 новой редакции Федерального закона № 73-ФЗ). Подчеркну, что раньше работы по восстановлению ОКН, находящихся в собственности Церкви государством не финансировались.

Как, например, в настоящее время в рамках ФЦП «Культура России», а также региональных государственных программ государство финансирует работы по сохранению ОКН, находящихся в государственной собственности и предоставленных в безвозмездное пользование религиозным организациям (разница в одном слове, а значение огромное — «в пользовании» и «в собственности»). При этом муниципальное финансирование таких объектов законом прежде вообще не предусматривалось.

Однако с принятием нового закона № 315-ФЗ ситуация существенно изменилась: стало возможным не только федеральное и региональное, но также и муниципальное финансирование работ по сохранению ОКН, находящихся как в пользовании, так и в собственности религиозных организаций.

Эта поправка имеет большое значение. Дело в том, что в настоящее время ОКН, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, активно передаются в собственность религиозным организациям. Сдерживает этот процесс главным образом отсутствие у религиозных организаций права на получение государственной поддержки в случае оформления памятника истории и культуры в собственность.

Очевидно, что изменение формы собственности ОКН не лишает эти объекты исторической и культурной ценности, тем более что в соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы собственности равны. Памятники истории и культуры, переданные государством в собственность религиозным организациям, сохраняют присущий им статус национального достояния народов России. Поэтому государство должно оказывать религиозным организациям всемерную поддержку в реставрации этих памятников истории и культуры.

Механизм реализации полномочий по государственному и муниципальному финансированию реставрационных работ определен ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой в федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актах могут предусматриваться субсидии некоммерческим, а значит и религиозным организациям. После вступления в силу принятого закона мы будем инициировать разработку и принятие соответствующих правовых актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

— В законе перечень достопримечательных мест пополнился такой разновидностью, как «религиозно-исторические места». Поясните, с чем это связано?

— В настоящее время государством охраняется лишь материальная составляющая объектов культурного наследия (то есть здания, строения, сооружения, земельные участки). Однако такие значимые объекты культурного наследия, как Троице-Сергиева лавраСоловецкийВалаамскийНово-Иерусалимский монастыри, характеризуются особым укладом жизни лиц — насельников монастырей, проживающих и совершающих религиозные обряды на территории архитектурных ансамблей. Закон предусматривает положение, согласно которому достопримечательное место (то есть ОКН, представляющий собой «творение, созданное человеком, или совместное творение человека и природы») можно отнести к религиозно-историческим местам. В границах религиозно-исторического места, согласно замыслу разработчиков законопроекта, государство должно охранять не только ОКН, но также и формы деятельности, осуществляемые религиозными организациями в соответствии с их учредительными документами и внутренними установлениями. Дело в том, что у нас сейчас возникает некое противостояние между осуществляемой на территории архитектурных ансамблей богослужебной деятельностью монастырей и приходов, с одной стороны, и музейной, экскурсионной и туристической деятельностью государственных музеев, с другой стороны. Поэтому мы считаем, что если архитектурный ансамбль признан религиозно-историческим местом, то приоритетной должна стать именно богослужебная деятельность. А все остальные виды деятельности на территории ансамбля — музейная или туристическая, должны быть вспомогательными и осуществляться в той степени, в какой они не препятствуют богослужебной деятельности религиозных организаций.

Например, во время богослужений, в храме не должны проводится экскурсии. Если на территории религиозно-исторического места находится действующий монастырь, значит, там должны соблюдаться все правила, действующие в монастыре (соответствующие требования к одежде, внешнему виду и так далее). И музейная или туристическая деятельность, осуществляемые на территории монастырей, не должны препятствовать монашеской жизни.

Важно еще, что режим религиозно-исторического места позволит рассматривать в качестве единого целого расположенные на одной территории группы ОКН, образующих в совокупности «историко-культурные и природные комплексы», используемые религиозными организациями.

Русская Православная Церковь во взаимодействии с Министерством культуры планирует разработать необходимые подзаконные акты, определяющие особенности религиозно-исторических мест.

— Как изменилось правовое понятие ОКН религиозного назначения?

— Новый закон расширил это понятие. Теперь к ОКН религиозного назначения относятся не только культовые объекты (как это было прежде), но также и иные объекты, построенные для религиозных целей, определенных Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ. Например, здания домов причта, духовных семинарий, гостиниц для паломников, келейные корпуса.

— Каким образом теперь будет контролироваться состояние объектов культурного наследия?

— Новый закон предусматривает нормы о государственном федеральном и региональном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной ОКН.

Государство (в лице органов охраны ОКН — Минкультуры на уровне страны, в Москве — это Мосгорнаследие, а в Санкт-Петербурге — это государственная инспекция охраны памятников — ГИОП) контролирует соблюдение всеми гражданскими организациями обязательных требований, в том числе по содержанию и использованию ОКН, по их сохранению и обеспечению их доступности. Кроме того, государство должно проверять, соблюдаются ли градостроительные регламенты в границах территорий зон охраны ОКН и требования к ведению хозяйственной и иной деятельности в границах его территорий.

С принятием нового закона государственный надзор будет осуществляется органами охраны объектов культурного наследия путем запроса документов (у собственников и пользователей ОКН, в том числе и религиозных организаций), проведения проверок, выдачи предписаний, обращения в правоохранительные органы и в суд. В настоящее время разрабатываются поправки в эту норму закона, гарантирующие интересы религиозных организаций.

— Что в новом законе говорится о сдаче в аренду неиспользуемых, относящихся к федеральной собственности ОКН, которые находятся в неудовлетворительном состоянии?

— Новый закон предусматривает право Росимущества и других уполномоченных федеральных органов (в частности, Минобороны России) передать в аренду юридических и физических лиц (на 49 лет) неиспользуемые, относящиеся к федеральной собственности объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр ОКН (далее — Реестр) и находящиеся в неудовлетворительном состоянии (то есть состоянии, создающем угрозу физической утраты объекта).

С арендатором заключается договор, по которому в течение не более семи лет (с момента заключения) он обязан провести работы по сохранению объекта в соответствии с охранным обязательством. Критерии отнесения ОКН к объектам, находящимся в неудовлетворительном состоянии, порядок передачи в аренду данных объектов, находящихся в федеральной собственности, будет установлен правительством РФ. Федеральными законами могут быть установлены иные особенности распоряжения ОКН, включенными в Реестр, находящимися в неудовлетворительном состоянии (ст. п. 34 ст. 9, ст. 14.1, п. 4 ст. 50.1 новой редакции Федерального закона № 73-ФЗ).

Опасаюсь, что эти нормы будут без согласования с религиозными организациями применены в отношении большого количества неиспользуемых и находящихся в неудовлетворительном состоянии памятников религиозного назначения (в том числе храмов), которые Росимущество неоднократно на протяжении ряда лет предлагало епархиям в собственность. У нас в сельской местности очень много таких заброшенных храмов. И очень важно, чтобы они не стали, как это когда-то было, магазинами, клубами или складами. По нашему мнению, если арендатор берет в аренду такой храм, то он должен восстановить его именно для богослужебной деятельности. И сейчас разрабатываются поправки в эти нормы закона, гарантирующие интересы религиозных организаций.

— Как новый закон трактует содержание и форму охранных обязательств?

— Новый закон уточняет содержание охранного обязательства, которое детально будет регламентировать требования к сохранению, содержанию и обеспечению доступа к ОКН, размещению наружной рекламы на данных объектах и их территориях, а также в случае необходимости — иные требования.

Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения собственником (иным законным владельцем) выполнения содержащихся в нем требований будут установлены Минкультуры России. Охранные обязательства вместе с актом органа охраны ОКН будут публиковаться на сайте соответствующего органа охраны ОКН (ст. 47.6 новой редакции Федерального закона № 73-ФЗ).

По новому закону, в зависимости от того, в чьей собственности или в пользовании находится памятник, тот субъект и выполняет охранные обязательства. Даже если религиозная организация, будучи собственником ОКН, передала его в пользование третьим лицам на основании договора аренды, безвозмездного пользования и так далее, то ответственность за сохранность памятника (например, в случае его повреждения, частичной или полной утраты) будет нести религиозная организация. Если же ОКН находится в оперативном управлении (или в хозяйственном ведении) государственного или муниципального учреждения, то охранное обязательство будет оформлено на государственную структуру, которая и несет в таком случае ответственность за сохранность объекта. Например, храм Святителя Николая в Толмачах закреплен на праве оперативного управления за государственным музеем и находится в безвозмездном пользовании Прихода. Ответственность за сохранность данного храма несет музей. Другой пример, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Часть зданий монастыря закреплена на праве оперативного управления за музеем, а часть передана в безвозмездное пользование монастыря. В таком случае музей будет нести ответственность за сохранность зданий, находящихся в его оперативном управлении, а монастырь, соответственно, за сохранность своей части.

Примечания:

(1) № 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

(2) № 163864-5-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(3) № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

(4) № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (редакция от 30 ноября 2010 года).

Беседовал Артем Погосов

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

Монах Косьма и южная галерея собора: первые археологические работы в Николо-Корельском монастыре в Северодвинске [Статья]

Освящение кафедрального соборного храма Воскресения Христова г. Суздаля

Митрополит Воскресенский Григорий совершил освящение кафедрального соборного храма Воскресения Христова г. Суздаля

Великое освящение Смоленского собора Новодевичьего ставропигиального монастыря

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Представители Церкви приняли участие в совещании Министерства юстиции России по вопросу передачи Нижегородской епархии объектов религиозного назначения

Красноярской епархии передана в собственность часовня великомученицы Параскевы Пятницы на Караульной горе

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"» [Документы]

Другие документы

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»

О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Доклад игумении Ксении (Чернеги) на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета