Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Донском ставропигиальном монастыре

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Донском ставропигиальном монастыре
Версия для печати
24 февраля 2015 г. 23:48

Вечером 24 февраля 2015 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Донском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью. 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Существуют три очень важных способа и средства изменения внутреннего состояния человека. Это самопознание, самоконтроль и самовоспитание. Каждое из этих понятий включает в себя слово «само». И вся трудность осуществлять и использовать эти средства связана именно с этим личностным моментом каждого человека.

Святитель Василий Великий говорит об этом так: «Труднее всего знать и врачевать себя по причине свойственного людям самолюбия». У слова «самолюбие» та же первая составная часть «само». Человеку очень трудно разобраться в самом себе, потому что его взгляд вовнутрь всегда заинтересованный, он искажает реальность. 

Это похоже на то, как если бы врач использовал негодные аппараты, чтобы увидеть внутреннее состояние человеческого организма. Испорченные аппараты показывают внутренности, но не показывают самое главное и не дают возможность диагностировать состояние человеческого организма. Нечто подобное происходит всякий раз, когда мы пытаемся сами в себе разобраться — мы смотрим на себя через некое мутное стекло. С другой стороны, без этого самопознания, самоконтроля и самовоспитания никакого роста не может произойти.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на эту тему, говорит о том, что человеку не дано безобразное свое тело сделать прекрасным, но он может душу свою, дошедшую до крайнего безобразия, поднять на самый верх красоты. Следует добавить более того: кроме самого человека эту душу, дошедшую до крайности безобразия, никто другой поднять не может. Нет такого врача и нет такого средства. Только сам человек своими усилиями может произвести в себе эту глубокую перемену. 

Понимая всю сложность стоящей перед человеком задачи, тот же святитель Иоанн Златоуст учит о том, что работать в этом направлении нужно постепенно и словно восходить по ступеням. Правда, он предлагает очень суровые временные границы для преодоления недостатков и говорит, что за один месяц нужно и можно справиться с одним грехом и с одним недостатком, а на следующий месяц переходить к другому греху и к другому недостатку. Может быть, все это возможно для людей особой духовной силы, но знаем, что иногда жизнь уходит на то, чтобы преодолеть хотя бы один недостаток.

А что же означает победа человека над самим собой? Преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань» говорит о том, что большей похвалы никто не может стяжать — ни полководец, взявший крепость или разбивший полчища, ни даже тот, кто творит чудеса и воскрешает мертвых, — как тот, кто самого себя выводит из греховной бездны. 

Эти святоотеческие размышления помогают нам понять, какая огромная и жизненно важная задача стоит перед нами, и как трудно ее осуществить. Многие из отцов дают замечательные советы, как следует свою самость взять под контроль, чтобы она не мешала, по крайней мере, разбираться с самим собой. Тем более, чтобы она не мешала предпринимать усилия по врачеванию внутренних болезней. 

Симеон Новый Богослов, византийский отец Церкви, также размышляя на эту тему, говорит о том, что мы должны поставлять себя в ситуацию, когда можем понять, что с нами происходит. И он предлагает с особым вниманием относиться к тому, что внутри нас происходит, когда нас обижают люди, когда на нас клевещут, злословят, когда о нас несправедливо судят. 

То, что в этот момент происходит в нашей душе, невозможно скрыть, приукрасить и невозможно не увидеть, какими бы мутными не были те самые очки, через которые мы смотрим внутрь себя. Потому что на такого рода раздражитель мы чаще всего реагируем всеми своими внутренними силами. Эту реакцию мы и должны замерять и по ней судить о состоянии своей души, выносить диагноз, определять степень нашей болезни.

Но, наверное, никаких собственных сил человека никогда не хватило бы, чтобы одержать победу над самим собой. Ведь ради этой победы Господь в мир пришел. Он стал одним из нас, Он Себя соединил с каждым из нас через единую человеческую природу. А тем, кто стал Его учениками, кто пошел за Ним, кто стал членом Его Церкви, Он дает особые силы — Свою благодать, способную споспешествовать нам в нашей нелегкой брани с самими собой. 

Но никто не может надеяться на автоматическое действие Божественной благодати. Иногда, бывает, заходит человек в храм и спрашивает: «Где тут свечку надо поставить? У меня то-то и то-то произошло». Ставит свечку и даже не всегда сопровождает это действие молитвой, полагая, что всего этого достаточно — автоматически Бог за эту свечку должен ему помочь, войти в его жизнь. Так не бывает. Господь помогает нам и входит в нашу жизнь, когда мы идем к Нему навстречу. А это движение навстречу Богу и есть та самая внутренняя борьба с самим собой, о которой так замечательно учат нас святые отцы и подвижники Православной Церкви.

Внимая их гласу и их мудрости, постараемся в дни Святой Четыредесятницы сделать то, что мы сможем сделать для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, чтобы очистить душу свою от грехов, пристрастий и тех самых недостатков, которые как гири мешают ей приблизиться ко Господу. Время Святой Четыредесятницы — время поста, молитвы, размышлений, а самое главное — время работы над самим собой. И да поможет нам в этих трудах Сам Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее слово в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день памяти св. блгв. кн. Даниила Московского в Даниловом ставропигиальном монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день 100-летия обретения Державной иконы Божией Матери в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун Недели 1-й Великого поста после богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в субботу первой седмицы Великого поста после Литургии в храме свтт. Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы 1-й седмицы Великого поста после богослужения в Богородице-Рождественском монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре