Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении гимназии святителя Василия Великого

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении гимназии святителя Василия Великого
Версия для печати
12 марта 2015 г. 23:48

12 марта 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил гимназию святителя Василия Великого. В актовом зале Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к преподавателям и учащимся гимназии.

Уважаемый Зураб Михайлович, дорогие дети, родители, педагоги!

Очень рад, что у меня появилась возможность прийти к вам в гости. Я был наслышан, конечно, и о замечательных постройках, и о высоком уровне преподавания, о детях, которые довольны своим обучением. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. То, что я здесь увидел, превзошло все мои ожидания. Хотел бы поздравить всех, кто является устроителями этой школы, всех тех, кто руководит ею, кто здесь учит и учится.

Образование — это очень важный для человека процесс. Даже тогда, когда не существовало никаких школ или когда люди не могли посещать школу и были лишены возможности получать систематическое образование, они получали какие-то навыки и знания от своих родителей, от окружающих, из жизненного опыта. И среди тех, кто не получал никакого систематического образования, были люди выдающиеся, которые в какой-то момент своей жизни, получив возможность систематического образования, стали великими учеными, изобретателями, полководцами, священниками. Я назову имена лишь двоих: Ломоносов — основоположник нашей российской точной науки, и Кулибин — замечательный изобретатель и механик…

Образование — это не только пребывание в школе. Образование — это такой процесс восприятия окружающего нас мира, который приводит к важным внутренним преобразованиям человеческой личности, благодаря чему люди растут. Конечно, на этом образовательном пути очень важна школа. Сегодня школа является главным фактором и главным способом получения образования. И я хотел бы обратить внимание на то, что как существуют силы, работающие на образование человека (я упоминал уже семью, окружение, навыки, школу), так существуют и вещи, которые могут разрушать этот процесс.

Приведу вам один пример. Простите, это будет пример из моей собственной жизни. У меня сложились обстоятельства таким образом, что я не мог учиться до окончания средней школы вместе со своими сверстниками в обычной дневной школе, и после восьмого класса я ушел работать и продолжал обучение в так называемой вечерней школе. Занятия в школе у меня были после моей работы с 6 до 11 часов вечера, и уже ночью или рано утром — подготовка к следующему дню — уроки, домашние задания. Учиться было очень трудно. А самое главное — я был лишен того, что было особо вожделенным для абсолютного большинства моих сверстников. Людям хотелось гулять, развлекаться, слушать музыку, танцевать, проводить время в каких-то компаниях. Всего этого я был лишен. И не могу сказать, что это меня очень травмировало, но через какое-то испытание я прошел. Вот об этом испытании хотел бы вам сегодня рассказать.

Дело было весной или в начале лета. В городе Ленинграде, в Санкт-Петербурге, где я родился, жил и учился, это особо прекрасное время, время белых ночей, когда все гуляют допоздна. Это такое романтическое время, прекрасная погода, ни жарко, ни холодно, светло, ночью можно читать, настолько светло, и поэтому очень много людей на улице. Я сидел в маленькой комнатушке, где готовился к экзаменам или какие-то другие задания выполнял. И в это время с улицы (окна были открыты) стала раздаваться музыка. Я взглянул в окно и увидел много молодых людей, моих сверстников, которые гуляют, смеются, радуются жизни. А я сижу в этой маленькой клетушке ― гора книг, голова болит, устал, завтра рано утром на работу. Я подумал: Господи, что это за жизнь? Почему я не такой, как эти люди? Какая у них радость, веселье, какая погода, как все это мило, как все это прекрасно. И такая мысль пришла в голову: закрою-ка я все эти книжки и пойду гулять.

Я закрыл книги и двинулся к выходу, и в этот момент меня поразила одна мысль: для тебя сейчас наступил некий момент истины, от того, что ты сейчас сделаешь, будет зависеть вся твоя жизнь ― если ты пойдешь гулять, твоя жизнь пойдет по одному пути, а если ты останешься учиться, твоя жизнь пойдет по другому пути. А лет мне было всего 15 или 16. Может быть, Господь меня поставил перед этим выбором. Я сказал себе: нет, я буду продолжать учиться. Закрыл окно и полночи сидел за учебниками. И с тех пор у меня выработалась прививка к соблазну. В жизни много раз повторялись ситуации, когда надо было выбирать, и я понимал, что это неслучайно, это меня Бог ставит перед этим выбором. Если выбираешь одно, жизнь пойдет в одну сторону, выбрал другое — жизнь пойдет в другую сторону...

На основании собственного опыта могу сказать, что каждый из вас уже сейчас может проходить через такое испытание. И если вы хотите многого достичь в жизни, если вы хотите подняться к каким-то высотам, не просто порадовать родителей оценкой, а сделать в будущем что-то важное, как звучало в вашем гимне — во славу, в честь Отечества, во благо людей, во благо Церкви, то в эти моменты, когда Господь вас будет поставлять в ситуацию выбора, всегда делайте выбор в пользу более трудного пути, потому что Царство Божие силой берется (Мф. 11:12), и это евангельское выражение имеет отношение не только к достижению спасения в вере, это имеет отношение к достижению любого успеха.

Успех берется силой подвига. Лишь один пример. Вы здесь занимаетесь спортом. Какие силы вкладывают спортсмены, чтобы выиграть долю секунды! Какие гуляния, какие соблазны, какие пирожки с повидлом, если речь идет о том, чтобы держать себя в форме? А ведь все эти ограничения — маленькие подвиги. Поэтому подвиг самоограничения, способность выбирать трудный путь — это то, без чего не обойтись на пути к успеху.

Я хотел бы всем вам пожелать быть способными выбирать не самый легкий путь в жизни. И тогда вы много достигнете, а вместе с вами ― страна. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление епископу Находкинскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Кишиневскому Владимиру с 40-летием иерейской хиротонии

Патриаршее поздравление епископу Камень-Каширскому Нафанаилу с 30-летием служения в священном сане

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте в честь 70-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Патриаршее поздравление митрополиту Ташкентскому Викентию с 35-летием служения в священном сане

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2016 года

Патриаршее поздравление архиепископу Тираспольскому Савве с 30-летием служения в священном сане

Патриаршее поздравление митрополиту Екатеринбургскому Кириллу с 55-летием со дня рождения

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Всемирного дня памяти жертв СПИДа

Патриаршее поздравление митрополиту Винницкому Симеону с 20-летием архиерейской хиротонии