Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Церковь слышит голос простых людей

Церковь слышит голос простых людей
Версия для печати
26 апреля 2015 г. 15:24

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 18 апреля 2015 года.

Дорогие о Господе братья и сестры, Христос воскресе!

В последнее время в Церковь обращается немалое количество людей, которые считают, что их права ущемлены, что их интересы игнорируются власть имущими, экономическими и политическими элитами, чиновниками разного уровня, в первую очередь на местах. В некоторых случаях, конечно, обращения вызывают определенные сомнения — в частности, странно, что люди призывают Церковь поспособствовать отмене судебных решений, в том числе тех, которые приняты судами всех уровней, вплоть до Верховного Суда. Иногда имеют место обращения, связанные с повышенной подозрительностью человека к соседям, к родственникам или к соработникам. Но очень часто обращения, особенно сделанные значительным количеством людей, связанных одной и той же проблемой, являются буквально кричащими, потому что речь идет о тяжелой, безвыходной жизненной ситуации, в которой оказались десятки тысяч, сотни тысяч и большее количество наших сограждан.

Для Церкви боль этих людей не чужда. Неправильно считать, что Церковь не должна вмешиваться ни в какие процессы, которые не происходят в узкой понимаемой религиозной и нравственной сфере. На самом деле религиозный долг и нравственный долг православного христианина заключается, в том числе в том, чтобы помочь людям, находящимся в беде. Церковь не участвует в политической борьбе, она не оказывает предвыборной поддержки кандидатам или политическим партиям, но это не в коем случае не означает, что Церковь должна молчать и будет молчать по волнующим людей и имеющим нравственное значение вопросам, которые имеют отношение к государственному управлению, к сфере экономики, к сфере культуры и общественной жизни. Более того, мы знаем, что Церковь перестанет быть светом мира и солью земли, если она не будет выслушивать людей, которые реально озабоченны происходящими в обществе событиями и просят о помощи, о заступничестве перед государственной властью.

Такое заступничество или печалование есть не просто свойственная Церкви деятельность — это долг Церкви. И кто бы сегодня ни пытался заставить замолчать православных христиан — иерархов, священников, мирян, монашествующих, — призывая их не поднимать общественно значимые вопросы, призывая их игнорировать волю и голос людей, когда они в Церковь обращаются за помощью, он должен понимать: прошли времена, когда какими бы то ни было усилиями можно было заставить верующих людей замолчать. Никакое «телефонное право», никакие попытки «бить по рукам» в информационном пространстве, никакие разговоры о том, что верующие, в том числе священнослужители, должны заниматься «чисто религиозной деятельностью», удовлетворять свои «религиозные потребности», а общественную жизнь нужно оставить людям неверующим или, по крайней мере, тем, кто не говорит о событиях этой жизни с христианских позиций, — все эти явления больше не имеют будущего. Заставить верующих людей замолчать не получится, это не по силам больше никому.

Русская Православная Церковь очень ясно выразила свое отношение к служению печалования. В Основах социальной концепции нашей Церкви говорится: «Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций».

Конечно, в случае обращения людей в церковные институции приходится выяснять, идет ли речь о справедливой озабоченности, не стоит за тем или иным обращением стремление обеспечить себе политический пиар или поквитаться с политическими противниками, идет ли речь о психически адекватных людях, не требуют ли от Церкви чего-нибудь противозаконного — в частности, вмешательство в деятельность судов. С учетом этих обстоятельств церковные труженики, священнослужители, иерархи во многих местах выслушивают голос людей, которые сегодня поднимают целый ряд общественно значимых вопросов. Вот только два примера.

В течение последних двух месяцев много раз к Церкви обращались представители движения людей, взявших валютную ипотеку в разных банках и теперь сталкивающихся с самой настоящей жизненной трагедией. Может быть, эти люди поступили неосторожно — по крайней мере, сегодня их подчас критикуют за то, что они взяли ипотечный кредит в валюте, надеясь, может быть, выиграть какие-то проценты за счет разницы валютных курсов или просто считая, что доллар или иная иностранная валюта более надежны при приобретении жилья. Но сейчас многие из этих людей оказываются в самом настоящем трагическом жизненном тупике. Некоторые из них объявляют голодовку, некоторые угрожают самоубийством, некоторые оказываются уже лишены жилья или могут быть в самое ближайшее время из него выселены.

Эта чудовищная ситуация коснулась многих десятков тысяч семей — по некоторым оценкам, речь идет о 150 тысячах человек. В этих условия Церковь, с одной стороны, призывает этих людей не идти на крайние меры, не подрывать свое здоровье голодовкой, не думать о самоубийстве, которое никогда не может быть выходом, потому что это не разрешение проблемы, а только начало вечной проблемы, ведь самоубийство лишает человека блаженной вечности, не истребляя при этом его душу. Но в то же время совершенно очевидно, что эти люди нуждаются в помощи.

Сегодня в Государственной Думе разрабатывается целый ряд законопроектов, которые могли бы улучшить положение так называемых валютных ипотечников, предпринимается определенные меры правительством, Центральным банком. В социальном государстве именно государственные органы должны по крайней мере призвать, а может быть, и заставить банковские учреждения сделать так, чтобы люди из-за прибыли или из-за соображений экономической стабильности того или иного финансового учреждения не оказывались перед угрозой потери единственного жилья или даже перед угрозой здоровью и жизни.

Проблема, к сожалению, не решается: многие из тех, кто взял валютную ипотеку, не в состоянии и никогда не будут в состоянии выплатить кредиты, которые они взяли для покупки жилья. У них есть квартиры, которые они приобрели после получения ипотечного кредита, но выплаты по кредиту поднялись в полтора-два раза после ослабления курса рубля по отношению к курсу доллара и других западных валют. Сейчас происходит еще более трагическая ситуация: возникают штрафные санкции, поэтому выплачивать в некоторых случаях приходится уже в три раза больше, чем размер кредита, взятого несколько лет назад. Приходят коллекторы, идут судебные процессы, и все больше семей (обычно речь идет о молодых семьях, которые купили свое первое жилье) оказываются перед угрозой быть выброшенными на улицу вместе с детьми. В некоторых случая речь также идет о беременных женщинах. И в связи с этим возникает вопрос: сохраняется ли у нас социальная направленность государства? Что для нас важнее: некоторые фундаменталистски понимаемые многими деятелями «законы экономики» или реальная жизнь людей, которые находятся у трагической черты?

Еще одна группа людей, которая обращается достаточно активно сегодня в Церковь, это российские фермеры. Получается так, что вследствие некоторых правил, принятых на международном уровне, у этих людей исчезает всякий стимул к работе. Преимущество получают крупные агропромышленные предприятия, связанные с такими же крупными сетями реализации продуктов питания, так называемые ритейлерами, и в этих случаях мелкому фермеру буквально нет возможности выжить. К тому же зерно и расходные материалы становятся достаточно дорогими — опять же из-за разницы в курсах рубля и западных валют. Через Общественную палату Российской Федерации несколько недель назад прошел документ, который говорил о малых свиноводческих хозяйствах на юге России. В связи с проблемой «чумы свиней» были приняты международные правила, которые сделали настолько жесткими возможности для прохождения свиноводческими хозяйствами санитарного контроля, что никакое мелкое хозяйство, а уж тем более частное хозяйство, не способно в принципе эти процедуры контроля самостоятельно пройти. Люди, которые разводят свиней на юге России, обратились в Общественную палату с просьбой хоть как-то сохранить для них возможность вести хозяйство и продавать мясо, которое они производят. Голос фермеров также услышан профильными церковными учреждениями, совершаются молебны.

В храме святителя Николая на Трех Горах в Москве совершаются молебны и для «валютных ипотечников», и для фермеров, которые озабочены своим будущим. Для обсуждения проблем обеих категорий людей устраиваются мероприятия и в Государственной Думе, и в Общественной палате, и представители Церкви в этих мероприятиях стараются участвовать. Думаем мы сегодня и над тем, как сделать голос этих людей максимально слышным для органов государственной власти.

И, конечно, в контексте споров, которые ведутся в связи и с первой, и со второй проблемой, хочется еще раз сказать: «Экономика для человека, не человек для экономики». Благо людей, в том числе простых людей труда, должно быть безусловным приоритетом перед следованиям тем или иным идеологемам, штампам, установкам, так называемым экономическим законам, которые разработаны в рамках одной цивилизации и оспариваются многими представителями даже этой самой цивилизации, уж не говоря о других цивилизационных и мировоззренческих системах. Нам нужно помнить о том, что все устроение земной жизни должно работать не на увеличение количества денег, не на увеличение каких-то показателей, не на цифры, не на мертвенные идейно-экономические схемы, а на благо людей. Будем надеяться, что это услышат деятели крупных экономических структур и те люди в органах государственной власти, которые отвечают за национальную экономику, а также в целом наша власть и наше общество. Без заботы друг о друге, без приоритета человека над экономикой у общества будет очень и очень тяжелое будущее.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

В Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре состоялось очередное собрание наместников и игумений

В Томской духовной семинарии прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Светское право и экономика в современной жизни Церкви»

В Издательском Совете прошел круглый стол, посвященный проблемам экономического и культурного суверенитета

Под редакцией игумении Ксении (Чернеги) вышел сборник «Положение об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета»

Другие статьи

57 000 обращений поступило в церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-22 апреля 2024 года)

Православные волонтеры доставляют адресную помощь в Донецке. Информационная сводка о помощи беженцам (от 19 апреля 2024 года)

Коломенская епархия передала помощь в Волновахский район. Информационная сводка о помощи беженцам (от 18 апреля 2024 года)

В Луганской епархии оказывают адресную помощь местным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 17 апреля 2024 года)

В Подольской епархии оказали адресную помощь семьям переселенцев с Донбасса и Белгородской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 апреля 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года)

Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года)

85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года)

Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года)