Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл призвал задуматься об усилении позиций Церкви в социальных сетях

Святейший Патриарх Кирилл призвал задуматься об усилении позиций Церкви в социальных сетях
Версия для печати
29 апреля 2015 г. 17:44

Во вступительном слове на заседании Высшего Церковного Совета 29 апреля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил обратиться к теме духовного образования, связав ее с вопросом присутствия Церкви в социальных сетях.

«Если говорить об образовании, а также об участии Церкви в средствах массовых коммуникаций, то ведь речь идет, в конце концов, о знаниях и о воспитании, — сказал, в частности, Предстоятель. — Церковь является хранительницей евангельских ценностей, и ее задача заключается в том, чтобы на языке, понятном современному человеку, эти ценности довести до сознания людей или, другими словами, актуализировать Евангелие. Поэтому средства, которые сегодня предоставляются людям, в том числе в информационной сфере, должны быть использованы Церковью, осуществляющей свою спасительную миссию».

«В нашей образовательной традиции мы всегда связывали образование, то есть получение знаний, с воспитанием. И это совершенно правильный подход, потому что только так формируется человеческая личность, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Особенно остро эта связь чувствуется сегодня, когда акцент в работе учебных заведений делается исключительно на получении знаний, а всё, что касается формирования личности, остается за скобками. В лучшем случае речь может идти о физическом воспитании, о физической культуре, а всё, что касается духовной культуры, что касается взглядов человека на мир, чаще всего остается за полями современного образовательного процесса».

«Поэтому, занимаясь образовательной темой в контексте работы Высшего Церковного Совета, мы должны постоянно помнить о необходимости связывать образование и воспитание, — продолжил Патриарх. — Знающий человек понимает и осознает законы мира. Воспитанный — видит или становится способным увидеть образ Божий. Если в личности объединены эти два начала, то без преувеличения та цель, которую мы ставим, стратегическая цель, — становится достижимой».

«В наше время распространяется миф о мракобесии религиозных людей, — мол, должен быть научно обоснованный, единственно правильный взгляд на мир, и всё, — посетовал Святейший Владыка. — Когда-то нас учили, что единственно правильный научный взгляд — марксистско-ленинский, теперь это уточнение опускается, но чаще всего при этом в качестве идеологической доминанты сохраняется отрицание присутствия сверхчувственного мира. Вот и получается, будто единственным научно обоснованным является атеистический взгляд на мир, — снова наступаем на те же самые грабли, хоть и используем другую фразеологию».

«Не буду рассказывать, как в истории человеческой цивилизации связаны духовность, религиозность и образование, — добавил Патриарх. — Но если говорить о двух тысячах лет христианской эры, то именно Церковь была локомотивом знаний, и система образования формировалась усилиями Церкви. Полагаю, что и в наши дни нам следует задуматься о том, что означает учительная, образовательная и научная деятельность, которая призвана осуществляться в Церкви, в том числе посредством монашеского подвига».

«Тема ученого монашества подвергалась некоторому изучению в процессе подготовки документа о монастырях и монашествующих, но не получила продолжения. Думаю, что нам нужно в какой-то момент вернуться к этому вопросу, и я попросил бы владыку Феогноста сконцентрировать свое внимание на изучении темы ученого монашества, — продолжил Святейший Владыка. — Ведь монахи, в силу своего призвания, не будучи обременены никакими другими жизненными целями и задачами, могут очень эффективно работать, в том числе в сфере образования и науки».

«Мы с вами собираемся в преддверии замечательной даты — 70-летия Победы в Отечественной войне. Мы знаем, что достаточно неожиданно возникла проблема переписывания истории, навязывания иных взглядов на войну и вообще на историю ХХ века. Чаще всего здесь также просматривается идеологическая и даже политическая составляющая. Усвоение таких политизированных концепций становится возможным в условиях исторической безграмотности большинства людей. Казалось бы, историю преподают, а при этом историческая безграмотность — это некий-то вопиющий феномен современной жизни», — с сожалением констатировал Святейший Патриарх.

«Вот почему, возвращаясь к теме образования, я хотел бы подчеркнуть важность всего того, что Церковь может делать с точки зрения распространения человеческих знаний. Полагаю, что в связи с этим нам следует еще раз весьма положительно оценить ту работу, которую проводит Патриарший совет по культуре, организуя выставки, посвященные отечественной истории», — отметил Предстоятель.

«Жизнь современного человека во многом сосредоточена в социальных сетях, которые для некоторых становятся универсальным, но далеко не самым достоверным источником информации. Социальные сети — это ведь тоже обширное поле деятельности, и информационный, миссионерский, молодежный отделы предпринимают определенные усилия, чтобы язык социальных медиа стал рабочим языком для церковной миссии. Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня представлена, в том числе, и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы. И если у нас вызывает неудовлетворение реакция паствы на какие-то события, в том числе церковной жизни, то возникает вопрос: а что мы сделали для того, чтобы не было этой реакции? Насколько мы активны в разъяснении позиции Церкви? Насколько мы активны в участии в обсуждении актуальных проблем?» — продолжил Святейший Владыка.

«Не отрицая удобств социальных медиа, нельзя забывать и о том, что у каждого явления есть и своя обратная сторона. Виртуализация человеческой жизни, какой бы комфортной она ни казалась, несет соответствующую опасность, особенно в случае, когда сама идея виртуализации доводится до абсурда, когда виртуальный мир начинает вытеснять мир реальный. Это особенно опасно в детском и юношеском возрасте. Если ребенок, не отрываясь, сидит у гаджета и занимается чем-то, что не связано с реальностью, то, хотим мы этого или не хотим, но у него формируется неправильное отношение к реальности, потому что гораздо интереснее становится мир виртуальный», — предупредил Патриарх Кирилл.

«Таинство человеческого спасения не может быть встроено в социальную сеть в качестве программного модуля или в виртуальную реальность. Таинство спасения осуществляется в реальной жизни. И если мы не хотим, чтобы виртуальная реальность стала пространством без Бога, то мы должны серьезно подумать, как Церковь может присутствовать в этой реальности более эффективно с точки зрения передачи миру и особенно молодежи своего послания», — призвал собравшихся Предстоятель.

«Итак, участие в социальных медиа и роль ученого монашества могли бы стать важными темами на протяжении нескольких заседаний Высшего Церковного Совета. А затем, по милости Божией, мы бы пришли к неким положительным выводам, важным для Церкви», — подытожил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Опубликована полная календарная сетка на 2017 год для бесплатного скачивания

Начинаются работы по созданию церковного видеоканала для слабослышащих

На официальном портале Русской Православной Церкви открылся подсайт, посвященный предстоящему Всеправославному Собору

Странице Патриарха Кирилла в соцсети «ВКонтакте» исполнился год

Открыт новый портал для священников ― «Пастырь»

В соцсети «Елицы» начал работу масштабный онлайн-проект «Помощь православного психолога».

«Православная газета» Екатеринбурга запустила мобильное приложение для телефонов и планшетов

Православная социальная сеть «Елицы» запустила поисковый бот в Telegram

Разработана интерактивная карта храмов России, где помогают глухим и слепоглухим людям

Общегерманский Координационный центр молодежного служения запустил сайт в Интернете