В 2015 году исполнилось пять лет со дня учреждения Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. О деятельности Комитета интернет-изданию «Добрые люди» рассказал его председатель митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
— Владыка, благословите! Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за то, что нашли время для беседы. Ваш отец, дед и прадед по линии отца были священниками. Было ли это главной причиной того, что Вы решили пойти по стопам своих предков, или было что—то иное, что побудило Вас встать на путь священства?
— Бог благословит. Мои родные по отцовской и материнской линии были людьми глубоко религиозными. Они избрали служение Богу, были рукоположены в священники, и приняли все испытания, например, как дед по отцовской ветви, который пережил репрессии советского периода.
Мои старшие братья стали священнослужителями, и я, в том числе по их примеру очень рано ощутил Божие призвание. Окончание учебы в духовных школах совпало с этапом радикальных перемен в нашей стране. Было очень непросто и светским людям, и нам, верующим людям, и самой Церкви, перед которой открывались немыслимые ранее возможности. Церковь и общество остро нуждались в духовной поддержке и попечении. Любовь к Богу, к богослужениям, огромное желание служить Ему всю свою жизнь побудили меня к принятию пострига и священного сана.
— 5 марта 2010 года решением Священного Синода был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Чем было вызвано это решение Русской Православной Церкви?
— В свое время вопросы взаимодействия с казачеством находились в ведении Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Затем по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла появилась отдельная структура — Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.
Казаки сегодня — это весьма организованная часть общества. Они всегда были православными. Образно говоря, казачество — исторически и духовно сложившееся православное рыцарство. Самое главное, что большая их часть называет себя православными. Как только в 90-е годы XX века появились первые казачьи организации, они сразу стали приглашать священников для духовного окормления. И Круг, по правилам казачьим, не может проходить без присутствия и благословения священника. По казачьим правилам, если во время споров на Круге, которые уже переходят границы порядочности, священник встает, все замолкают. Если он уходит, Круг прекращает свою деятельность, он нелегитимен…
Не раз обращались казаки к Святейшему Патриарху, в Священный Синод, к правящим архиереям с просьбой создать такой общецерковный орган, который бы непосредственно занимался духовным окормлением казачества. И вот решением Священного Синода 5 марта 2010 года был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Главной его целью и задачей является координация вопросов воцерковления казаков и духовной помощи им, взаимодействия с казачеством на духовном, церковном уровне во всех епархиях.
Сегодня, спустя пять лет, создан банк данных, составлены списки священников, окормляющих каждую казачью организацию — реестровую, общественную, а также образовательную, если это кадетский казачий корпус или казачий класс. В 130 епархиях Русской Православной Церкви созданы отделы по взаимодействию с казачеством. Всего вместе с 11 войсковыми священниками несут свое послушание по всей России более тысячи казачьих духовников. Нами разработаны и утверждены Святейшим Патриархом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви такие документы и методические материалы, как Устав православного казака, Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах, Примерное соглашение отдельского казачьего общества и прихода Русской Православной Церкви, Сборник чинопоследований для казачьих обществ, Молитвослов православного казака и т.д.
Буквально в эти дни пишется Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества. Эти документы получили поддержку Совета при Президенте по делам казачества и были направлены нами в епархии и казачьи общества. Мы работаем по программе духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах. Вопросами взаимодействия казачества с Церковью и их духовного окормления Синодальный комитет занимается, и будет заниматься по многочисленным и постоянным просьбам самих казаков.
— Объясните, пожалуйста, почему так важно воцерковление казачества?
— Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были — «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная форма — с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно христианской жизни.
В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.
Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке.
Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без веры — не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.
Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.
— Расскажите о проектах по возрождению казачества, которые осуществляются Синодальным комитетом.
— Казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло и защищало окраины страны. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Поэтому не случайно, к примеру, межрегиональный проект, который реализуется совместными усилиями Совета при Президенте РФ по делам казачества, правительства Москвы, Синодального комитета по взаимодействию с казачеством называется «Казачьи рубежи России» и признан бессрочным. Проект объединил восемь субъектов Российской Федерации. Храмы уже построены в Ставропольском, Алтайском, Камчатском краях, а также в Астраханской, Волгоградской, Белгородской, Омской и Ростовской областях.
Отрадно, что растет количество епархиальных отделов по работе с казачеством. Подчеркиваю, сегодня их 130! Это колоссальная помощь на местах только в реализации одного этого проекта. Конечно, если есть поддержка региональных властей, казаков и местных жителей. А она сегодня есть. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что взаимодействие Церкви и казачества принимает все более адресный, точечный характер. Так мы достигаем целей, поставленных перед нами Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом — воцерковление казачества и налаживание эффективной системы взаимодействия между Церковью и казачьими обществами и объединениями.
Поэтому Синодальный комитет и я, как его председатель, вижу ближайшее будущее новых храмов, возведенных, как говорили в старину, «об един день», в окружении благоустроенных парков, детских игровых зон, спортивных площадок. Так мы привлечем немало сограждан, в том числе подрастающее, молодое наше племя. Важно, чтобы с раннего возраста наши граждане наблюдали примеры воцерковления, жизнь своих же земляков с Богом в сердце. И от нас с вами зависит, чтобы строительство храмов происходило в тех местах, где люди ждут церковь, в которой возможно молитвенное общение с Богом. Все это будет способствовать большему благоразумию, терпению, смирению в наших людях, а святость брака перестанет быть примером старины далекой.
Синодальный комитет ежегодно участвует в Международных Рождественских образовательных чтениях, организуя свое направление — Международную научно-практическую конференцию «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества». Ежегодно обновляется и дополняется ее программа; мы включаем новые тематические секции. В 2016 году, помимо пленарного заседания и пяти секций, мы подготовим диалог-клуб для обмена опытом духовников, окормляющих образовательные организации с казачьим компонентом.
Кроме того, Синодальный комитет проводит выездные информационно-обучающие семинары для войсковых священников и казачьих духовников в епархиях Русской Православной Церкви, семинары «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков для преподавателей и духовников казачьих классов, школ и корпусов в регионах РФ. Последние два года мы очень продуктивно взаимодействуем с Российским государственным архивом социально-политической истории. Например, в 2013 году в Центральном выставочном зале «Манеж» провели круглый стол: «Казачество: служение Богу, Отечеству, народу», в 2014 году — конференцию и выставку архивных документов по теме политики расказачивания в 20-30-ые годы ХХ века и недавно — научную конференцию «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество». Последний форум собрал 241 участника, включая 46 руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством и 61 представителя из 50 епархий Русской Православной Церкви.
В быт народа все заметнее возвращается чествование православных праздников, православных традиций. Церковь сегодня возвышает свой голос на поприще нравственного укрепления нации.
— От чего зависит качество работы по воцерковлению духовенства, окормляющего как российское казачество, так и казаков, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья?
— От духовного горения, как священников, так и самих казаков. От желания жить одной общинной жизнью. Это сложный труд. Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел. Значит необходимо введение спецкурсов в учебные планы духовных семинарий в «казачьих» регионах, а также требуется более глубокая, чем существует сегодня, миссионерско-катехизаторская работа для представителей казачества.
Например, в Ставропольской епархии такие спецкурсы введены. Вопрос: почему это так важно? Потому что предназначение человека состоит в том, чтобы всегда быть с Богом. Священник, разъясняя вероучительные истины, Священное Писание и приобщая к Таинствам Церкви, помогает постигающим азы воцерковления как бы заново переживать собственное духовное рождение. Даже будучи невоцерковленными, люди начинают сердцем чувствовать эту Божественную благодать. А если человек раз почувствовал ее и вернулся в храм, говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, то он начинает постепенно погружаться в эту духовную стихию, в этот мир и осознавать, что из храма он выходит каждый раз более радостным, спокойным, уверенным и сильным. Потому что благодать Божия поднимает нас к небу, а с высоты иной взгляд на суету мира сего.
Кто, если не казаки в отечественной истории, своим жизненным и религиозным долгом почитали защиту Церкви — носительницы тысячелетнего нравственного идеала нашего общества? И сегодня славное казачество, расселенное в ареале Русского мира, способно подтвердить верность евангельским заповедям, солидаризировать Божиим словом и делом общество, уставшее от кощунников и провокаторов.
В этой связи чрезвычайно важна поддержка средств массовой информации — светских и православных — любым конструктивным действиям, направленным на развитие культурно-исторических и духовно-нравственных основ как самого казачества в России, так и казачества, проживающего за пределами Российской Федерации. Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и я убеждаемся в верности этой мысли во время своих зарубежных поездок, в частности, во Францию, на греческий остров Лемнос, где принимали участие в XI «Русских днях». Кроме того, в октябре прошлого года мы побывали в Германии, где вместе с представителями Россотрудничества, Берлинской и Германской епархии провели ряд встреч с казаками и священнослужителями, духовно их окормляющими.
Запомнились встречи с послом Российской Федерации в ФРГ Владимиром Грининым, мероприятия в Русском доме науки и культуры в Берлине, совместные Богослужения, посещение памятных и священных для казачества мест, а также казачья станица «Ганноверская», встречи с казаками в Дюссельдорфе, Бонне и Кельне.
Во Франции, где мы уже бывали неоднократно, в конце апреля этого года была подготовлена очень содержательная программа. Это молебное пение по случаю открытия казачьего праздника «Донские казаки в Париже», презентация Посольской казачьей станицы, участие делегации Синодального комитета в круглом столе по вопросам экономического и делового сотрудничества совместно с Торговым представительством РФ во Франции, а также проведение круглого стола с потомками донских казаков. Затем под сводами католического собора святого Людовика при Доме Инвалидов члены нашей делегации молились за поминальным богослужением по представителям российской августейшей фамилии — у гроба великого князя Николая Романова и великой княгини Анастасии Черногорской. Их останки в конце апреля были перевезены в Москву.
Мы развиваем контакты с казаками республики Беларусь, Чехии и Словакии, Сербии и Болгарии.
Нам хорошо известны особенности соработничества потомков казаков и священнослужителей Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и РПЦЗ в Австралии. Мои помощники вместе с представителями Россотрудничества участвовали в мероприятиях по поддержке русского языка, культуры и духовных традиций в среде русскоязычного населения казачьих станиц. К сожалению, мало кому известно, что на территории Австралии, при православных храмах, созданы 34 школы, где дети, никогда не посещавшие Россию, родившиеся в разных странах, но являющиеся русскими по своим корням, получают знания по русскому языку, русской литературе, Закону Божию, географии и истории России. Все это помогает им сохранять православную веру, русскую культуру, традиционный бытовой уклад.
В ходе поездки состоялись семинары для директоров и учителей русских школ, круглый стол по вопросам духовно-нравственного воспитания молодежи на основе культурно-исторических традиций российского казачества. Ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин пригласил казаков на беседу, посвященную истокам и современному развитию духовных традиций российского казачества.
Я планирую до конца года посетить Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Бишкекскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа.
Словом, казаки желают сохранять свою национальную идентичность, стремятся к объединению вокруг Русской Православной Церкви, хотят чувствовать нашу поддержку, и мы, невзирая на расстояния, всей своей внутренней силой устремлены возобновлять и развивать нашу историческую связь, исполняя тем самым свое послушание и волю Божию.
— Не могу не спросить Вас, какова, на Ваш взгляд, роль Русской Православной Церкви в жизни сегодняшней России?
— Роль Русской Православной Церкви является определяющей для нашего народа и государства, как и сам факт крещения Руси. Наш многонациональный народ и государство стали такими благодаря принятию христианства. Иначе это была бы другая история.
Церковь в России — это старейший общественный институт. Церковь объединяет всех верующих людей, исповедующих Православие; идет навстречу каждому сердцу, страдающему и пытающемуся найти нравственную опору в жизни. И Церковь, причем ненавязчиво, направляет на единственно верный нравственный путь; она была и есть место духовного спасения человека.
Какие же главные христианские черты вобрал в себя русский народ и воплотил в государство. Православие несет в себе объединяющее начало, только оно смогло сплотить, объединить, примирить бывших язычников, более двухсот народов, с их разными религиями и традициями. Христианство, с одной стороны, наднационально, с другой, — призывает свято хранить добрые традиции, те, которые воспитывают человека, семью, народ. Христианство с подлинной моралью и библейским пониманием и почитанием семьи создало тот облик русского народа, который многократно описан исследователями и классиками литературы.
Мы знаем, что в Западной Европе продают храмы с молотка, а мы в современной России их строим и восстанавливаем… Сегодня дорога к храму открыта всем. И казаки, и чиновничество, люди рабочих профессий и интеллигенция молитвенно переживают боль греховного мира, обращаясь к Богу за покровительством и наставлением. И получив его в храме, они исправляются сами и ведут за собой других. Как говорил Серафим Саровский, «стяжи Духа Святаго и вокруг тебя спасутся тысячи». Все это свидетельство изменения людского сознания, плоды упорных трудов наших за последние два десятилетия, когда мы пытались сохранить родное Отечество от развала. Вслед за казаками — великими сынами России мы можем сказать: Россия будет великой, если беречь свою землю и Православную веру.
Православие воспитывало и воспитывает патриотов, следуя словам Христа о том, что нет больше той любви, как только отдать жизнь за близких своих. Наконец, с принятием христианства, Русь вошла в семью христианских народов и государств, особенно Византии, что определило наследие великой культуры данных государств.
— В напряженном графике удается выкроить личное время? Чем Вы увлекаетесь в свободное время?
— Свободного времени немного. Но в минуты отдыха люблю почитать — обратиться к исторической литературе, в том числе интересуюсь книгами о казачестве. Кроме этого, мне интересно церковно-певческое наследие. Это духовные песни и канты, казачьи песни, богослужебные произведения. Понравившиеся вещи я рекомендую к исполнению на богослужениях и концертах хоровой музыки.
Коллекционирую колокольчики самых разных видов. Мечтаю поехать на рыбалку, но пока на это нет времени.
Беседовал Вахтанг Якобидзе
Патриархия.ru