Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Калужский Климент: «Прочитанная книга должна приносить пользу душе человека»

Митрополит Калужский Климент: «Прочитанная книга должна приносить пользу душе человека»
Версия для печати
10 июля 2015 г. 10:36

Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент ответил на вопросы журнала «Профиль».

— Ваше Высокопреосвященство, современный издательский рынок насыщен самыми разнообразными книгами. Каким образом православная литература может конкурировать с коммерческой, которой заполнены прилавки книжных магазинов?

— Главное для издателей православной литературы не погоня за прибылью, а пробуждение в людях добра, любви, веры, того, что развивает в человеке образ Божий. Это миссия, а не бизнес. Если задачей большинства светских изданий является выдержать конкуренцию с другими изданиями в борьбе за покупателя, то православная книга противостоит греху и страстям человеческим. Поэтому для издателей духовной литературы важным является издать книгу, которая помогла бы человеку, оказала благотворное действие на его душу.

Несмотря на книжный кризис, интерес к православной литературе сохраняется. Ежегодно на рецензирование в Издательский Совет поступает до 3000 изданий, и почти половина из них — это новые издания. Мы сотрудничаем почти с 30-ю крупными и более 100 малыми православными издательствами. Среди верующих интерес к православной книге сохранился.

Какого рода читают литературу? Разную. Значительная часть — это переиздания известных аскетических произведений, святоотеческих творений, богословских и исторических исследований, но с каждым годом появляется все больше новинок православной художественной литературы. Эти книги, как правило, прекрасно оформлены и привлекают интерес читателей не только в церковных лавках и магазинах православной книги, но и на прилавках обычных книжных магазинов.

— Существует ли концепция православного книгоиздания?

— Издание православной литературы имеет определенную специфику. Есть учение Церкви и канонические нормы, которым не должна противоречить литература, распространяемая через церковную сеть. Это главный критерий, определяющий издательскую деятельность.

Что касается концепции православного книгоиздания, то есть две основные задачи, которые мы стараемся решать. Обеспечение Церкви литературой, которая необходима в повседневной жизни — богослужебной, образовательной, воспитательной, научно-исследовательской и т.д. Это решают собственно церковные издательства, в частности, Издательство Московской Патриархии, издательства Сретенского монастыря, Данилова монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Другой важной задачей является издание литературы, имеющей популярный характер, доступной для понимания широкому читателю, зачастую делающему только первые шаги в Церкви. Сюда можно отнести и художественные произведения как современных писателей, так и классиков, которые отображают культурные традиции Православия. Среди этой литературы особое место занимают детские книги. Их с каждым годом становится все больше. И хочу упомянуть современных авторов, которые, опираясь на Евангелие, дают ответы на сложные вопросы нынешнего времени.

В этом направлении работают как издательства, которые занимаются исключительно изданием православной литературы, так и специальные отделы по изданию православной литературы крупных светских издательств.

— Развитие информационных технологий касается и издательского бизнеса. Зачем покупать бумажную книгу, когда все можно найти в интернете, а многие книги существуют в электронном виде? Есть ли, на Ваш взгляд, перспективы у печатных изданий?

— Бумажную книгу новые технологии не вытеснят. Я, например, люблю молиться по книге-молитвеннику, а не слушать аудиозаписи. Слова молитвы глубже проникают, когда читаю. Молитва должна приближать к Богу, и это дается трудом, поэтому следует потрудиться, а не просто постоять и послушать. И в богослужении преимущество остается за печатными книгами.

Другое дело с катехизической и художественной литературой. Сейчас многим людям просто некогда спокойно сесть и почитать. Информации и новостей стало так много, что и на чтение даже только заголовков времени не хватает. Несомненно, развитие информационных технологий заставляет издательства, в том числе православные, выпускать электронные книги, которые доступны на различных мобильных устройствах. Однако не стоит переоценивать их доступность, как и доступность высокоскоростного интернета всему населению нашей страны. В рамках деятельности Издательского Совета мы реализуем масштабную выставочную работу во многих регионах, и там традиционная печатная книга пользуется той же популярностью, что и десятилетия назад. Возможно, на этом сказывается различие в уровне жизни населения, и в регионах менее доступны современные мобильные устройства и еще не сформировалась такая культура их использования, как в столице.

Кроме того, невозможно сравнить впечатления от чтения новой интересной книги или наоборот старого любимого произведения на компьютере или в планшете с удовольствием держать в руках увесистый томик, любоваться прекрасным оформлением издания и вновь и вновь пробегать взглядом по ровным строчкам печатной книги. Поэтому при всей популярности современных мобильных устройств традиционная печатная книга, на мой взгляд, всегда будет востребована в нашей стране с тысячелетней историей книжности.

— Какое место занимает православная литература на книжном рынке?

— Такой статистики мы не ведем. Среди православных эта литература популярна. Я могу назвать авторов и сказать, какие современные книги пользуются спросом. Православную литературу читают и воцерковленные люди, и те, кто хочет больше узнать о вере. Люди интересуются вопросами истории церкви и хотят получить ответы на то, что их волнует в жизни. Популярны книги профессора Алексея Ильича Осипова. Настоящий прорыв совершила книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая имела успех как среди церковных читателей, так и в светской среде. Ее общий тираж более одного миллиона. Многие и светские издания позавидуют. Эта книга смогла открыть иной мир церкви для светских людей.

Повторюсь, главное для церковной литературы — помогать людям обрести веру, почувствовать в сердце любовь к Богу и ближнему. Интересно на эти темы пишут лауреаты и номинанты Патриаршей литературной премии — замечательные писатели протоиерей Николай Агафонов, протоиерей Андрей Ткачев, Олеся Николаева, Виктор Николаев, Александр Сегень.

— Каковы функции и роль возглавляемого Вами Издательского Совета Русской Православной Церкви в регулировании церковного книжного рынка?

— До 2009 года Издательский Совет и Издательство Московской Патриархии были единой структурой. Сегодня Издательский Совет является координирующим и наблюдательным органом, направляющим всю церковную издательскую деятельность. Издают же книги издательства.

Для того чтобы донести их книжную продукцию до читателя, мы реализуем разные программы, в том числе проводим книжную выставку-ярмарку «Радость Слова». В этом году она проводилась впервые на Дальнем Востоке — в Хабаровске и Благовещенске. Ранее она проходила в 30 городах европейской части России, а также в Германии и Австрии, где много наших соотечественников. Обычно на выставке бывает около 1000 наименований новых изданий. Даже для областных центров, как, например, моя Калуга (митрополит Климент — правящий архиерей Калужской епархии — ред.), 1000 книг православной литературы — это уже большой ассортимент. Кроме книжной продукции, в регион мы привозим святыню (мощи или почитаемую икону), а также с нами едут писатели и издатели, которые проводят там творческие встречи. Это делается для того, чтобы и в регионах могли познакомиться с книжными новинками и писателями. А для нас эта ярмарка хороший анализ потребностей народа, мы видим, какая книга пользуется спросом, и рекомендуем издательствам, какую литературу надо издавать.

— Существует ли церковная цензура?

— Церковной цензуры нет. Издательский Совет, когда рецензирует книгу, не запрещает ее издавать, а присваивая гриф, дает право данное издание распространять через церковную книжную сеть, т.е. она может распространяться через приходы, монастыри, церковные книжные магазины. Задача рецензирования заключается в том, чтобы человек, приобретя книгу в храме, не получил духовный вред от ее содержания. В церковных книжных лавках должна быть качественная православная литература, которая приносила бы пользу человеку.

Наш гриф дает возможность всем изданиям — не только церковным, но и светской художественной литературе — распространяться через церковную книжную сеть. Мы обращаем внимание на нравственную составляющую рецензируемых книг. Помимо этого, Издательский Совет занимается поверкой текстов акафистов святым, молитвословов. Во многих церковных изданиях 90-х годов присутствуют ошибки, и их мы исправляем.

Поэтому если Издательский Совет и влияет на церковный книжный рынок, то это только исполнением нашей непосредственной задачи: экспертизой и присвоением грифа изданиям, подаваемым на рецензирование.

— Имеется ли в Русской Православной Церкви отлаженная система распространения издательской продукции?

— Да, такая система есть. В первую очередь, это православные книжные магазины, приходы и монастыри. Но, так сказать, единого «книготорга» нет. Каждое издательство имеет свою систему и каналы распространения. Широкая система распространения есть у Сретенского и Свято-Данилова монастырей, издательства «Никея». В каждой епархии также имеются центры по распространению книг в приходах и монастырях. В этой сфере существует здоровая конкуренция издательств, которые предлагают различные выгодные условия поставки, скидки и специальные предложения для каждой епархии.

Большинство оптовых заказов в издательствах и ведущих православных книжных магазинах делается через Интернет и доставляется транспортными компаниями. При этом епархиальные центры книгораспространения играют роль не только коллекторов для комплектования приходских книжных лавок и магазинов, но и являются своего рода методическими центрами, в которых работники с приходов могут получить консультации по книжным новинкам. Для этих целей мы ежегодно выпускаем книжный каталог и ежегодно в Москве проводим круглые столы, на которые приглашаем специалистов из епархий.

— Видите ли Вы проблемы с качеством религиозной литературы, продаваемой не в церковных, а в обычных книжных магазинах? Насколько велика опасность появления на прилавках сектантской и даже религиозно-экстремистской литературы?

— Мы не отвечаем за светский книжный рынок. В любом книжном магазине можно найти отдел религиозной литературы, но что там только не продается! Причем православная книга может стоять рядом с книгами по оккультизму, астрологии, эзотерике, магии, не говоря уже о псевдо-религиозных. Это отпугивает покупателей и уменьшает спрос. Безусловно, светские книжные магазины не зависят от Церкви и вправе сами решать, какую литературу продавать. Но желательно, чтобы в книжных магазинах для православной литературы были специальные отделы.

В Москве мы встречались с руководителями крупных книжных магазинов и обсуждали эту проблему, нашли понимание с их стороны. Многие книжные магазины, когда берут на реализацию себе православные книги, стали обращать внимание на наличие на них грифа Издательского Совета. Было бы полезно, чтобы работники всех светских книжных магазинов при подборе православных изданий обращали внимание на наличие этого грифа. Это будет гарантировать качество изданий.

Всякая религиозная сомнительная и экстремистская литература может появиться там, где отсутствуют профессионалы или там, где небрежно относятся к комплектованию выкладки. Отмечу, что и автор, и издатель, и распространитель должны чувствовать ответственность за свой продукт. Главная задача хорошей книги — принести пользу душе человека.

Журнал «Профиль»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами