Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Нам нужно заботиться о творении Божием  

Нам нужно заботиться о творении Божием
Версия для печати
22 июля 2015 г. 17:27

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз»   18 июля 2015 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

13 июля этого года Священный Синод определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября каждого года. Практика такого особого дня молитвы о природе, об окружающей среде, о творении Божием существовала и ранее в ряде Поместных Церквей — в некоторых из них в качестве такого дня было определено 1 сентября. Но мы знаем, что в России и других странах канонического присутствия Русской Православной Церкви 1 сентября обычно отмечается как День знаний. В этот день верующие школьники, студенты, педагоги, профессора, родители приходят в храм, чтобы попросить благословения Божия на новый учебный год, и поэтому именно первое воскресенье сентября было определенно Священным Синодом как день молитвы за Божие творение.

Был благословлен специальный чин молебна, который теперь будет совершаться каждый год в каждом храме Русской Православной Церкви вот в этот день, в первое воскресенье сентября. В особых молитвах и песнопениях этого молебна говорится о покаянии за те грехи неправильного, варварского, хищнического отношения к творению Божию, которые совершило человечество, и говорится о сохранении этого творения, ныне переживающего вместе с человечеством, и в значительной степени именно благодаря его грехам, многие и многие страдания.

Вот что говорится в богослужебных текстах, включенных в чин краткого молебна о сохранении творения Божия: «Еще молимся о еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны движимый, и не погубити мир сей гладом, жаждею и иными бедами, но сохранити его и нас пощадити, молимтися, услыши и помилуй».

Вот какие слова включены в молитву: «Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.

Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, при Лоте попаливый мерзости Содомския и Гоморрския и очистивый Землю Обетованную от скверн их! Даруй исправление извращенным и стропотным умам и сердцем человеческим, да познают путь Твой».

Такими вдохновенными словами Церковь будет молиться и об оставлении грехов, и об исправлении нашей жизни, и о том, чтобы праведный, справедливый Божий гнев не был наслан на нас так, как он был наслан на Содом и Гомору, и о том, чтобы сохранилось творение Божие, которое сегодня испытывает вместе с человеческим родом многие страдания и скорби.

Священный Синод также принял особый документ, который также касается экологической проблематики — это «Методические рекомендации об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности». Он развивает положения целого ряда документов, которые ранее были приняты Высшей церковной властью. В частности, экологическая проблематика рассматривается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Несколько позже был принят документ под названием «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». И сейчас мысли и конкретные предложения, изложенные в этих документах, предложены к осуществлению на уровне общецерковном — так, значительная часть общецерковной экологической работы поручена Отделу Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, — и на уровне епархий, благочиний, приходов.

В документе указано, какие виды деятельности предлагаются нашим церковным институтам — от епархиального и общецерковного уровня до уровня прихода — для того, чтобы принять деятельное и интеллектуальное участие в поиске ответа на те экологические вызовы, которые сегодня переживают страны канонического пространства Русской Церкви и страны, где православные христиане присутствуют в качестве диаспоры.

В документе говорится: «Мир есть творение Божие, данное в удел человеку, дабы он хранил и возделывал его, владычествовал в нем. После грехопадения Земля была проклята за грех прородителей и человек стал добывать пропитание тяжкими трудами. С момента наступления промышленной эпохи человечество стало причинять мировой окружающей среде значительный урон. Мир поставлен на грань глубокого экологического кризиса, когда естественная регенерация природы по своим темпам не может обойти негативное воздействие человеческой деятельности».

Многие спросят: почему Церковь говорит об экологии? Разве это не часть светских дискуссий и дебатов, к которым верующие люди, согласно позиции некоторых общественных деятелей и некоторых публицистов, не должны иметь отношение? В документе очень ясно говорится, что наше участие в заботе о творении Божием, наши суждения по экологически значимым темам — это часть нашей веры и часть нашей жизни по вере. Наша экологическая озабоченность прямым образом проистекает из того, что мы христиане, из того, что мы хотим именно как христиане жить, говорить, действовать.

И Церковь, конечно же, понимает, что экологические проблемы нельзя разрешить лишь мелкими делами, отдельными экологическими акциями — субботниками и иными локальными поступками. Все эти поступки очень хороши, и их нужно осуществлять, но нужно и называть — прямо, пророчески, иногда обличительно — те глобальные общественные и экономические тенденции, которые порождают экологический кризис. Говорить о причинах важно. Мы не можем своими малыми делами их устранить, но мы можем их назвать и добиться того, чтобы наш голос был достаточно слышим.

Вот что об этом говорится в документе, принятом Священным Синодом: «Церковь видит корни экологических проблем в оскудении нравственной и культурной стороны жизни общества — человечество стало потреблять природные богатства в значительно большей степени, чем это необходимо для благополучного существования. Неумеренность, алчность, стяжательства, бескультурье являются прямыми источниками нынешней сложной экологической ситуации в мире».

Мы должны говорить правду о том, что является причиной нынешних экологических проблем — это человеческий грех, неправедно устроенная общественная система, в рамках которой материальные блага, часто в значительной степени превышающие по своему объему и характеру то, что реально нужно человеку, объявляются единственной ценностью, а прекрасный созданный Богом мир, в том числе живые существа, населяющие этот мир, объявляются чем-то малозначимым. При этом иногда лицемерно обращается внимание на локальные экологические проблемы, которые могут быть выгодно использованы против того или иного государства или использованы в коммерческой борьбе, но очень мало говорится о глубинных причинах экологического кризиса.

В связи с этим, кстати, в документе сказано следующее: «Существует большое многообразие форм экологической и природоохранной деятельности, однако не всегда Церкви уместно в них участвовать. Для отдельных представителей политической элиты или лиц, стремящихся войти в эту социальную категорию, экологические акции могут быть лишь инструментом общественного позиционирования и манипулирования рейтингами популярности у населения».

Церковным общинам не нужно участвовать в тех экологических проектах, программах, кампаниях, которые явно имеют целью политическую выгоду или коммерческую борьбу, а такое случается достаточно часто. Но по умолчанию, в качестве нормы предлагается открытость к экологическим инициативам и возможность осуществления православными общинами собственных инициатив такого рода. В документе епархиям предлагаются следующие приоритетные формы и направления экологической деятельности: проведение общеепархиальных субботников и других массовых мероприятий для привлечения внимания общества к вопросам экологии, проведение молодежных акций с привлечением волонтеров, проведение конференций и других дискуссионных мероприятий на темы церковного отношения к проблемам экологии, проведение мероприятий в день молитвы о Божием творении в первое воскресенье сентября, а также в иные памятные даты (день памяти святых Флоры и Лавра — православный день ветеринара, день изнесения Честных Древ Креста Господня, когда совершается молебен о сохранении лесов). Предлагается также участие прихожан храмов епархии в экологических мероприятиях, организованных федеральными и территориальными органами государственной власти, проведение обучающих семинаров и курсов для молодежи по темам экологической культуры.

Как вы видите, предлагается достаточно большое разнообразие возможных форм деятельности. Особо подчеркивается, что в этой работе должны принимать участие молодежные и волонтерские церковные сообщества — а они сегодня во многих епархиях достаточно сильны. И особенно важно уже в ближайший день молитвы о Божием творении, в первое воскресенье сентября, подумать о том, что можно было бы провести в наших епархиях, наших приходах, силами нашего духовенства, наших мирян, в том числе составляющих православные общественные объединения.

В документе говорится о том, что на приходе могут проходить беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями на экологическую тему. Предлагается включение темы экологической деятельности в просветительскую программу прихода, проведение экологических акций, субботников, посадки деревьев, детских мероприятий, акций по утилизации вредных отходов, участие прихожан в экологических акциях регионального и районного уровней, освещение приходских экологических мероприятий на интернет сайтах в приходах, в блогах и социальных сетях, создание, где возможно, приходской природоохранной группы или, по согласованию с благочинным или епархиальным ответственным за экологическую работу, участие в деятельности светских экологических организаций.

Итак, вариантов деятельности и ее направлений достаточно много. Всех приглашаю от имени Синодального отдела, который будет головным в деятельности, связанной с экологией, принимать участие в тех инициативах, которые в ближайшее время будут озвучены, и самим придумывать формы работы, связанные с экологией, и предлагать своим священникам, своим епископам выступать с инициативами перед лицом органов государственной власти, предлагать взаимодействие светским экологическим организациям, которых сегодня достаточно много.

Будем надеяться, что вместе нам удастся не просто сказать, что христиане думают об экологическом кризисе и о путях его преодоления, но и сделать что-то для того, чтобы Божие творение — окружающая нас природа, животные, растения, и весь созданный Богом мир — чувствовали не только скорбь от совершаемого нами греха, но и наше участие в жизни природы, участие, облегчающее страдания и наполняющее Божие творение полнотой бытия.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru

Материалы по теме

Начался прием заявок на конкурс «Православная инициатива — 2024»

Заместитель управляющего делами Московской Патриархии вручил награды финалистам всероссийского конкурса «Зеленая кисточка»

Представители Московского Патриархата приняли участие в саммите религиозных лидеров на тему сохранения планеты

Стартовала церковная экологическая программа «Древо Жизни» по озеленению городов и сел Казахстана

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Другие статьи

В Луганской епархии оказывают адресную помощь местным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 17 апреля 2024 года)

В Подольской епархии оказали адресную помощь семьям переселенцев с Донбасса и Белгородской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 апреля 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года)

Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года)

85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года)

Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года)

Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года)

В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года)

Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года)