Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Синодальной комиссии по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви, по вопросу о принятии нового Устава Русской Православной Церкви

Версия для печати
9 июня 2008 г. 21:47

Ваше Святейшество, дорогие Преосвященные Владыки!

Позвольте от имени Священного Синода представить Архиерейскому Собору проект исправленного и дополненного Устава Русской Православной Церкви, подготовленный рабочей комиссией под моим смиренным руководством и Синодально одобренный 11 августа этого года. Вкратце поясню историю вопроса и причины, по которым, как представляется, ныне необходимо серьезное изменение Устава.

Действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви, именуемый во взаимоотношениях с гражданскими властями «каноническим уставом», был принят Поместным Собором в 1988 году. Он является первым Уставом такого рода в истории Русской Церкви. В Синодальную эпоху церковное управление осуществлялось на основании «Духовного регламента», в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент» заменили отдельные определения Поместного Собора 1917-1918 годов и, наконец, с 1945 года по 1988 год действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью».

За период с 1988 года жизнь Церкви и государства, а также их взаимоотношения подверглись значительным изменениям. Условия сегодняшнего дня коренным образом отличаются от обстановки, в которой принимался Устав. Первым законодательным актом, отразившим перемены, стал Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в октябре 1990 года. Этот закон существенно расширил права Церкви, положил конец тотальному государственному контролю за ее деятельностью, дал возможность возродить прежде запрещенные формы ее служения. Церкви были предоставлены права юридического лица и было разрешено становится собственником используемого ею или передаваемого ей имущества. Было возвращено и право заниматься производственной и хозяйственной деятельностью.

В том же октябре 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят практически аналогичный Закон «О свободе вероисповеданий», который с незначительными изменениями действовал 7 лет. Его заменил Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Он вступил в действие в октябре 1997 года и сейчас является основным нормативным актом, регулирующим внешнюю жизнь Церкви в России. Примечательно, что в преамбуле этого Закона государство признало особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Свои законы о религии, учитывающие национальные особенности, были приняты после распада СССР в странах Содружества Независимых Государств и Балтии, территория которых составляет каноническую территорию Московского Патриархата. Само образование этих государств и развитие их внутреннего устройства существеннейшим образом повлияло на жизнь Церкви.

Ныне требуется дать более четкое определение канонической территории, так как в действующем Уставе это ставится в зависимость от границ СССР. Посему ряд положений Устава приведен в соответствии с выработанными определениями того, что относится к канонической территории, а что к диаспоре. Изменился статус церковных образований в странах Содружества Независимых Государств и Балтии. Возникли самоуправляемые церковные округа, действующие на основе и в пределах, определяемых Патриаршим Томосом. К таковым относятся Украинская Православная Церковь, Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь. Имеется Белорусский Экзархат, расположенный на территории Республики Беларусь и именуемый также Белорусской Православной Церковью. В соответствие с этой реальностью приведены все элементы взаимоотношений указанных канонических подразделений и Высшей церковной власти.

За последние десять лет возникли новые Синодальные учреждения, которые ведают кругом общецерковных дел, входящих в их компетенцию. Определился порядок деятельности Московской Патриархии как учреждения Русской Православной Церкви, объединяющего структуры, непосредственно руководимые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Эти вопросы учтены в новой редакции Устава.

Канонические подразделения Церкви, получив статус юридического лица, стали полноправными субъектами права. В своих гражданских правоотношениях они руководствуются гражданскими уставами, которые определяют цели и задачи их деятельности. Священный Синод за последние два года утвердил типовые уставы епархий, приходов, монастырей, подворий и других церковных подразделений. В уставах определены структура и порядок формирования этих подразделений, органы управления ими и компетенция последних, порядок владения церковным имуществом. Отражены и иные положения, влияющие на жизнедеятельность канонических подразделений. Принят гражданский Устав Русской Православной Церкви, где закреплен ряд положений, касающихся внутрицерковного устройства и управления. Эти положения также учтены в новой редакции Устава.

Существенной переработке подвергнута глава Устава «Духовные школы» ввиду появления школ нового типа, нахождения учебных заведений в епархиальном подчинении и на епархиальном финансировании.

Учитывая, что глава «Финансы и имущество» Устава от 1998 года практически не предполагала возникновения сферы производственной и предпринимательской деятельности Церкви, ее учреждений и созданных ими предприятий, в эту главу внесены соответствующие дополнения. Она также дополнена основанным на каноническом праве определением отношения к церковному имуществу. Предлагается ясно обозначить, что все имущество, используемое религиозными организациями Церкви, является имуществом Русской Православной Церкви. Это положение закреплено в гражданском Уставе Русской Православной Церкви и уставах канонических подразделений.

Предлагается более четко и конкретно прописать юрисдикцию и деятельность церковного суда, определив его компетенцию и порядок разрешения церковных споров. Проект Устава предполагает введение суда трех уровней – епархиального, общецерковного и суда Архиерейского Собора, с соответствующим распределением компетенций.

Глава Устава «Пенсионное обеспечение» приведена в соответствие с действующим законодательством России и других стран, где находятся канонические подразделения Церкви.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, в ныне действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви предлагается внести целый ряд изменений, присвоив ему наименование «Устав Русской Православной Церкви».
 

***

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2000 года

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых

Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной богословской комиссии

Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия

Доклад митрополита Солнечногорского Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии, о деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в межсоборный период (1997-2000 гг.)

Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви

Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде

Доклад архиепископа Бронницкого Тихона, председателя Издательского Совета Московского Патриархата, главного редактора Издательства Московской Патриархии

Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата

Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Всецерковного православного молодежного движения Московского Патриархата