Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Люди пишут в Церковь о проблемах общества

Версия для печати
21 августа 2015 г. 13:19

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 15 августа 2015 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно вас приветствую.

По уже складывающейся традиции скажу несколько слов о письмах, которые приходят в Русскую Православную Церковь и которые связаны с разными общественно значимыми проблемами.

Пишет Совет потребителей услуг ЖКХ города Жуковский Московской области: «Мы против уничтожения деревьев вокруг наших домов. Деревья — это наши легкие и защитные зоны от выхлопных ядов машин и их возрастающих шумов. Отнять защиту деревьев, расставить парковки на их месте равноценно тому, чтобы сократить жизнь человека. Если это цель, то она бесчеловечна. Машина, какая бы она не была, не может стать ценностью большей, чем человеческая жизнь».

Не секрет, что сегодня во многих городских дворах, на улицах, в зеленых зонах появляются парковки. У людей стало больше машин. В советское время, когда строили городские кварталы, не рассчитывали на такое количество автотранспорта, которое есть у людей сегодня, и поэтому возникает проблема с парковкой. Люди, озабоченные вырубкой деревьев из-за парковок, абсолютно правы. Сегодня есть технологии, которые позволяют строить парковки под домами, устраивать их в рамках того или иного микрорайона так, чтобы люди могли пройти 3-5 минут до этих парковок, но они не находились бы рядом с жилыми домами и не уродовали зеленые зоны. Так что проблема решаема — даже в тех случаях, когда земли в городе немного.

Впрочем, любопытно, что есть организации, именующие себя экологическими и правозащитными, которые выступают резко против строительства храмов и утверждают, что это мешает сохранению зеленых зон, в то время как хорошо известно, что при строительстве храмов по крайней мере на всех тех участках, о которых я знаю (включая спорный участок на Торфянке в Москве), вырубка деревьев либо не планировалась и не производится, либо вырубалось какое-то очень небольшое количество деревьев с обязательным последующим компенсационным озеленением данного участка. На одном из участков, который мне хорошо известен — в Гольяново — было вырублено 2-3 хилых, чахлых кустарника и вместо них будут скоро посажены полноценные деревья. Удивительно что люди, которые сегодня буквально с пеной у рта обвиняют Церковь, своих верующих сограждан в том, что они якобы мешают строительством храмов сохранению озелененных территорий — в то время как речь идет часто о пустырях или о местах, в которых просто растет трава, — в то же время не замечают боли и озабоченности тех, кто говорит о строительстве парковок там, где когда-то росли деревья.

Более того, известно, что во многих местах, где местные жители или политизированные группы выступают против строительства храмов, совсем недавно были построены многоэтажные дома — так называемое элитное жилье, были построены коммерческие учреждения, и те организации, которые сегодня так жестко выступают против строительства храмов, напрочь молчали по поводу этих новых строек. Будем надеяться, что наши экологи будут честны, будут оценивать экологическую угрозу не на основе своих мировоззренческих или политических пристрастий, а на основе реального масштаба существующей проблемы, и будут прислушиваться ко мнению людей, которые сегодня говорят: «Лучше деревья, чем машины». Интересно, что в некоторых случаях люди, выступающие против строительства храмов, выступают как раз за парковки, и им стоит особенно прислушаться к позиции жителей города Жуковского, которые написали письмо в Русскую Православную Церковь.

Еще одно письмо процитирую подробно и несколько раз. Нина Константиновна Липина из Йошкар-Олы, столицы Республики Марий-Эл, пишет о состоянии медицины в этой республике, но ее слова относятся ко всей России — по крайней мере России сельской, удаленной от больших городов. Вот что пишет Нина Константиновна: «Рожать женщины со всех районов республики должны ехать на попутном транспорте в город, где на базе старого здания родильного дома 1950-х годов постройки открыли перинатальные центры». Недавно рассказывалось о том, как роженицу не поместили в больницу, поскольку ее привезли не на скорой помощи. А в данном случае проблема еще более тяжела: людям действительно нужно ехать на попутном транспорте за многие десятки километров, потому что медицинские учреждения на селе сегодня либо закрывают, либо они находятся в ужасающем состоянии. После того как ребенок родился, возникают новые сложности. Нина Константиновна пишет: «Со своим новорожденным женщина едет в деревню, где нет ни одного медработника». И, к сожалению, таких историй можно привести очень много — не только из Республики Марий Эл, а и из значительнейшего числа наших населенных пунктов.

И дальше автор письма добавляет: «Очень большая алкоголизация и наркоманизация существует в России. В квартирах круглосуточно торгуют техническим спиртом, в киосках продают тоник с красным перцем, настойки боярышника, ромашки, тоже круглосуточно, и Роспотребнадзор все это разрешает». Здоровье народа находится под серьезной угрозой. Приходилось уже говорить о том, что в Москве закрылось значительное количество больниц, и против этого протестовали врачи и пациенты. В сельской местности дела обстоят, как видно из письма, еще хуже, и возникает серьезнейший вопрос: почему мы, до сих пор называясь социальным государством, идем по пути, который предлагается нам странами, где идею социального государства отвергают? В первую очередь речь идет о США, где доминирует принцип «каждый сам за себя». Забота о человеке должна ставиться выше любых экономических представлений, любых общественных схем, которые когда-то кто-то объявил успешными, но которые на самом деле достигли успеха не за счет свободного экономического развития, а за счет политического и военного диктата, сделавшего возможным для носителей и приверженцев этих схем одержать победу над другими вариантами экономического и социального развития — в частности, над тем вариантом, который предлагал Советский Союз и который пользовался достаточно большой поддержкой в мире.

Сегодня нужно иметь смелость по-новому взглянуть на соотношение интересов простого, «маленького» человека и тех макроэкономических схем, которые у нас 25 лет назад почему-то были объявлены безальтернативными. Заметим и такую важную вещь, очень важную для России и для всех стран исторической Руси: население в маленьком городе исчезает, когда исчезают работоспособные, эффективные медицинские учреждения, исчезают достойно обустроенные школы, сокращается транспортная инфраструктура (вспомним ту же проблему электричек). Это самым стремительным образом приближает смерть русского села и смерть русского маленького города — так же как и любого населенного пункта, расположенного в других странах исторической Руси. Именно поэтому, если мы хотим сохранить присутствие нашего народа в тех местах, куда он очень непросто пробивался в течение многих веков истории, нам нужно сделать так, чтобы и медицина, и образование, и транспорт, и культура присутствовали в каждом населенном пункте, в каждой деревне, в каждом селе. Недавно было сказано о том, что мобильная связь должна прийти в каждую российскую деревню. Будем надеяться, что вслед за решениями, касающимися связи, будет пересмотрена государственная политика в отношении медицинской помощи, в отношении образовательной деятельности и иных сфер общественно значимой деятельности в малых городах и селах.

Недавно поступило еще одно письмо из Курской области: женщина жалуется, что ее дочь, которая живет на хуторе, не имеет возможность ходить в школу. Ее отказываются возить на автобусе в ту школу, которую она выбрала, и предлагают другую, расположенную ближе, но, очевидно, имеющую худшее качество обучения. Вот так даже в богатые области, которые находятся не так далеко от столицы, в исторически очень зажиточном черноземном регионе, возникает проблема с получением образования. Если эта проблема не окажется решена, люди вправе будут спросить государственное руководство о том, со сохраняется ли наше государство как социальное, а именно об этом сказано в российской Конституции.

Люди продолжают обращаться с письмами в связи с решением о сожжении продуктов, которые не могут ввозиться в Россию в связи с тем, что наша страна ответила на принятые в ее адрес санкции. Вот поступило письмо от Светланы Васильевой Холмогоровой из Москвы. Автор письма пишет: «В стране миллионы бедствующих людей. Страшно и стыдно видеть уничтожение продуктов». Приходилось уже говорить о том, что идея передачи этих продуктов бедствующим людям в разных регионах страны или тем, кто сегодня претерпевает страдания в Донецкой и Луганской областях, — это очень красивая, нравственно обоснованная идея. Будем надеяться, что эта идея пробьет себе дорогу в жизнь и одновременно не станет лазейкой для легализации продуктов, ввоз которых в Россию нелегален. И, конечно, эту идею нельзя использовать для того, чтобы кормить кого бы то ни было отравленными или тухлыми продуктами. Однако обратим внимание и на то, что не менее нравственно обоснованным является стремление нашего народа, а также его государственного руководства сохранить свободу народного волеизъявления, выбора исторического пути от того наглого политического давления, которое сегодня оказывается на Россию, в том числе через экономические санкции. Мера оказалась действенной — поставки нелегальных продуктов сократились, давление на Россию оказывается бессмысленным и бесполезным, и способность сохранять свою самостоятельность, свой настоящий суверенитет, способность не жить ни под чьим диктатом сегодня не менее важны, чем забота о страдающем или нуждающемся человеке. И вот это стремление сохранить способность быть самими собой сегодня в значительной степени удается отстоять, в том числе и через противодействие поступлению в Россию нелегальных продуктов.

Поступают письма, и в немалом количестве, от разных людей в связи с новым отказом властей города Москвы обеспечивать бесплатными билетами на городской транспорт пенсионеров и инвалидов, которые не имеют электронной социальной карты москвича. Процитирую одно из коллективных обращений: «Гражданин получает право на льготу в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе (инвалид, пенсионер), а не в соответствии с наличием или отсутствием социальной карты москвича, или, как в будущем, они намереваются заменить ее на еще более незаконную универсальную электронную карту (УЭК). Поэтому требуем рассмотреть вопрос о предоставлении полагающихся нам льгот не по социальной карте москвича, а по иным имеющимся у нас документам (пенсионному удостоверению, паспорту, свидетельству тождественности личности по фотографии и так далее)».

Приходилось обращаться в органы власти города Москвы и получать положительные ответы. В свое время была введена практика выдачи билетов в отдельных пунктах по предъявлении паспорта или иного документа, а также, документов, которые подтверждают отнесение человека к категории пенсионеров или инвалидов. После какого-то времени эта практика была прекращена, и снова пришлось обратиться к мэру Москвы с просьбой о разъяснении сложившейся ситуации и о том, чтобы люди имели все-таки возможность получать положенные им льготы не потому, что у них есть тот или иной документ, а потому, что они являются по определению льготниками и являются жителями города Москвы. Будем надеяться, что к позиции этих людей, которых в Москве достаточно много, будет проявлено внимание.

Будем надеяться, что голос простого человека будет всегда слышен не только в Церкви, но и в тех кругах, от которых зависит принятие политических, экономических, государственных и иных общественно значимых решений, то есть решений, которые затрагивают каждого человека, в том числе людей, которые сегодня высказывают свою боль, свою озабоченность, свое стремление разрешить те или иные проблемы, которые люди считают важными.

Патриархия.ru

Материалы по теме

В Бонне состоялся XVIII российско-германский Форум гражданских обществ «Петербургский диалог»

Председатель Синодального отдела по социальному служению освятил детскую поликлинику № 86 в Москве

В Германии прошел международный форум «День православного волонтера»

Председатель Синодального отдела по благотворительности провел встречу с ректорами медицинских вузов

Митрополит Волоколамский Иларион: Для России христианство — это феномен не прошлого, а настоящего, а также основа для будущего [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: События на Украине свидетельствуют о нежизнеспособности структуры, созданной Патриархом Варфоломеем [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Школьники должны знать Библию, Тору и Коран хотя бы как выдающиеся литературные произведения [Интервью]

В Екатеринбурге на месте снесенного исторического собора проходит выставка «Храм в сердце и памяти. История Екатерининской горной церкви»

Патриарший визит в Вологодскую митрополию. Посещение интерактивно-познавательного центра «Зеленая планета». Закладка Екатерининского храма на территории АО «Апатит» в Череповце

Святейший Патриарх Кирилл посетил интерактивно-познавательный центр «Зеленая планета» в Череповце

В Тегеране завершилось одиннадцатое заседание совместной комиссии по диалогу «Православие-Ислам», посвященное проблемам экологии

Председатель Синодального отдела по делам молодежи выступил на круглом столе «Экологическое образование и патриотическое воспитание»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Генеральный секретарь Движения православной молодежи Антиохийской Православной Церкви провел в Москве ряд встреч с представителями Русской Православной Церкви

Заявление Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ [Документы]