Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Максим Козлов: Приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию

Протоиерей Максим Козлов: Приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию
Версия для печати
4 сентября 2015 г. 09:50

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов рассказал о том, что нового ожидается в жизни семинарий в 2015/2016 году, о Едином учебном плане, семинарах для преподавателей, инспекционных поездках и других направлениях деятельности Учебного комитета.

— Отец Максим, что принципиально новое ожидает высшие учебные заведения Русской Православной Церкви в этом учебном году?

— Нынешний учебный год будет особым для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви главным образом в том отношении, что все они переходят на преподавание по Единому учебному плану бакалавриата, который утвержден Высшим Церковным советом и Священным Синодом.

Этот переход осуществляется после многомесячной подготовки, в ходе которой были разработаны соответствующие нормативные документы, рабочие программы, фонд оценочных средств и другие необходимые документы для полноценного начала учебного процесса. 

— Кто разрабатывал Единый Учебный план? 

— Достаточно большая группа специалистов наших ведущих духовных школ — МДА, СПбДА, ПСТГУ с учетом реалий системы нашего духовного образования в целом и с пониманием того, на что можно замахнуться. 

— В соответствии с Единым учебном планом теперь будут заниматься студенты всех курсов семинарий? 

— Мера глубины погружения в этот учебный план оставлена на усмотрение учебного заведения. Одни набирают по Единому учебному плану только предварительный курс, продолжая доучивать старшие курсы по прежним программам. Большая часть будет строить учебный процесс в соответствии с Единым учебным планом на нулевом и первом курсах. Некоторые продвинулись даже до второго и третьего курсов, имея в виду выравнивания, досдачу и дочитывание курсов, которые не вполне совпадали с Единым планом. Это те учебные заведения, в которых учебных план и так несильно отличался от того, который принят теперь для всех. 

В прошлом учебном году и летом Учебный комитет проделал большую работу по согласованию учебных планов, провел обучающий семинар, и его материалы также были выложены на портале Учебного комитета, так что есть все основания с оптимизмом смотреть в наступающий учебный год и какие бы трудности переходного периода сейчас ни пришлось нам пережить, думаю, мы сможем выполнить задачу, однозначно поставленную священноначалием. И дело тут не только в административном усердии. 

Реализация этой задачи позволит нам приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию и, главное, к тому, чтобы во всех наших заведениях реализовывался единый образовательный стандарт. 

— Будет ли осуществляться контроль за тем, насколько на практике реализуется Единый учебный план, особенно в тех семинариях — видимо, в основном провинциальных — в которых до этого года учебные программы существенно отличались от нынешнего Единого плана? 

— Во-первых, я бы сразу ушел от определения «провинциальные семинарии» в целом. У нас есть очень сильные духовные школы, и еще вопрос, не опережают ли они те, которые являются столичными. Напомню, что сегодня у нас имеют аккредитацию три формально не центральные семинарии — Смоленская, Пензенская и Саратовская, так что в некотором смысле их можно назвать флагманами высшего духовного образования, а нашим академиям еще предстоит подтянуться к требованиям аккредитации. Надеемся, что в этом учебном году они справятся с этой задачей. 

Что касается контроля, он будет осуществляться одновременно с консультативной и методической поддержкой как в просто рабочем режиме — нам всегда можно позвонить и написать — так и в рамках плановых инспекций, которых на этот учебный год запланировано около полутора десятков. Мы будем проверять результаты — то есть дистанционно присутствовать на экзаменах и защитах квалификационных работ частично во время зимней сессии и полностью в летнюю сессию. 

— Какие семинарии будут контролироваться во время зимней сессии? 

— Тактически было бы неправильно сейчас дать эту информацию, потому что одних бы это излишне расслабило, а в других создало излишнее напряжение. Скажу, что будут проверяться семинарии из всех групп — и лучшие, и худшие. Пристальное внимание будем уделять семинариям, которые расположены внизу нашего рейтинга. 

Также будем запрашивать те или иные документы и проверять соответствие реальности преподавания тому, что написано в рабочих учебных программах. Это не разовая кампания по «закручиванию гаек», а выведения уровня взаимодействия между Учебным комитетом и семинариями на тот уровень, на котором оно должно быть. 

— Что в этом году планируется в связи с трансляциями лекций? 

— Это направление работы развивается непросто. Опыт трансляции собственно лекций, который мы планировали скорее как стартовый, обкаточный этап системы дистанционного образования, естественным образом исчерпывается. При сегодняшних информационных технологиях чрезвычайной востребованности в нем нет. Экономические и организационные возможности для организации полноценной системы дистанционного образования имеют только некоторые учебные заведения, например, ПСТГУ. 

Несомненно, будет вестись подготовительная работа, чтобы мы приблизились к реализации еще одной важной задачи. Сектора заочного обучения в том виде, в котором они существовали раньше, есть некоторый атавизм. Если не в ближайшей, то среднесрочной перспективе необходимо переходить от заочного обучения к дистанционному в тех или иных формах. Соответственная работа будет вестись. 

— 1-2 апреля 2015 года под эгидой Учебного комитета прошла первая программа повышения квалификации преподавателей библейских дисциплин, предусмотренных церковным образовательным стандартом и государственным стандартом подготовки теологов. Подобные семинары ожидаются и в нынешнем учебном году? 

— Да, в этом учебном году запланирован еще один семинар по библеистике и семинар по литургике. 

— Какие еще мероприятия запланированы? 

— Из мероприятий, которые затронут все наши учебные заведения, есть утвержденная Синодом программа, связанная с 1000-летием русского присутствия на Афоне. Мероприятия пройдут в семинариях, но это единая и согласованная программа. Учебный комитет так или иначе согласовывал параметры этих мероприятий и будет требовать отчет, смотреть, насколько все сошлось. 

На базе ПСТГУ (как флагманского в этом отношении вуза) планируется проведение семинара по обобщению опыта преподавания новейший истории в плане изучения подвигов новомучеников. После решения Архиерейского Собора 2011 года, специальный раздел по изучению подвига новомучеников введен в новейшую историю нашей Церкви, пора обобщить опыт преподавания и, может быть, сформулировать соответствующие методические рекомендации. 

— Работа по открытию новых центров подготовки приходских специалистов будет продолжена? 

— Да, это одно из важных направлений нашей работы. На данный момент существует уже почти два десятка таких центров, которые получили церковной представление, и мы будем осуществлять контроль за их функционированием. Центры при МДА и в Кузбасской митрополии были проинспектированы группой членов Межведомственной комиссии. Эта работа находится на контроле ВЦС, промежуточный отчет о деятельности центров представляется практически на каждом заседании ВЦС. 

— Как продвигается работа по составлению промежуточного рейтинга семинарий и когда можно будет с ним ознакомиться? 

— Работа над промежуточным рейтингом завершена. Полный цикл инспекций завершится в конце следующего учебного года, года все семинарии пройдут вторую инспекционную проверку. Тем не менее, у нас есть все основания для выстраивания нынешнего рейтинга. Он представлен Святейшему Патриарху, и теперь можно ожидать его публикации. 

Отдельно хотелось бы еще и еще раз выразить благодарность Фонду просвещения «Мета» за работы, проведенные по подготовке комплекса помещений Учебного комитета в Андреевском монастыре, которые, конечно, расширили технические и организационные возможности его функционирования как синодального учреждения.

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

Вышел в свет первый номер нового научного журнала «Вестник Барнаульской духовной семинарии»

В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла конференция «Равноапостольный Николай Японский и миссионерское служение Русской Православной Церкви»

В Центре Императорского палестинского общества в Москве прошла презентация собрания трудов равноапостольного Николая Японского

Воронежская духовная семинария получила государственную лицензию на ведение образовательной деятельности по направлению «Теология» (магистратура)

Ярославская духовная семинария получила аккредитацию на осуществление образовательной деятельности по программе подготовки церковных специалистов в области приходского просвещения

В Москве состоялась презентация выставки «Искусство христианской Армении»

В Московской духовной академии прошли I Павлиновские чтения

В Екатеринбурге состоялось пленарное заседание XII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: Мы расслабились, прежде всего духовно

Исследование канонического права как способ погружения в историю: протоиерей Сергий Звонарев о выходе новой монографии

«Произволяющий способен…». Ректор ОЦАД протоиерей Максим Козлов о перспективах развития вуза

«Не пропагандист, и не военный, а духовник...». Ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов рассказал о подготовке военных священников

Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее

Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»

А.Е. Акопян о книге «Введение в арамеистику и сирологию»

Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...»

Игумен Петр (Еремеев): Восстановить архитектурный ансамбль монастыря порой проще, чем создать условия для развития монашеской общины

Игумен Петр (Еремеев): Работа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих востребована и имеет положительный результат