12 сентября в Санкт-Петербурге отметят один из главных праздников северной столицы — день перенесения мощей святого князя Александра Невского. В интервью изданию «Петербургский дневник» епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры, рассказывает о значении этого события в истории города.
— Владыка, почему именно день 12 сентября стал петербургским общегородским праздником?
— Этот праздник — возрождение исторической даты, установленной еще в XVIII в. Все императоры поддерживали ежегодное праздничное событие, прервавшееся лишь в советское время. День перенесения мощей святого князя Александра Невского — один из главных для самого Петербурга, поскольку святыня, перенесенная сюда Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы через несколько лет после ее основания. Этот факт позволяет нам и сегодня называть праздник государственно-церковным, а не сугубо церковным — указ Петра I о праздновании 12 сентября дня памяти небесного покровителя Петербурга придал торжествам статус общегородских. Таким образом, у святого Александра Невского два главных дня поминовения. В церковной традиции основной, конечно же, день преставления святого князя — 6 декабря, а 12-е мы отмечаем не только в храме, но вместе со всем городом.
— Как начался процесс возрождения этого праздника? Насколько сложным это было в современном Петербурге?
— Возрождение праздника состоялось еще в сентябре 2002 года — тогда идею поддержали ветеранские организации, правительство города. Конечно, делясь с общественностью идеей о возрождении шествия, я понимал, что мы столкнемся с трудностями разного рода. Трудностями не с точки зрения противодействия со стороны атеистов или борьбы против Церкви, а с той точки зрения, что Невский проспект — главная артерия города. У нас самих было много вопросов — как сделать так, чтобы ход не создал напряжений и неудобств?
Я очень благодарен руководству города: идея была поддержана сразу, но на ее грамотную совместную реализацию ушло время. Только взвесив все "за" и "против", тщательно подготовившись в 2013 году к 300-летнему юбилею Александро-Невской лавры, было решено возобновить общегородское шествие в день перенесения мощей святого князя. Тогда мы не помышляли о том, что ежегодный праздник будет проходить в таком масштабе. Только посмотрев на результаты, на тысячи людей, принявших в нем участие, мы поняли, что это действительно необходимо. К чести ГАИ, МВД, все прошло просто прекрасно.
— Этот праздник не только церковный, но и городской. Как Церковь относится к тому, что в нем принимают участие невоцерковленные люди?
— Разумеется, мы ни от кого не требуем справки о крещении. Мы убеждены, что в этом шествии может принять участие каждый. Конечно, основу будут составлять прихожане храмов, церковные люди. Но к шествию могут примкнуть и те, кому дорога история, кто любит свой город, ратует за то, чтобы добрые традиции были восстановлены.
Если человек пришел только ради того, чтобы почувствовать единение, почувствовать, что он не один, — это прекрасно. Даже некоторые мусульмане говорили мне о том, как хорошо они себя чувствовали в шествии, как ощущали его мощную силу.
У праздника есть девиз — «Вера. Традиции. Единство». Вера касается церковных людей или тех, кто на пути к Церкви. Традиция касается тех, кто изучает и любит историю. Единство — для всех, оно является основой нашей государственности. Личное дело каждого — остаться на молебен или нет. Ведь количество участников крестного хода — это не точный подсчет: сколько стартовало от Казанского собора и сколько финишировало в конце. Это те, кто хотя бы какое-то время прошел вместе с нами по своим личным причинам и получил то, что хотел, — спокойствие в душе, уверенность, силы.
— В чем отличие современного празднования от торжеств середины XVIII в.? Какие люди сегодня идут в молитвенном шествии, что ими руководит?
— Отличие, конечно, в самих людях — это и горожане старшего возраста, и молодежь, которая только приобщается к нашим традициям. Есть и еще одно отличие — во главе крестного хода не будут идти представители царской фамилии, как это было до революции. Я знаю, что некоторые члены правительства Петербурга по собственному желанию в свой выходной пройдут с нами, и на площади Александра Невского нас будут встречать представители руководства города.
Важно помнить, что день крестного хода — еще и день тишины перед единым днем голосования. Мы тщательно следим за тем, чтобы участием в крестном ходе не воспользовались какие-то маргинальные группы, политические активисты. Я обратился к органам внутренних дел, чтобы совместными усилиями мы предотвратили возможные нарушения. В этот день люди должны спокойно подумать. Может быть, это не случайно — участие в таких мероприятиях, как молитвенное шествие, заставляет человека обратить внимание на то общество, в котором он живет. Мы не ставим такую цель, но участие в празднике может стимулировать людей пойти на выборы и проголосовать за тех, кто будет представлять их интересы в государстве.
— В последнее время много говорят о возрождении духовности, строятся храмы, обретают жизнь забытые традиции. Как вы ощущаете этот процесс в Петербурге?
— Духовность — отношение человека к Богу, независимо от того, православный ли он, католик, буддист и так далее. К возрождению духовности я бы не стал относить строительство храмов само по себе. От этого уровень духовности не изменится. Он изменится тогда, когда эти храмы наполнят люди, когда они услышат там что-то о своей душе, об отношении к друг другу, к Богу.
Так же можно сказать и о праздниках. Если человек соблюдает традиции, но ничего не знает о Боге, он просто повторяет то, что когда-то делали предки. Я думаю, что возрождением исторических праздников, основанных еще нашими императорами, Петербургу необходимо показать, что это город прежде всего православный. Он строился как столица Российской православной империи.
Безусловно, у нас прекрасные межрелигиозные отношения, много мероприятий, которые мы проводим вместе, как братья. Но нам, православным христианам, нужно хотя бы в какие-то дни объединиться и показать, что мы вместе, ни в коем случае не с точки зрения превосходства, а по-братски.
На первый крестный ход после перерыва люди смотрели даже с некоторым удивлением — неужели это так много православных идет? Оказывается, много. Но мы не очень любим шуметь, редко собираемся все вместе где-то кроме храма. Важно свидетельствовать свою веру не только по большим праздникам, но помнить, что Православие должно быть нашей жизнью каждый день, каждую минуту.
«Петербургский дневник»/Патриархия.ru