Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крестовоздвижения в Иосифо-Волоцком монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крестовоздвижения в Иосифо-Волоцком монастыре
Версия для печати
27 сентября 2015 г. 23:44

27 сентября 2015 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре в окрестностях подмосковного Волоколамска. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Андрей Юрьевич, губернатор Московской области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником. Сегодня мы празднуем 500-летие со дня блаженной кончины святого преподобного Иосифа Волоцкого. По обстоятельствам, не связанным ни с его житием, ни с другими историческими фактами, мы соединили этот замечательный 500-летний юбилей с праздником Воздвижения Креста Господня, и когда я размышлял, почему так получилось, мне пришли в голову некоторые мысли, которыми я и хочу с вами поделиться.

Крест Христов, как мы слышали сегодня в чтении из послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 1:18-24), для одних был соблазном, для других — безумием. Для иудеев проповедь о кресте была огромным соблазном: как может спасать орудие смерти и вообще, как человека может спасать слабость? Как человека может спасать смерть, да еще и позорная смерть? Мы знаем, конечно, о подвиге мучеников, но ведь с этим подвигом никто не связывает свое личное спасение. Кроме того, мы воспитаны в лоне христианской цивилизации, так что понимаем значение Крестной Жертвы. А чем же была для убежденных в своей правоте иудеев и для надменных эллинов, стоявших на высоте тогдашних философских знаний, эта проповедь о кресте? Она действительно была для одних соблазном, а для других юродством. Но Бог благоволил, по слову того же апостола Павла, юродством, то есть безумием проповеди спасти мир.

Распространение христианства по всему миру — это действительно поразительное явление. Христианство — это вера, которая не основывается на человеческой силе. Ни одно предприятие не может быть успешным, если ему не сопутствуют факторы силы — политической, административной, финансовой, научной. Каждый знает, что если человек игнорирует эти факторы, его замысел потерпит крах, будь то в бизнесе, науке или политике. А христианство существует 2 000 лет, и в его основе лежит не человеческая сила, не человеческая мудрость, а то, что шокировало современников в проповеди апостола Павла, — крест Христов. Но Господь неслучайно сделал юродство силой Своей проповеди, чтобы всем показать: никакая человеческая сила — ни власть, ни деньги, ни образование, ни что-либо другое — не имеет отношения к спасению людей. Бог спасает людей Своей силой, и Он избирает Крест — для одних соблазн, а для других безумие, — чтобы показать, что Его послание миру является не человеческим, а Божественным.

На протяжении истории было много попыток подменить божественную сущность христианства силой человеческой. Такое происходило и в Церкви. Мы знаем, сколь сложной была история христианской Церкви на Западе. Многим западным христианам показалось, что проповедь христианства нужно обязательно облечь в мощь государства, придать Патриарху Запада, Римскому Папе, атрибуты государственной власти. Но никогда и никто не спасался внешней человеческой силой. Такая сила призвана помогать в деле проповеди. Огромная ответственность тех, кто облечен государственной властью, или располагает финансами, или обладает глубоким познаниями, и заключается в том, чтобы, исходя из своих человеческих возможностей, помогать Богу совершать дело спасения, соучаствовать в тайне человеческого спасения. Такое соработничество Господь приветствует и благословляет. Когда в истории нашего Отечества именно так соединялась Божественная воля с человеческой готовностью, тогда особенно очевидным становился эффект синергии Божественного и человеческого. 

Не буду останавливаться подробно на житии преподобного Иосифа, многим из вас оно известно. Отмечу лишь, что был он человеком выдающимся. Еще отроком он поражал всех своей памятью: он знал наизусть почти все Священное Писание, длинные и сложные для запоминания богослужебные тексты. Он обладал феноменальными способностями, но, кроме того, несокрушимой горячей верой. Он был максималист, он хотел сделать все, что только мог, чтобы послужить Богу. Часто его максимализм наталкивался на равнодушие окружающих, в том числе монашествующих. Наверное, они говорили ему, как нередко и мы слышим в нашем окружении: «Тебе что, больше всех нужно? Зачем ты внедряешь такие сложные уставы? Зачем ты требуешь от братии общежитие? Нам так хорошо жить по кельям, независимо друг от друга, и раз в неделю собираться вместе для молитвы. Что ты от нас требуешь?» А он требовал, но оказался непонятым, в том числе и в прославленной обители, в которую пришел, движимый сердечным порывом. Тогда он уединился в своих родных местах, близ Волоколамска, и здесь основал свою обитель в соответствии с тем, как представлял себе путь монашеской жизни.

Но я сегодня хотел сказать не об этом, а о связи между Божественным посланием о смысле Креста и главным делом преподобного Иосифа. В конце XV века в свите литовского князя Михаила прибыл в Новгород некто по имени Захария или Схария. Этот человек обладал несомненными способностями проповедника, был по-европейски образован и стал учить людей, что главным в определении путей человеческого спасения является не учение христианское, не церковная проповедь, а личное понимание человека. То есть человек — мера вещей. Для того чтобы пояснить, что означала эта проповедь, напомню, что в это же время в Европе наступил Ренессанс, Возрождение. Возрождение чего? Возрождение языческой культуры, языческого понимания человека. А это понимание исключало то, чем жили христиане на протяжении полутора тысяч лет, чем жили древние иудеи, осознававшие, что в центре мира — Бог. Главный посыл Ренессанса миру, который многие называют интеллектуальной революцией, и заключался в том, что не Бог, а человек — в центре мира.

А если человек в центре мира, то какая может быть над ним власть в определении его духовного пути, его отношений с Богом? Вот Схария и проповедовал, что Церковь не имеет никакой учительной власти, что каждый может мыслить так, как желает мыслить. Схария отрицал Святую Троицу, ставил под сомнение боговоплощение, не верил в церковные Таинства, не понимал смысла икон. Забегая вперед, скажу, что все эти идеи нашли свое место в западноевропейском протестантизме, причем в самых крайних его проявлениях. И мы знаем, к чему привела Реформация на Западе — она расколола всю западную цивилизацию, расколола Церковь, породила огромное количество конфликтов, включая так называемые религиозные войны, на которые и сегодня ссылаются люди нецерковные, доказывая будто Церковь и вера не могут играть важной роли в обществе. А религиозные войны были порождены теми же идеями, что проповедовал здесь Схария за 20 лет до начала западноевропейской Реформации, и проповедовал сильно, убедительно.

Великий князь Иван III с вниманием отнесся к его проповеди, а вслед за этим последовали конкретные действия: на московский митрополичий престол он поставил еретика — сторонника Схарии, и еще двух еретиков — протопопами или настоятелями, да не простых храмов, а Успенского и Архангельского соборов, что в Московском Кремле. Казалось, чтО же может уберечь Церковь нашу, страну нашу от этой страшной «реформации», которая разрушила бы все религиозные основы жизни, взбудоражила бы людей, создала бы предпосылки для огромного количества разделений, расколов, привела бы к полной потере национальной и религиозной идентичности нашего народа? Власть — за ересь, интеллигенция — за ересь, тогдашнее правительство, дьяки — за ересь…

А кто же против ереси? В будущем святой, а в то время просто игумен Успенского Волоколамского монастыря Иосиф. Обладая мощным интеллектом, прекрасной памятью, замечательной логикой, он пишет книгу «Просветитель», которая камня на камне не оставляет от ереси Схарии. Он находит замечательного союзника — святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, и они вдвоем бросают вызов тогдашней государевой власти. Они поднимают духовенство, народ, верующих людей, и в 1504 году на соборе в Москве ересь Схарии осуждается. Ошибочность этой ереси признает и великий государь Иван III и приносит покаяние.

Иногда противники исторического развития нашей страны говорят нам: «Все ваши беды от того, что у вас не было Реформации». Но мы можем с благодарением преподобному Иосифу сегодня сказать: мы остались такими, какие есть, мы сохранили веру свою, мы сохранили народ свой, мы сохранили Отечество свое, пройдя через страшные испытания революций, именно потому что в далеком XV веке с нами не произошло то, что произошло с нашими братьями-христианами в Западной Европе.

Подвиг преподобного Иосифа мало с чем можно сравнить по его духовным, интеллектуальным и политическим последствиям для всей Святой Руси. Когда мы слышим и сегодня критику в адрес преподобного Иосифа, мы должны помнить, что она происходит от тех, кто критикует Православную Церковь вообще, кому не нравится исторический путь развития Руси, кто хотел бы переформатировать всех нас, подогнав под чужие лекала. Но по милости Божией мы сохраняем свою православную веру, свою национальную идентичность, и в рамках этого духовного и культурного кода развиваем сегодня все свои потенции, все свои силы. И я верю, что только так Россия может существовать как независимое и сильное государство. Когда я говорю Россия, я имею в виду всю историческую Русь, и не дай Бог, чтобы что-то помешало продолжению этого спасительного исторического пути.

Служение преподобного Иосифа было крестоношением. Ведь он бросил вызов тогдашнему образованному миру с его философскими воззрениями, с его политическими концепциями, и вышел победителем, потому что для него главной силой был крест Христов. Он поднял этот крест и донес до конца, и несет его и сегодня пред лицом всех тех, кто хочет омрачить память о великом святом, великом мыслителе, о человеке, внесшем решающий вклад в сохранение Отечества нашего и Церкви нашей.

Вот почему мы так торжественно, в день Воздвижения Креста Господня, совершаем память святого преподобного Иосифа Волоцкого. Его молитвами да хранит Господь державу нашу Российскую, всю историческую Русь, да хранит Церковь нашу, народ наш, молодежь нашу, интеллигенцию нашу в способности оставаться верными тому великому духовному и интеллектуальному выбору, который сделал наш народ в Киевской купели Крещения, которой он остается верным даже до сего дня.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Иверской иконы Божией Матери после Литургии в Новодевичьем монастыре г. Москвы

The Sermon of His Holiness Patriarch Kirill after the Divine Liturgy in the Dormition Сathedral in London

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в новоосвященном Успенском соборе Сурожской епархии

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день преставления прп. Сергия Радонежского с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в храме Архангела Михаила в деревне Белоусово (Новая Москва)

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти прп. Силуана Афонского после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Храме Христа Спасителя