Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Архиепископ Егорьевский Марк: На строительство храма в Страсбурге нужны деньги

Архиепископ Егорьевский Марк: На строительство храма в Страсбурге нужны деньги
Версия для печати
2 октября 2015 г. 15:57

В живописном районе Страсбурга, где сливаются река Иль и канал Марн, в десяти минутах ходьбы от важнейших европейских институтов — Совета Европы, Страсбургского суда по правам человека и Европарламента — год назад был заложен русский храм в честь Всех святых. Он призван стать духовно-просветительским центром и такой же достопримечательностью города, как русские соборы, построенные до революции 1917 года в Париже, Ницце и Каннах. Белокаменная церковь возводится в традициях русской северной шатровой архитектуры, ее высота по проекту 41 метр, ширина 15 метров, длина 30 метров, вместимость 300 человек. Автор проекта — московский архитектор Дмитрий Пшеничников, реализацией проекта руководит французский архитектор Мишель Арнольд. На этой неделе первый архиерейский молебен под сводами строящегося храма совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк. О значимости храма Русской Православной Церкви в Страсбурге, о проблемах и перспективах завершения строительства он рассказал в интервью РИА «Новости». 

— Владыка Марк, год назад Вы заложили здесь, в Страсбурге, храм Всех святых, а сегодня мы уже видим его стены и своды. Когда можно ожидать завершения строительства и освящения храма? 

— Трудно говорить о сроках, когда речь идет о строительстве храма при отсутствии полной финансовой ясности. Фактически строительство началось без определенного понимания, как будут собираться деньги. Тем не менее, слава Богу, мы видим, что, несмотря на существенные сложности с финансированием, строительство храма существенно не задерживалось и за год была сделана большая работа. Хотелось бы, конечно, чтобы через год храм хотя бы снаружи приобрел законченный вид, чтобы были проложены все коммуникации и чтобы возводимый рядом приходской культурно-просветительский центр уже начал действовать. Ну а до полного завершения всех строительных и отделочных работ и освящения храма, думаю, еще далеко, минимум года два.

— А на какие средства сейчас ведется строительство? 

— На средства жертвователей, благотворителей. 

— Жертвователи — это какие-то компании или физические лица? 

— И те, и другие. 

— Преимущественно россияне или местные жители, французы? 

— Основная часть денег идет из России. Есть, конечно, и французские жертвователи, но не крупные. Из опыта строительства храмов в разных странах могу рассказать, что, например, в Испании местная компания пожертвовала полмиллиона евро на строительство нашего храма в Мадриде. 

— Российское государство участвует непосредственно в финансировании? 

— Нет. 

— А сколько стоит строительство храма в Страсбурге? Вы могли бы озвучить сумму, хотя бы примерную? 

— Речь идет сегодня примерно о шести миллионах евро. Если брать сумму строительства, то это получается даже дешевле, чем построить храм в Москве. Во всяком случае, не дороже. Если раньше мы думали, что строить в России дешево, а за границей дорого, то сейчас наоборот. Это объясняется и более мягкими погодными условиями в Страсбурге, и очень высокими ценами на строительство в Москве. 

— Собраны ли уже деньги, необходимые на осуществление озвученных вами планов в Страсбурге — завершение основных строительных работ через год? 

— У нас нет свободных средств. Те небольшие средства, которые в наличии, их нужно уже выплачивать за определенные работы. Мы говорим сейчас о дефиците: нам реально нужны деньги, чтобы не произошло большой задержки в строительстве. И мы призываем всех, кто имеет такую возможность, пожертвовать на строительство храма Всех святых в Страсбурге, на границе Франции и Германии, где находятся важнейшие европейские организации. Призываем принять участие в этом историческом деле. Возведение этого храма — это и символ, и реальная нужда. Здесь немало людей, которые нуждаются в духовном окормлении. У нас в Страсбурге две общины: франкоязычная в составе Корсунской епархии Московского Патриархата и приход Всех святых, который является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Они объединяют не только русских, но и французов, и украинцев, и представителей других национальностей. Приходят самые разные люди, которым нужен свой церковный дом — свой храм. Пока же помещения для богослужений снимаются, и это, конечно, не очень нормально. Для всех будет огромным подарком, когда откроются двери построенного храма. 

— А нынешнее арендуемое помещение, как известно, переоборудованное из бывшего гаража, вмещает всех прихожан? 

— Нет, особенно тесно по праздникам. В Страсбурге и окрестностях сегодня проживает около тысячи человек, которые с той или иной регулярностью посещают богослужения в русской православной церкви. 

— Какова историческая значимость строительства русского храма и культурного центра в Страсбурге? 

— Первоначально этот ставропигиальный приход создавался как некий центр Русской Церкви для взаимодействия с европейскими организациями (с 2004 года действует представительство Московского Патриархата при Совете Европы, которое возглавляет настоятель строящегося храма Всех святых игумен Филипп (Рябых). Есть и приходские нужды русскоязычных людей, которые хотят, чтобы совершалось богослужение православное, на церковно-славянском языке. Людям нужно также приходское помещение — площадка, где они могли бы общаться между собой после богослужений. Это помогает им сохранять связи с родиной. Помимо этого, Страсбург — это центр паломничества, особенно для женщин, которые носят имена Вера, Надежда, Любовь и София. Мощи этих святых мучениц в течение веков покоились здесь — недалеко от Страсбурга, в городке Эшо. У нас возникла новая традиция совершения в Эшо православных богослужений в дни памяти святых мучениц. 

— Культурно-просветительский центр при храме будет служить развитию межрелигиозного диалога и отношений верующих со светским обществом? 

— Страсбург — такой центр, где представлены европейские организации, взаимоотношения с которыми важны для христиан. И здесь необходимо сотрудничество между разными конфессиями по актуальным вопросам современного общества. 

— Вы имеете в виду отстаивание традиционных христианских ценностей в Европе? 

— Мы, скорее, должны свидетельствовать о своих принципах, об опыте межрелигиозного диалога и сотрудничества, который есть в России, говорить о православных подходах к жизни. Церковь не является членом европейских организаций, чтобы «отстаивать», но она призывает прислушаться к ее голосу, учитывать ее опыт. 

— А в каких вопросах, на ваш взгляд, прежде всего сегодня важен церковный подход? Однополые браки, беженцы, межрелигиозные отношения? 

— Последние годы мы видим просто шквал самых разных вопросов, и их количество увеличивается. Мир, общество все-таки слишком далеко сегодня уходят от Церкви. И нужно постоянно говорить о многих фундаментальных вещах. Все имеет значение, что связано с человеком. С одной стороны, тема человека всегда считалась очень важной в Европе, говорилось о приоритете личности. А с другой стороны, в силу той концепции, которая существует сегодня — я бы сказал, концепции «обезбоженного человека», — достоинство самого человека умаляется. В том числе через те темы, о которых Вы упомянули. Раз нет отношения к человеку с христианских позиций, вся существовавшая ранее в Европе система — система представлений о человеке, все то, на чем было основано европейское право, — все это просто рушится. Поэтому вопросы возникают один за другим, и будут возникать. 

— Помимо Страсбурга, русский храм строится и в Париже. Как там обстоят дела?

— Париж — большой город, там достаточно много русских людей и несколько приходов, и русско- и франкоязычных. На то число верующих, которое существует сегодня, в действующем русском храме места абсолютно недостаточно. Дай Бог, чтобы скорее было завершено строительство нового храма, который стал бы значимым и для Парижа, и для всех русских людей. Строительство храма идет достаточно хорошо, основа уже близка к завершению. Но еще много работы впереди. 

— Все ли проблемы с проектом, архитектурой храма, о которых некогда сообщали СМИ, решены к настоящему моменту? И если говорить о сроках окончания строительства, это примерно год или все-таки несколько лет? 

— Все уже утверждено. Надеюсь, понадобится не такой большой период времени на завершение строительства. 

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Венеции открылась выставка «Современная русская церковная архитектура»

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил храм в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» в городе Воскресенске Московской области

В Дивееве прошло заседание Попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей

Митрополит Астанайский Александр освятил новый храм в честь равноапостольной Марии Магдалины и преподобноисповедника Севастиана Карагандинского в Петропавловске

В Дамаске отметили 60-летие Подворья Русской Православной Церкви

Временный управляющий Патриаршими приходами в США прибыл в Нью-Йорк

Председатель ОВЦС совершил Литургию на Подворье Русской Православной Церкви в Каире

Состоялось освящение закладного камня в основание Российского культурного центра и храма Русской Православной Церкви в Сингапуре

Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям встретился с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом

В Москве прошел круглый стол, посвященный 50-летию Общины святого Эгидия

10-летие освящения русского храма в Гаване отметили на Кубе

В Йоханнесбурге отметили 20-летие русского православного прихода в ЮАР

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Терроризм — заразительная идеология

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх претендует на власть над самой историей

Митрополит Волоколамский Иларион: Не раскаявшиеся в своих деяниях раскольники остаются раскольниками, и структура, в которую они войдут, тоже будет раскольнической

Митрополит Волоколамский Иларион: Решение о невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом распространяется и на афонские монастыри

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Действия Константинополя направлены на разрушение основ Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Патриарх Варфоломей несвободен в своих действиях

Священник Игорь Палкин: К фоточудесам отношусь осторожно

В.Р. Легойда: Нам важно научиться работать с блогерами

Священник Александр Волков: Нужно быть открытыми и честными по отношению к обществу

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинополь больше не является лидером мирового Православия