Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. О милосердии, духовной жизни и отношении к инвалидам

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. О милосердии, духовной жизни и отношении к инвалидам
Версия для печати
7 октября 2015 г. 15:21

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ответил на вопросы корреспондента газеты «Петербургский дневник». 

— Владыка, на заседании Совета при Правительстве России Вы предложили ввести в школьный курс ОРКСЭ тему отношения к инвалидам. Иногда инвалид может вызывать противоречивые чувства — страха, брезгливости, пренебрежения. В чем их духовный корень?

— Я думаю, что духовный корень всех человеческих грехов заключается в самолюбии. Человек был создан Богом как живая действующая любовь. Он создан в контексте всего человечества и потому призван любить окружающих. Поэтому, когда человек видит кого-то, кто на него не похож, когда он не находит в другом внешней приятности, появляется настороженность, иногда враждебность. Это бывает и потому, что человек не хочет признать, что в мире есть страдания, несовершенства. Ему хочется создать свой мир, где хорошо и приятно. В советское время инвалидов отправляли в специальные учреждения, прятали от всех. К сожалению, эта тенденция сохраняется по сей день. Нежелание сочувствовать, отсутствие любви и есть причина неприятных ситуаций, которые случаются с людьми с ограниченными возможностями.

— Почему физическое здоровье сегодня возведено в такой культ? Могут ли болезни быть препятствием на пути к истинному счастью?

— Жизнь человека должна быть теоцентрична — то есть должна иметь в центре Бога. Если уточнить — она должна быть христоцентрична, когда в центре находится Тот, Кто пришел на землю и стал человеком, оставаясь Богом. Если в жизни этого нет, приходится искать успокоение в какой-то области бытия, например, в своем теле. Тогда человек говорит: главное — это здоровье. И здесь опять проявляется тот корень всех зол, о котором я говорил, — самолюбие. Конечно, тело нуждается в заботе. Один святой говорил, что тело — это осел, которого, безусловно, нужно кормить, следить за ним, но нельзя посвятить жизнь ослу. Если дать ему волю, теряется самое главное — духовная сторона жизни, обращение к Богу. Отсутствие этой духовной составляющей и делает людей такими, какие они есть сейчас, каким было еще допотопное человечество, которое именно из-за этих пороков прекратило существование. Важно помнить, что человек — духовное существо, которое предназначено Богом к вечной жизни. Духовные радости являются главными, они действительно могут удовлетворять тело и могут помочь смириться со всеми проблемами, которые сейчас возникают у людей.

— Эти проблемы иначе можно назвать стрессом, уровень которого, как считается, растет год от года. Порой кажется, что многие неосознанно сами взваливают на себя все больше обязанностей, от чего потом мучаются. Что это за процесс? И как обрести мир в душе?

— Это и есть тот самый нездоровый образ жизни современных людей. Он связан, наверное, и с отсутствием нагрузок на тело, с непомерным употреблением пищи, переизбытком информации, внешними причинами. Он связан еще и с тем, о чем мы уже говорили, ведь человека мы воспринимаем в единстве тела и души. Человек потерял связь с Тем, Кто является центром бытия. Люди не уделяют времени молитвам, чтению слова Божия. Слова, которые есть в Евангелии и Священном Писании, выстраивают душу совсем иначе, нежели те слова, которые мы слышим из телевизора, или те, которые размещены в социальных сетях. Они успокаивают душу, дают человеку возможность понять смысл того, что с ним происходит, что происходит в мире. Без этого быть спокойным, сдержанным, научиться кротости, смирению невозможно. Конечно, есть еще один аспект, который современное общество недооценивает. Все говорят о борьбе с ожирением, о необходимости двигаться, о вреде алкоголя и табака. Но никто не говорит о плотской распущенности. Возможность беспорядочных связей влияет на состояние души человека и мешает целостности восприятия мира. Это вытесняет те подлинные радости, которые составляют основу человеческого счастья. Поэтому и необходимо хранить традиции, которые одинаковы для России при князе Владимире и России XXI века. Приобщение к вечной истине — и только это — может помочь человеку обрести покой и мир в своей душе.

— Есть ли сегодня в Петербурге реальная возможность приобщиться к традициям милосердия? Как развивается церковное социальное служение, и отражает ли большое количество благотворительных, милосердных организаций реальную ситуацию? 

— Безусловно, да. В Петербурге очень хорошие священники, ведь развитие церковного социального служения связано прежде всего со священниками. Всегда архиереи, которые возглавляли митрополичью кафедру, относились с вниманием к этому служению в Петербурге. Здесь была открыта первая церковная больница святой Ксении Петербургской, которая была освящена еще Святейшим Патриархом Алексием. В Петербурге воспитывал студентов нынешний Патриарх Кирилл, который обращал внимание на то, чтобы священник был миссионером и действительно умел любить людей. Сами петербуржцы — люди, пережившие блокаду. И хотя многих из них с нами уже нет, их потомки знают о страданиях не понаслышке. Мне кажется, петербуржцы очень милосердны, сострадательны. Все эти причины определяют высокий уровень дел милосердия в Петербурге. Традиции замечательных врачей, которые здесь жили, священнослужителей, общин сестер милосердия сохраняются и приумножаются. Сейчас идет объединение в единую сеть социального служения всех возникших в последние годы проектов. Продолжится и процесс привлечения к делам милосердия как можно большего количества людей, которые, может быть, даже еще далеки от Церкви. 

— Быть волонтером сегодня популярно, даже модно. Как определить, искренний это порыв или дела «на публику»? Чем отличительно истинное служение, меняющее сердце? 

— Это тайна, которая откроется только в конце мира на суде Божием. Сказать об этом сейчас очень сложно. Мы знаем об Иуде, который был истинным апостолом, а потом стал предателем. Мы знаем про Павла, который был гонителем, а потом стал ревностным христианином и первоверховным апостолом. В жизни все очень быстро меняется. Иногда человек идет от внешнего и приходит к внутреннему пониманию того, что он делает. Может быть и наоборот — начав с энтузиазмом трудиться ради больных, человек вскоре становится корыстным и тщеславным, заботится лишь о том, как он выглядит со стороны. Это очень опасная тенденция — делать благие дела не втайне. Есть такой замечательный писатель, подвижник святой Авва Дорофей. Он говорит о том, что больной больше благотворит тому, кто ему помогает, чем наоборот. Когда человек понимает, что доброе дело меняет его самого, — он на истинном пути.

Диакония.ru/Патриархия.ru

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Если у ребенка обнаруживаются дарования, то их необходимо развивать

Митрополит Волоколамский Иларион: Без Бога невозможно построить справедливое общество

Митрополит Волоколамский Иларион: Общение с Богом невозможно заменить никаким искусственным разумом

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Николай II не хотел покидать Россию

Интервью председателя Синодального отдела по делам молодежи порталу «Обзор»

Одна из задач Церкви — воспитать хороших людей

Митрополит Волоколамский Иларион: Бог является неотъемлемой составляющей жизни человека

Митрополит Волоколамский Иларион: Всякая попытка Церкви войти в пространство молодежной субкультуры заслуживает поддержки и признания

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин: Священник должен уметь выслушать и понять другого человека