Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Социальное служение в Санкт-Петербургской епархии

Социальное служение в Санкт-Петербургской епархии
Версия для печати
20 июня 2008 г. 10:00

В своей статье постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир рассматривает различные аспекты организации церковного социального служения в епархии, а также анализирует причины относительно слабого развития социальной активности Церкви.

***

Социальное служение всегда было неотъемлемой составляющей жизни Церкви. В милостивом отношении к голодному, больному, бездомному раскрывается, по слову Спасителя, реальность нашей любви к Нему Самому (Мф. 25, 31-46). Уже в ранней Церкви мы видим попечение о нуждающихся, которым руководили особо поставленные диаконы и диакониссы.  В святоотеческую эпоху, когда Церковь получает возможность свободно исповедовать свою веру, отцы, учители и пастыри Церкви служили делу христианской благотворительности, как пастырским научением, так и личным примером. Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Милостивый и многие другие сами создают многочисленные больницы, богадельни, приюты для сирот и нищих.

Русская церковная традиция также богата опытом деятельной помощи страждущим. В средневековье в организованных формах она сосредотачивалась в монастырях, а в XIX — начале ХХ века приобрела широкий общественный размах. Санкт-Петербург, как столица Российской Империи, подавал в этом пример всему государству.

Как известно, в советское время церковная благотворительность в нашей стране, как и все другие виды общественной активности Церкви, была законодательно запрещена, структуры ее упразднены, виднейшие деятели репрессированы. Сегодня, одновременно с восстановлением разрушенных храмов и монастырей, Русская Православная Церковь ведет широкую благотворительную деятельность, откликаясь на многообразные нужды общества.

В Санкт-Петербургской епархии более 50 приходов и монастырей  занимаются социально-благотворительной работой на постоянной основе. Ими учреждено более 60 благотворительных организаций, действующих под непосредственным руководством или патронажем священнослужителей. В общей сложности в них занято более 230 штатных сотрудников и более 500 волонтеров. Приходы епархии сотрудничают со 104 государственными медико-социальными учреждениями и с 23 общественными организациями. Благотворительная деятельность Церкви охватывает практически все направления социального служения: помощь детям, больным, старикам, малоимущим, заключенным, инвалидам, бездомным, наркозависимым, ВИЧ-инфицированным. Многие церковные благотворительные инициативы получили высокую государственную оценку, а некоторые получают финансовую поддержку от государства.

Следует отметить, что социально-благотворительная работа развивается на приходах, где служат наиболее ревностные пастыри. Как правило, в таких приходах проводится активная миссионерская и просветительская деятельность. Благотворительное служение оказывается часто продолжением этой работы и способствует формированию крепкой православной общины.

С 1996 года в епархии действует Отдел по благотворительности, призванный координировать деятельность приходов в области их социального служения, определять приоритетные направления социальной работы, консультировать новые благотворительные инициативы, осуществлять контакт с органами государственной власти и общественными организациями в сфере благотворительности. В 90-е годы были заключены договоры о сотрудничестве между Санкт-Петербургской епархией и Комитетами Администрации Санкт-Петербурга, отвечающими за медико-социальные вопросы жизни города. По инициативе епархии было проведено более 10 международных, общероссийских и региональных конференций, посвященных различным вопросам социального служения Церкви. Подготовлен к изданию справочник по епархиальному социальному служению.

На сегодняшний день сложилось два пути осуществления церковного социального служения: работа в государственных учреждениях и создание собственных структур для реализации социальных программ. Традиционными видами социального служения в государственных организациях являются помощь в больницах, посещение детских домов и интернатов. Эта деятельность осуществляется  обычно благотворительными братствами и сестричествами.

Поскольку сотрудничество с государственными учреждениями в области благотворительности на законодательном уровне не отработано, оно сопряжено с определенными трудностями. Работа строится на личных контактах священнослужителей с администрацией и подвержено изменениям при смене руководства учреждения. Поэтому там, где есть возможность, Церковь старается создавать собственные социальные учреждения. К епархиальным социальным структурам можно отнести:

  • Больницу св. блж. Ксении Петербургской
  • Диаконический образовательный центр по подготовке сестер милосердия и приходских социальных работников
  • Научно-просветительское Общество Православных Врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки Войно-Ясенецкого

Наиболее успешно развивается работа с детьми, стариками и наркозависимыми.  Именно эти направления церковной благотворительности получают неизменно высокую оценку государства. Не имея возможности в рамках статьи рассказать обо всех инициативах в этих направлениях, приведем несколько примеров наиболее удачных проектов.

Плодотворно развивалось сотрудничество церкви с государственным реабилитационным центром для несовершеннолетних «Дом Милосердия», возникшим при православном приходе и получившим государственный статус в 1992 году. Центр занимается реабилитацией безнадзорных детей и квалифицированным устройством их в приемные семьи. В течение последних 10 лет центр располагается в церковном здании вместе с приходом св. Анастасии Узорешительницы, а филиал центра — при Троице-Измаиловском соборе.
Одним из лучших проектов по работе с беспризорными детьми стал «Детский кризисный центр», учрежденный совместно православным, католическим и лютеранским приходами.  При нем открыта первая в Петербурге ночная гостиница для беспризорных детей.  Работают несколько центров дневного пребывания, детский телефон доверия.

При сестричестве св. прмц. Елизаветы Федоровны действует приют для сирот, родители которых умерли в результате онкологических заболеваний. Он явился естественным продолжением служения сестер милосердия в городском хосписе №1.

Одним их наиболее уникальных церковных проектов является работа с условно осужденными подростками 14-18 лет в центре свт. Василия Великого. Центр имеет стационар на 8 человек, социальную гостиницу и клуб для молодежи. Стационар принимает на реабилитацию до 25 подростков в год. Этот центр является первым в России опытом успешного применения системы пробации для несовершеннолетних правонарушителей. По итогам пятилетней работы центра городской администрацией в 2008 г. принято решение организовать 12 подобных государственных центров в разных районах города.

В 2003 году по инициативе епархии был открыт первый в России Детский хоспис. Он обслуживает в патронажном режиме до 100 неизлечимо больных детей от 2 до 18 лет, а также оказывает духовно-психологическую помощь их родителям. Городская администрация выразила готовность построить стационарное здание для этого учреждения.

Многие приходы Санкт-Петербургской епархии ведут постоянную работу с детьми в центрах дневного пребывания при храмах, организуя разнообразные кружки по интересам, ежедневное питание детей, паломнические поездки и походы. Эта работа, рассредоточенная по территории города и области, помогает сотням детей избежать беспризорности.

При приходах и монастырях создано 6 богаделен с общим числом мест более 60.  В 2008 году предполагается открыть еще две крупные богадельни на 40 и 80 мест в Ленинградской области. Церковные учреждения этого профиля способны создать условия достойного проживания одиноких престарелых людей в течение многих лет, обеспечить их духовное окормление и церковное погребение.

Успешно ведется работа с наркозависимыми. Рассматривая наркоманию и алкоголизм как заболевание не только социального, но и духовного характера, в наших центрах предлагается комплексный подход к работе с наркозависимыми. Церковь способна дополнить психотерапевтическую работу ценностной ориентацией пациента, основанной на православном мировоззрении и воцерковлении. Несколько крупных конференций, посвященных  этой проблеме, показали, что именно в церковных реабилитационных центрах достигается наиболее устойчивая ремиссия пациентов.

В епархии действует 4 реабилитационных центра для наркозависимых и алкоголиков со стационарами, способными принять до 50 человек и социальной гостиницей на 10 человек. Амбулаторная работа  охватывает до нескольких тысяч пациентов в год.

Однако, несмотря на эти очевидные успехи, мы должны констатировать, что потенциал, имеющийся в церковных общинах, используется далеко не полностью. Нам видится несколько причин относительно слабого развития социальной активности Церкви. 

Первое — недостаток помещений для благотворительной работы, особенно в  городе. Пока приходам передаются, главным образом, храмы, но не передаются приходские дома или хотя бы части этих домов, где можно было бы разместить благотворительные учреждения. Примером активного использования переданных помещений в целях социальной работы могут быть в Петербурге комплексы Александро-Невской Лавры, Новодевичьего монастыря, бывшего Ярославского подворья и др.

Второе — неясность в отношениях Церкви и государства в социальной области. В законе о религиозных организациях не разработан вопрос о формах сотрудничества Церкви и государства в социальной сфере. Поэтому, например, остается не проясненным статус храмов и часовен в медико-социальных учреждениях, а также права верующих по оказанию помощи пациентам этих учреждений.

Не предусмотрена в законе и финансовая поддержка церковных диаконических инициатив со стороны государства (закон предусматривает только финансирование восстановления храмов и преподавания общеобразовательных дисциплин в церковных учебных заведениях). Создаваемые приходами некоммерческие благотворительные организации (НКО), которые по закону имеют право на государственные субсидии, как правило их также не получают в виду отсутствия в стране рынка социальных услуг.

Государство по-прежнему удерживает монополию на социальную сферу. Даже те организации, которые единодушно признаются чиновниками как чрезвычайно значимые, не могут получить государственную поддержку напрямую. Обычно в таких случаях сотрудникам НКО предлагается устроиться на работу в государственное социальное учреждение и там получать зарплату за социальную работу в церковной организации.

Система городских грантов на социальную работу пока развита слабо и не способна придать стабильность развитию церковной благотворительности. К сожалению, в последнее время руководителям наших наиболее развитых организаций, добивающихся государственного финансирования, делаются предложения получить статус государственного учреждения или войти в существующие государственные структуры, т.е. потерять свою независимость и церковную специфику. В некоторых случаях эти предложения приобретают характер давления. Очевидно, что такое положение дел не соответствует заявленному властью стремлению к построению гражданского общества.

Третье — существенное снижение поддержки церковной благотворительности зарубежными фондами. Благотворительный Фонд содействия межцерковной христианской диаконии (Бывший Христианский межцерковный диаконический совет), получающий средства, главным образом, от западных христианских фондов, чувствует это в полной мере. При этом, конечно, нужно отметить значительный рост активности отечественных благотворителей по поддержке нашей диаконической работы за последние несколько лет.

Помимо частных лиц появились фонды, учрежденные коммерческими структурами, которые ставят своей задачей помощь церковным благотворительным инициативам. К ним можно отнести, фонд «Милость» и фонд Дмитрия Солунского. Однако эта поддержка могла бы быть намного выше, если бы законодательно предусматривались налоговые льготы частным благотворителям и коммерческим организациям. Такое законодательство допускает определенный риск не целевого использования средств, но без этого риска вряд ли можно ожидать развития независимых социальных инициатив. Это вопрос политического решения: нужно нам гражданское общество или нет?

Ответом на многие проблемы сегодняшнего развития церковной благотворительности стало бы соглашение о социальном партнерстве государства с Русской Православной Церковью (а возможно, и с другими религиозными объединениями, имеющими соответствующий юридический статус и доказавшими способность эффективно работать в социальной сфере). В рамках такого соглашения легче решался бы вопрос и о передаче недвижимости под социальные цели, и вопрос государственного финансирования церковной благотворительности, и вопрос о налоговых льготах благотворителям, поддерживающим церковные проекты. Полагаем, что условия для такого партнерства созрели.

***

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на Всемирном саммите в защиту гонимых христиан

Тема Великой Отечественной войны в творчестве номинантов Патриаршей литературной премии

Митрополит Калужский и Боровский Климент: С любовью к человеку, к Родине

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на V пленуме Христианского межконфессионального консультативного комитета

Александр Щипков: Захоронение Ленина — это вопрос времени, а не намерения

В.Р. Легойда: Пасха — возможность встать с колен

Соболезнования в связи с трагедией в метрополитене Санкт-Петербурга

Он был не только духовником ― он был совестью монастыря

Митрополит Волоколамский Иларион. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова)

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании рабочей группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ России и Италии