Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Церковный календарь — знамение единства Церкви

Церковный календарь — знамение единства Церкви
Версия для печати
19 июня 2008 г. 10:00

Для человека, стремящегося к сознательной духовной жизни, православный календарь, задающий церковный богослужебный и бытовой ритм, является неотъемлемой частью повседневных дел. В Церкви Божией все бывает «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается исполнением Церковного Устава, одним из выражений которого является церковный календарь, благовременно возвещающий и напоминающий клирикам и всем верным чадам Церкви о днях праздников и постов.

В Церкви с древних времен велись записи дней памяти мучеников и существовали месяцесловы. С течением времени месяцесловы все больше увеличивали количество памятей, как за счет появления новых святых, так и благодаря тому, что их составители собирали памяти святых из разных источников. Многие столетия в Русской Православной Церкви вместо календарей, в теперешнем понимании, использовались месяцесловы, которые составляли приложение к Богослужебным книгам — Евангелию, Апостолу, Псалтири, или представляли из себя отдельные святцы.

В конце XIX — начале XX веков Церковь, в лице Священного Синода издавала только месяцесловы, но не календари в современном смысле слова. До сего дня узаконенными церковными месяцесловами являются следующие три, изданные по благословению Святейшего Синода: 1) Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию. СПб., 1891; 2) Христианский месяцеслов. М., 1900; 3) Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903.

В 1931–1935 годах Православный церковный календарь издавался в составе Журнала Московской Патриархии. С календаря 1944 года непрерывный выпуск Православного церковного календаря продолжается по сей день.

Вопросы, связанные с близким для всех в повседневной богослужебной жизни церковным календарем, заслуживают особого внимания. За прошедшее десятилетие церковный месяцеслов весьма существенно преобразился, в связи с массовой (более 1500 святых) канонизацией новомучеников и исповедников Российских. Если раньше, открывая церковный календарь, мы видели на каждый день церковного года в среднем пять-семь имен святых (иногда даже два-три имени), то теперь количество имен святых на один день увеличилось в полтора-два раза.

Очень трудно бывает соотнести имя новомученика (кроме, пожалуй, имен архиереев) с конкретной личностью святого, по причине того, что краткий объем календарного месяцеслова не может дать всех необходимых сведений, а жития многих и многих новомучеников, к сожалению, до сих пор остаются практически неизвестными для большинства церковных людей.

Раздел общецерковного календаря, содержащий имена святых тоже коренным образом изменился с прославлением большого числа новых святых. И нарекающие имена при Крещении встают перед выбором — нарекать имя в честь общеизвестного русского или вселенского святого или в честь новомученика, имя которого ближе подходит к дате рождения или дате крещения. Но не известно, легко ли будет найти хотя бы самое краткое житие и иконописное изображение новопрославленного святого, ведь даже изданные сборники о новомучеников — это скорее не жития, а жизнеописания или материалы к написанию жития.

Очевидно, что с точки зрения сохранения традиции очень важно знать жизнь именно ближайших к нам по времени святых. Необходимо их глубокое почитание не только в местах их подвига.

Другой тенденцией последних лет является увеличение числа соборных памятей. Начавшись еще в 80-е годы, данный процесс все более и более набирает темпы. Понятно, что все множество епархиальных Соборов святых обнимается Собором Всех святых в земле Российской просиявших. Значимость Собора какой-либо местности определяется не количеством святых входящих в данный Собор, а поэтому, представляется, что Преосвященным архиереям нет особой необходимости стремиться к предельному расширению списка Собора святых своей епархии.

По первоначальному замыслу местных Соборов, они должны включать в себя наиболее яркие имена святых, неоспоримо в весьма значительной мере связанных именно с данной местностью. Конечно, имя преподобного Серафима Саровского включают в списки своих Соборов и Нижегородская, и Тамбовская, и Курская епархии, а имя благоверного князя Александра Невского включают в свои списки еще большее количество епархий. Но все же частые пересечения списков святых в Соборах разных епархий не всегда оправданы.

Одно из главных назначений Собора конкретной епархии — это поистине уникальная возможность включения в список имен календаря местночтимых святых данной местности. А общецерковные святые — они ведь и так почитаются всей полнотой Церкви. Церковь едина — и главными Соборными памятями для любой епархии должны оставаться Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, и Собор новомучеников и исповедников Российских.

Нельзя обойти вопрос размывания понятия общецерковного календаря. Того издания, которое оповещает всю Церковь о состоявшихся новых канонизациях в нашей Церкви, о внесении в месяцеслов святых, прославленных другими Поместными Церквами, об осуществляемых по благословению Священноначалия переносах празднований, о внесении в календарь новых Соборных памятей, о составе епископата Русской Православной Церкви.

Проблема связана с умножившимся количеством епархиальных календарей, не всегда выходящих на должном уровне, несогласованных с общецерковным месяцесловом, зачастую содержащих неточности, а порой и ошибки. При этом внешний вид и структура почти всех этих изданий зачастую недвусмысленно копируют официальный календарь.

Современный ассортимент печатной продукции изобилует наименованиями православных календарей, издаваемых как церковными, так и светскими издательствами. В то же время Святейший Патриарх Алексий неоднократно указывал в своих выступлениях (в частности, на Архиерейском Соборе 2004 года), что официальным календарем Русской Православной Церкви является календарь, выпускаемый Издательским Советом Русской Православной Церкви, а все другие издатели православных церковных календарей должны следовать этому календарю.

Необходимо отметить, что, содержащие информацию местного характера, епархиальные календари не являются и не могут быть заменой общецерковного, ибо не доносят до читателя всей необходимой информации. Епархиальные и другие не общецерковные календарные издания могут существовать только «на ряду с», но не «вместо» официального календаря, издаваемого для нужд всей Церкви, служащего для достижения литургического благочиния и единообразия во всей поместной Русской Православной Церкви.

 

Александр Шишкин, заведующий Календарным отделом Издательского Совета Русской Православной Церкви

***

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Теология в образовании и науке: развитие отрасли

Новый русский консерватизм. Доклад А.В. Щипкова на XXII Всемирном русском народном соборе

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на международном симпозиуме «Теология в современном образовательном и научном пространстве»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на VI Всемирном конгрессе российских соотечественников, проживающих за рубежом

ЦНЦ «Православная энциклопедия» публикует новые комментарии к историко-каноническим исследованиям Константинопольского Патриархата по украинской проблеме

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона участникам XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви

Комментарий управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского Антония по поводу решения Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий

Евангелие от Матфея в церковной традиции и современной науке

Епископ Бачский Ириней. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»