Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Межсоборное присутствие приступило к анализу форм церковного служения мирян в современной Русской Православной Церкви

Межсоборное присутствие приступило к анализу форм церковного служения мирян в современной Русской Православной Церкви
Версия для печати
11 октября 2015 г. 12:35

Cеминар «Церковнослужитель и его место в иерархии Церкви» прошел 5 октября 2015 года в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове. Организатором мероприятия выступила комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви при участии информационно-просветительского интернет-портала «Приходы». Благословил начинание председатель комиссии, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. В соответствии с поручениями Священноначалия данная комиссия призвана подготовить «Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви».

Председательствовал на научном семинаре митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир, член Межсоборного присутствия, которому поручено создать проект упомянутого документа. Модератором мероприятия стал заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Божия Илии в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов).

В начале семинара заместитель заведующего кафедрой истории Церкви и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Димитрий Пашков представил очерк положения низшего клира в эпоху Вселенских Соборов. Он отметил, что по каноническим правилам, если оглашенные отрекались от веры или совершали другие тяжкие грехи до крещения, при условии покаяния после таинства они все равно могли производиться в низший и даже высший клир. Применительно к современной ситуации отец Димитрий предложил подумать над тем, чтобы, возможно, заменить формулировку «оглашенный» на «немотивированно крещенный в детстве», чтобы соблюсти дух канона.

Доцент Московской духовной академии священник Михаил Желтов отметил, что в богослужебных текстах не употребляется термин «хиротесия» по отношению к церковнослужителям — наоборот, он употребляется по отношению к священнослужителям. В первом же случае используется либо термин «прохирисис» («произведение»), либо термин «хиротония». Современный русский архиерейский чиновник содержит следующие чины хиротесий: чтец и певец, иподиакон, архи- и протодиакон, протопресвитер, игумен, архимандрит. «Сейчас есть разделение терминов «хиротония» и «хиротесия», в византийскую эпоху такого разделения не было», — отметил отец Михаил. Он предположил, что здесь могло сказаться влияние схоластического богословия с его четким разделением на Таинства и обряды, а следовательно — на Ordines Minores и Ordines Majores (низшие и высшие чины клира).

В практической плоскости отец Михаил предложил переработать изложение текстов хиротесий в чиновнике: восстановить молитву над свещеносцем как самостоятельный чин, вернуть рубрику о поставлении певцов, возможно, исключить из чинов возгласы александрийского происхождения и добавить молитву над духовником. Чины, отсутствующие в чиновнике, докладчик предложил не считать хиротесиями, а уже принятые Священным Синодом чины поставления иконописцев и звонарей осмыслить как священническое благословение.

Преподаватель Коломенской духовной семинарии священник Дмитрий Полещук напомнил, что сам институт чтецов, упоминающийся уже в раннехристианских текстах, возник потому, что в древней Церкви далеко не все люди умели читать, даже некоторые епископы не владели этим навыком. Читавшие люди были дороги для церковной общины, занимали привилегированное положение и исполняли функции евангелистов. С распространением грамотности, примерно с середины III века чин чтеца стал сводиться к произнесению за богослужением текстов Апостола. Тогда же появился чин постановления во чтеца, дополненный в VI веке.

Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протодиакон Константин Маркович рассказал о чинах церковнослужителей в латинской традиции. Он отметил, что нынешняя трехступенчатая система управления Церковью (епископ-благочиние-приход) фактически сложилась в Риме в первые века христианства, а исторические вызовы и задачи, стоявшие в то время перед Римской Церковью, схожи с вызовами, актуальными для современной Русской Православной Церкви.

Заведующий отделом аспирантуры Российского православного университета Павел Герасимов отметил, что для решения вопроса о чинах церковнослужителей в современной Русской Церкви необходимо богословски его осмыслить. По его мнению, для решения вопроса нужен ряд исследований, посвященных целеполаганию: для чего Церкви необходимо церковнослужение. «Наука не может быть чистой наукой. Наша церковная наука должна иметь конкретный результат», — резюмировал Павел Герасимов.

Преподаватель Нижегородской духовной семинарии священник Андрей Логинов обратил внимание на то, что в раннехристианских текстах отсутствует противопоставление «священники-миряне», а самого термина «миряне» нет вообще: предполагается, что Церкви служат все ее члены. Исходя из этого, надо определять, какие будут чины и какие потребуются молитвы, полагает отец Андрей.

Преподаватель Коломенской духовной семинарии протоиерей Дионисий Басов подтвердил, что в древней Церкви клириками считались все ее служители, поставляемые епископом. Термин «причетники», возникший в Синодальную эпоху, не соответствует канонической практике, хотя законодательно положение причетников было приведено в соответствие с церковными установлениями. Однако в советскую эпоху и это условие было нарушено — обязанности церковнослужителей сплошь и рядом стали исполнять миряне, не входящие в клир. В современной ситуации отец Дионисий полагает необходимым отделить лиц, занимающих церковные должности, от клириков, имеющих посвящение, определив условия вступления в должность, обязанности ее обладателя и санкции за их неисполнение. В частности, отец Дионисий призвал определить порядок прислуживания в алтаре пожилых женщин в исключительных случаях, а также порядок ношения мирянами церковных одежд — как богослужебных, так и внебогослужебных — и поступления певчих в церковные хоры.

Клирик Троицкого храма подмосковного Реутова священник Михаил Конюхов напомнил, что служение иподиакона, которое требует от церковнослужителя большой ответственности (к иподиакону предъявляются повышенные требования, он не имеет права жениться, если еще не женат), сегодня часто исполняется лицами, не имеющими этого сана, — как чтецами, так и диаконами. Чин свещеносца сохранился в Русской Православной Церкви, но только в единоверческих приходах. В женских монастырях, например Серафимо-Дивеевском, обязанности свещеносиц и посошниц исполняют монахини.

Аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Александр Андреев провел экскурс в современную практику Русской Зарубежной Церкви, где должность псаломщика неоднократно закреплена в уставных документах, однако некоторые моменты, связанные с ее исполнением, никак не прописаны. В частности, нигде не отмечено, что псаломщик обязан быть православного вероисповедания. В результате на некоторых приходах псаломщиками оказываются люди нецерковные либо принадлежащие к раскольничьим группам.

С другой стороны, аспирант Московской духовной академии Дмитрий Бочарников обратил внимание, что если ввести практику обязательного молитвенного благословения на любую церковную должность, то некоторые благочестивые миряне могут отказаться от должности псаломщика, ссылаясь на свое недостоинство. Если заменить такого человека нельзя, ему придется продолжить служение без посвящения.

Старший преподаватель кафедры православного вероучения Российского православного университета игумен Хризостом (Елисеев) и магистрант II курса Московской духовной академии священник Роман Смирнов рассказали о работе в синодальных и епархиальных структурах как форме церковного служения. Свои доклады также представили аспирант Московской духовной академии священник Сергий Гурдяев и магистрант II курса МДА Александр Бандурин.

В заключение семинара были обозначены основные вопросы, поставленные участниками семинара: что есть служитель Церкви, какие есть степени церковнослужителей и типы их служений, каковы условия и последствия вступления в ряды служителей Церкви, следующе из этого обязанности и права и др. Именно на этих темах предстоит сосредоточиться комиссии Межсоборного присутствия при создании документа о современных служителях Церкви, не принявших священный сан, но трудящихся во славу Божию.

Доклады выступавших будут опубликованы на интернет-портале «Приходы» в специальном разделе «Мнения». Здесь же все желающие уже на этапе создания документа Комиссии смогут оставить свои комментарии, высказаться по теме церковного служения мирян. Затронутые актуальные вопросы найдут отражение в итоговом документе комиссии.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В рамках выставки-форума «Радость Слова» в Чебоксарах открылась фотовыставка «Афон»

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами принял участие в первом Общероссийском историческом собрании

В Чебоксарах открылась выставка-форум «Радость Слова»

В Церкви отмечают снижение возраста начала наркопотребления

В Издательском Совете пройдет круглый стол на тему «Перспективы развития Патриаршей литературной премии»

Предстоятель Константинопольской Православной Церкви направил Святейшему Патриарху Кириллу соболезнование в связи с трагедией на Сямозере

Открывается набор на курсы для священнослужителей по жестовому языку

Состоялось заседание российской части Совета по межрелигиозному сотрудничеству Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития

Во всех храмах Казанской епархии будет организован постоянный сбор подписей в защиту жизни нерожденных детей

Митрополит Минский Павел и митрополит Филарет (Вахромеев) приняли участие в Пятом Всебелорусском народном собрании