Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла к братии Оптиной пустыни

Слово Святейшего Патриарха Кирилла к братии Оптиной пустыни
Версия для печати
24 октября 2015 г. 14:02

23 октября 2015 года, в канун празднования Собора преподобных Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение во Введенском соборе Оптиной пустыни. По окончании богослужения состоялась беседа Святейшего Владыки с братией обители.

Дорогие отцы и братия! Я рад возможности снова встретиться, пообщаться, помолиться вместе с вами. Очень ценю все то, что совершается сегодня в Оптиной пустыни. Конечно, не без трудностей, не без ошибок, но обитель по милости Божией возрастает, и, может быть, самое главное, что в Оптиной пустыни большое внимание со стороны наместника и старших насельников уделяется духовному воспитанию молодежи, и не только молодежи. Это духовное наставничество, собственно говоря, и можно назвать старчеством.

Старец — это не пророк, это необязательно чудотворец, но это наставник, который может передать другому человеку наставления не только от прочитанного, но и от своего собственного опыта. Кстати, если и приходской священник произносит проповеди или исповедует людей только на основании прочитанного, повторяя то, что написано, то он не может стать настоящим духовным отцом. Исповедуются у такого батюшки поневоле, если уж другого нет. Но когда духовник говорит не только от написанного и прочитанного, но и от своего собственного опыта, когда вместе с тем, кто пришел на исповедь, он и сам кается Богу в грехах, то это оказывает духовное воздействие на кающегося. То же самое можно сказать и о наставничестве в монастыре, о старчестве. Если у старца нет реального опыта молитвы, он никогда не научит молиться. Он может давать какие-то молитвенные задания, проверять их, но он по-настоящему не приучит человека к молитве и не передаст ему молитвенный навык, любовь к молитве. Это касается и других добродетелей — послушания, нестяжания. Если у самого духовника нет опыта жизни в соответствии с этими идеалами, то слова его звучат пусто. И я радуюсь тому, что в Оптиной пустыни есть реальное наставничество со стороны старших, более опытных пастырей; не просто принятие исповеди, что происходит в каждом монастыре, а именно наставничество.

Конечно, избирать в наставники нужно людей смиренных, неамбициозных, не старающихся за счет наставничества увеличивать свой авторитет, а именно таких, кто стремится передать свой опыт другим. Практически всякий раз, когда мы постригаем в мантию, мы вручаем постриженника тому, кто должен им руководить. К сожалению, могу сказать, что во многих случаях это формальность, а не настоящее духовное руководство. Отдельные случаи есть, но по большей части именно это служение в наших монастырях малозаметно. Поэтому я хотел бы поддержать вас в этих трудах, но в то же время сказать, что нельзя формализовать такое тонкое дело, как наставничество. Ведь в этот процесс вовлечены два человека — наставник и наставляемый, и должно быть достигнуто некое сочетание этих духовных волн. Если нет сочетания, то имеет место диссонанс, явление хорошо известное в физике и музыке. А если есть сочетание, то возникает гармония, также хорошо известная и в физике, и в музыке. Очень важно, чтобы отношения наставляющих и наставляемых были гармоничными, и потому большая ответственность ложится и на наместника, и на тех, кто принимает решение о направлении кого-то из братии в наставники и прикрепляет к нему молодых. Я хотел бы особенно пожелать помощи Божией в этом добром и важном деле.

Еще раз остановлюсь на том, что представляется мне очень опасным и для монашеской жизни, и для священнического служения, — это эффект привыкания. Наверное, каждый из нас помнит то чувство, которое охватывало его, когда он входил в алтарь в первый раз или в первые несколько раз. Сам факт прикосновения к святыне производил огромное впечатление. Но со временем острота этих чувств уходит, потому что есть такое явление, как привыкание. Как хирург привыкает к крови, как анатом, делающий вскрытие, привыкает к мертвому телу, так что оно не вызывает у него никаких эмоций, так и в духовной жизни может происходить привыкание, а вслед за ним — охлаждение. Иногда это охлаждение так сильно поражает человека, его сознание, его чувства, что он уже не имеет сил оставаться в обители. Люди приходят с добрыми мыслями, с добрыми намерениями, но в какой-то момент вдруг понимают, что не могут быть больше в монастыре. Мы привыкаем к святыне, к благодати, к красоте. Так почему мы перестаем благодарить за все Бога? Почему каждый день не радуемся тому, что имеем? Или нужно, чтобы Господь постоянно проводил нас через испытания, скорби, болезни, — чтобы встряхнуть нас, чтобы мы снова увидели, как прекрасен этот мир, как замечательно жить в святом месте, святой обители, как благодатно служить Богу? Действительно, Господь иногда посылает нам наказания. Так вот, хотел бы сказать всем вам, братия: бойтесь уныния и бойтесь привыкания. Постоянно проверяйте себя, и если появляется чувство духовной скуки, лени, нежелания проявлять активность в монастырской жизни, то нужно бить тревогу. Нужно обращаться к мудрому наставнику.  Ни в коем случае не опускайте руки и не плывите по течению, потому что это очень опасное течение, которое выводит на пороги и водопады, так что можно разбиться насмерть.

Я хотел бы пожелать вам постоянно чувствовать новизну духовной жизни. Господь в книге Откровения говорит: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Он и в наших душах постоянно творит что-то новое, но для этого и с нашей стороны нужны усилия. Мы должны постоянно читать Священное Писание, вникать в каждое слово, отвечать на непонятные вопросы. Мы вообще должны ставить перед собой как можно больше вопросов, в том числе вытекающих из нашей жизни. Развитие всегда связано с преодолением трудностей, и человек, который перестает ставить перед собой вопросы, перестает развиваться. Если нет вопросов, то это застой, болото, а в болоте всегда развиваются инфекции. Поэтому старайтесь постоянно обновлять свое религиозное чувство, свои знания, свое понимание слова Божия, и этот духовный и интеллектуальный рост обогатит вашу жизнь. Он убережет вас от того, что называют выгоранием, привыканием и прочими словами, которые свидетельствуют о том, что человек не просто остановился в своем развитии, а стал падать вниз.

Я хотел бы от всего сердца пожелать вам помощи Божией в ваших трудах, крепости в вашей молитве, силы в вашем уповании, а самое главное — уверенности в правильности того пути, который вы избрали. Такое состояние духовного бодрствования поможет бороться и с искушениями, и с соблазнами. Искушения и соблазны побеждают нас, когда мы руки опускаем, когда плывем по течению. А когда мы все время себя взнуздываем, когда мы все время поднимаем планку, которую нам надлежит взять, когда мы постоянно ставим перед собой новые цели, — вот тогда нет никакого выгорания и никакого привыкания. Старцы и были теми самыми иноками, которые постоянно росли духовно, и пусть их молитвами Господь укрепляет братию святой Оптинской обители. Молитесь и за меня грешного. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Председатель Финансово-хозяйственного управления провел выездное совещание по вопросам сохранения объектов культурного наследия Псковской епархии

В Тимирязевской академии проходит семинар по повышению качества сельскохозяйственных работ в монастырях

Патриаршее поздравление настоятельнице Покровского Хотькова монастыря игумении Олимпиаде (Барановой) с 40-летием монашеского пострига [Патриарх : Приветствия и обращения]

Патриаршее поздравление наместнику Николо-Угрешского ставропигиального монастыря игумену Мефодию (Зинковскому) с 25-летием монашеского пострига [Патриарх : Приветствия и обращения]

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи [Патриарх : Приветствия и обращения]

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи [Патриарх : Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками Всемирного фестиваля молодежи

Всемирный фестиваль молодежи — 2024

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня войск национальной гвардии России

Патриаршее поздравление настоятельнице Покровского Хотькова монастыря игумении Олимпиаде (Барановой) с 40-летием монашеского пострига

Патриаршее поздравление наместнику Николо-Угрешского ставропигиального монастыря игумену Мефодию (Зинковскому) с 25-летием монашеского пострига

Патриаршее поздравление епископу Сергиево-Посадскому Кириллу с 25-летием монашеского пострига

Соболезнование Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Холле»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника культуры России

Соболезнование Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Холле»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию (Турикову), епископу Раменскому

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 25-й годовщины начала агрессии НАТО против Югославии