Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Черниговском подворье г. Москвы

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Черниговском подворье г. Москвы
Версия для печати
1 ноября 2015 г. 20:01

1 ноября 2015 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, входящего в комплекс Черниговского Патриаршего подворья города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с большим событием в жизни нашей Церкви — с освящением храма в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, домового храма Общецерковной аспирантуры.

Очень важно, чтобы духовная жизнь людей, занимающихся богословской наукой, была интенсивной. Вообще, всякое творчество, связанное с работой мысли, требует времени и сил. Вот и в богословском творчестве очень важно так распределять свои время и силы, чтобы не превращаться в кабинетного ученого, потому что богословие — наука особая. Богословие требует не только знаний, не только логики мышления, не только владения научными средствами и способами исследования источников. Богословие требует особого состояния духа, потому что эта дисциплина призвана, в конце концов, воздействовать на умы и на сердца людей. Вот почему всегда в центре жизни наших богословских школ — храм Божий. И я очень хотел бы, чтобы этот храм стал центром реальной духовной жизни профессоров, преподавателей и аспирантов. Все это очень важно, жизненно важно как для людей, занимающихся богословием, так и для каждого человека.

Сегодняшнее Евангельское чтение содержит рассказанную Господом притчу, которую большинство из нас хорошо знает, — о том, как вышел сеятель сеять семя (Лк. 8:5-15). Одно семя упало при дороге, и его поклевали птицы и затоптали люди. Другое упало на камень, но взошло солнце, и семя засохло, потому что не имело корня. Третье упало в тернии, то есть в сорняки, и взошли тернии и погубили семя. А четвертое упало на плодородную почву и принесло богатый плод. Господь, толкуя эту притчу, говорит, что семя — это Божественное слово. Птицы, которые прилетают, и люди, которые затаптывают, суть действия темной силы, которая искушает человека и уничтожает ростки Божественного слова. А то, что упало на камень и не имело корней, — это те, кто с радостью принимает слово Божие, но не в состоянии это слово воплотить в жизни, у них нет корневой системы, которая бы порождалась этим семенем, и поэтому при разного рода воздействиях извне появившийся росток засыхает. Примерно то же самое происходит, когда семя падает в сорняки, то есть некие обстоятельства жизни, иные цели и ценности закрывают глобальное, метафизическое видение того, что с нами происходит, так что мы отдаемся во власть этих обстоятельств, служим этим целям и ценностям, и слово Божие уничтожается в наших сердцах.

А что же сделать для того, чтобы мы были плодородной почвой? Удивительные слова мы находим в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Галатам (6:11-18). Апостол Павел говорит: «Для меня крестом Господа нашего Иисуса Христа мир распят, и я для мира». Что такое «крестом распят мир» — не «на кресте распят мир», но «крестом распят мир»? Это означает, что крест является главным мерилом и критерием истины. Это означает, что на кресте мы должны распинать человеческие идеи, философские взгляды, политические системы, что мы должны налагать крест на все эти человеческие идеи и сквозь крест взирать на них, чтобы определить, истинные они или ложные. Может быть, это камень, на который падает слово? Или тернии, которые его заглушают? Что же рационального содержится в этом посыле? А смысл заключается именно в том, что крест, — это жертва, это способность отдавать себя ради другого.

Вот если этот критерий мы будем полагать в основу оценки любой системы, будь то политическая, экономическая или философская, мы сразу определим, где правда, а где ложь. Конечно, в современной экономике действуют собственные законы, знание которых способствует тому, чтобы результат был максимально эффективным. Наверное, в экономической науке неприменим тот критерий, о котором мы сейчас говорим, но ведь речь идет не об узко научных исследованиях, а о некой общей картине жизни. И если государство основывает свою деятельность только на экономической системе, нацеленной на получение наибольшего экономического эффекта, если эта деятельность никак не уравновешивается идеей нравственной, идеей креста, идеей жертвенности, способности жить ради других, то такая экономическая система не принесет никакой пользы ни человеку, ни обществу. Она будет способствовать созданию страшного общежития, где выживает сильнейший, где закон любви не действует, где действует только строгий прагматизм или стремление получать наибольшую выгоду и пользу, в том числе повышая уровень своего потребления.

«Крестом Господа моего Иисуса Христа мир распят, и я для мира», — говорит апостол. Давайте на все то, что приходит в наше сознание, налагать этот критерий креста, и мы сразу поймем, где правда, а где ложь, за что нужно голосовать, а за что голосовать не надо, что нужно поддерживать, а что поддерживать не надо. Вот в этом и есть послание Церкви, которая не вмешивается в политические, экономические или социальные процессы, но располагает божественным критерием креста и призвана помогать людям использовать этот критерий в конкретных обстоятельствах своей жизни.

Но ведь, как говорит апостол, «и я распят крестом для мира». А это означает, что если человек принимает на себя крест и живет в этой логике крестной жертвы Спасителя, то он обретает огромную внутреннюю, почти нечеловеческую силу. И мы знаем, что практически все памятные даты, которые отмечает наш народ, начиная с былинных времен и до дней современных, связаны с нашим преклонением пред теми, кто возвысился над своими природными инстинктами, кто бросил вызов страданию и смерти, и не для того чтобы стать богаче и сильнее, а для того чтобы защитить других или Отечество. Крест дает силы, и когда мы мир распинаем крестом, когда мы себя распинаем на кресте, тогда и является нам и миру вечная Божественная истина.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

При атаке на Николо-Васильевский монастырь получил ранение насельник обители

Социальный отдел Южно-Сахалинской епархии организовал помощь пострадавшим от циклона

Глава Казахстанского митрополичьего округа совершил молебен об избавлении Алма-Аты и Казахстана от землетрясений

Создан епархиальный штаб для оказания помощи пострадавшим в результате взрыва на Шахтинском полиэфирном заводе

В Общецерковной аспирантуре начинает работу лекторий по патрологии

НИУ ВШЭ и ОЦАД провели курс для руководителей духовных учебных заведений о возможностях применения искусственного интеллекта

В ОЦАД открылся лекторий по каноническому праву

В Москве состоялась презентация выставки «Искусство христианской Армении»

В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у стен Московского Кремля

В День защитника Отечества Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата у стен Московского Кремля

Возложение венка к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены в День защитника Отечества

Клирик Русской Православной Церкви совершил в Тегеране панихиды о почивших соотечественниках

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице после Литургии в Троицком храме подмосковного Реутова

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Неделю 35-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 15-ю годовщину интронизации после Литургии в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя в день открытия XXXII Международных Рождественских чтений

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филиппа Московского после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в праздник Крещения Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в Крещенский сочельник после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Собора Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршее слово после великой вечерни в праздник Рождества Христова